Я не понял "сиюминутная необходимость"... Леонид, разъясни на пальцах. Царствие Божие тут сейчас - всё так, но ведь стена или пропасть - моё самолюбие. Оно меня всё время заталкивает в камеру где нет Бога. Я говорю об этом - мы к Богу равнодушны, плевать - со мной Он или нет. Обратить внимание на это ожесточение сердца - я с этого начинаю. Я не знаю "учу ли методам спасения", но "душевного благополучия в мире сём" мне кажется, наоборот лишаю - все усилия прилагаю к этому.
Отче
Андрей,
ожесточение сердца наступает у людей к определённому возрасту, когда заканчивается у них "желток" [как в яйце] детства, в котором цвела беззаботность, и тот флёр Царствия, в котором они родились и жили до семилетнего, примерно, возраста, отходит от них и мир сей вступает в свои права, иногда чрезмерно жёстко, захватывает их души, выкручивает руки, высасывает их жизни, заполняет сиюминутность языческой заботой буквально обо всём.
Эта моя "преамбула" - для того, чтобы объяснить, что Царство Божие закрыто от нас не самолюбием, а
всей системой привитого нам [Врагом] восприятия мира. Самолюбие же, чаще всего - не слишком удачная форма защиты от мира.
Чтобы, наконец, услышать Христа с Его постоянным талдычением нам о Царстве Отца, как постоянно присутствующего факта, надо понять, что Господь ничему другому и не учит, отсеять всё остальное [хотя бы на некоторое время]. Мы знаем, что Он - не изобретатель Царствия; о нём откровенно пишет царь Давид.
Когда мы [здесь] говорим о
покаянии, то чаще всего имеем ввиду первый греческий смысл этого слова: преодоление ума - μετάνοια, или переводя дословно - "заумье", обретение того, что лежит за пределами ума. Царство Божие не может быть освоено или воспринято рассудочным умом, он может буквально сойти "с ума" от столкновения с ним.
Царство - прежде всего
моментальное изменение фокусной установки ума ["сиюминутная необходимость"]. Оно - как квантовый переход [электрона на более высокую орбиту]. Внезапное проникновение в Царствие может случиться под воздействием разных факторов: Призывающая благодать Божья, смертельная опасность, сильная и яркая влюблённость, Умное Делание с опусканием и утверждением ума в сердце. Сразу остаться жить в Царствии удаётся считанным единицам, но самое главное - уловить вкус Царствия, а дальше - только
нудить его и посвятить все силы души, да и всей жизни его приобретению, или, вспоминая преп. Серафима, стяжанию Духа Свята.