Св.Игнатий дает в «Слове о молитве Иисусовой» (Аскетические опыты, т.2) дает следующее разъяснение о том, что «Перси» есть то место в груди, в котором содержится словесность и творится молитва. Это место крепления физического сердца к грудине, которое находится выше левого сосца.
у вас получилось что перси это место крепления и т.д...
Слово перси переводится как грудь...
Да, не нескладно вышло. Согласен с переводом слова перси, что это грудь.
Я разбирался с тем, что именно имеет ввиду Василий Поляномерульский под словом ПЕРСИ. У других отцов тоже упоминается, что в этом месте творится молитва.
Если я не прав, то поправьте. Ответ я нашел у Брянчанинова, где он объясняет строение сердца и отмечает, что то место, где крепится сердце к грудине есть верх сердца (перси) или место духовного сердца, где творится молитва. Это место находится выше левого сосца и называется у Василия персями. В других источниках место духовного сердца уточняется: два пальца выше сосца и два пальца к центру грудины или же: приложите ладонь на грудь горизонтально, чтобы большой палец был на ключице, тогда мизиниец покажет место духовного сердца. Обе рекомендации верно определяют это место. Убедился. Именно там творится молитва, когда она сильная или самодвижная. Тогда это место трудно не заметить.
Но весь разговор о персях был для того, чтобы предостеречь начинающих от внимания к местам ниже или сбоку от персей.
Собственно я и завел этот разговор для Андрея, который увлекается вниманием по центру груди, что находится сбоку от персей. От такого внимания отцы предостерегают.
Поэтому перевод в словаре верный, но отцы под словом ПЕРСИ имеют ввиду не всю грудь, а конкретное место в груди, где творится сердечная молитва. И это место физически локализовано. Все это справедливо до некоторого времени.
Александр, наверно, имеет ввиду более поздний этап духовной молитвы, или состояние, когда определить локализацию молитвы уже трудно, потому что само тело перестает чувствоваться и пространство исчезает. Тогда вообще говорить о месте не уместно.
Чтобы никто не подумал, что я проповедую держание внимания в персях, как средства соединения ума с сердцем, я открыл тему о важности внимания словам молитвы и о том, что сердце молится плачем. Если не будет плача сердечного, то молитва не опустится в сердце и останется умно-бессердечной.
Все средства хороши, если они помогают расшевелить сердце и подвинуть его к плачу. Это и молчание, и земные поклоны, и пост, и причастие, и памятование о смерти, и возгревание перед молитвой, и обращения к святым, и молитвы о зрении грехов, милосердие, соблюдение совести и т.д. И в том числе знание о том, что такое ум, рассудок, душа, дух, духовное сердце и перси, о которых говорят отцы.
Важно не увлекаться чем-то одним, а использовать все средства равномерно без перекосов. И в том числе использовать памятование о радости плача.