Исихазм

Автор Тема: О созерцании  (Прочитано 12258 раз)

игорь-т

  • Сообщений: 562
  • Призывающий Имя
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #15 : 10 Июль 2012, 09:07:35 »
"Психология созерцательной молитвы" игумен Евмений.http://youtu.be/YIP7j_MifLU
Я с Евмением согласен не во всем, но вопросы он поднимает интересные.
Призвать Имя незнанием . Ждать  "облаком неведения". Призвать Свет темнотой . Ждать  "мраком  пресветлым".
Призвать Слово безмолвием . Ждать  тишиной. Призвать Дух душой . Ждать  "тьмой  над  бездной".

игорь-т

  • Сообщений: 562
  • Призывающий Имя
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #16 : 10 Июль 2012, 19:38:40 »
Понравилась фраза Евмения :" Домолчаться до Бога."
Призвать Имя незнанием . Ждать  "облаком неведения". Призвать Свет темнотой . Ждать  "мраком  пресветлым".
Призвать Слово безмолвием . Ждать  тишиной. Призвать Дух душой . Ждать  "тьмой  над  бездной".

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #17 : 13 Июль 2012, 03:30:50 »
О бдении и немного о медитации ( в связи с Евмением)
http://neovit-messages.livejournal.com/#neovit_messages2494

Сфера жизни
http://neovit-messages.livejournal.com/#neovit_messages2740

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #18 : 13 Июль 2012, 12:06:08 »
Претенциозное название у важего жж, Неовит =)
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #19 : 13 Июль 2012, 12:36:58 »
Лучше эту тему в миру не поднимать совсем. Груз неудобоносимый, можно ухнуть так, что до самого тар тар.
Для тех, кто не практикует бдение, лучше не касаться этой темы.
Лучше, когда эта тема сама прикоснется практикующего бдение.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #20 : 13 Июль 2012, 12:38:07 »
Замечание по текстам. Чего бы хотелось поменьше, так это морализаторства, назидательности, учительского тона, ментальных скреп...

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #21 : 13 Июль 2012, 15:40:16 »
Замечание по текстам. Чего бы хотелось поменьше, так это морализаторства, назидательности, учительского тона, ментальных скреп...
Александр, спасибо за верные замечания. Отредактировал текст о Бдении, убрав назидательство и учительство. Что вы имеете ввиду под ментальными скрепами?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #22 : 13 Июль 2012, 15:49:34 »
Есть некоторая жесткость ума и ограничение его сверху. А так... только приветствую. Не как поучение, как дневник поиска. Это замечательно.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #23 : 13 Июль 2012, 16:39:56 »
Есть некоторая жесткость ума и ограничение его сверху. А так... только приветствую. Не как поучение, как дневник поиска. Это замечательно.
Что такое ограничение сверху?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #24 : 13 Июль 2012, 16:42:50 »
Пока нет цельности видения, единства охвата. Знания просачиваются через умственные конструкции.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #25 : 13 Июль 2012, 18:36:55 »
Пока нет цельности видения, единства охвата. Знания просачиваются через умственные конструкции.
Да, трудно выразить имеющимися у меня конструкциями то, что я получаю после молитвенных бдений. Приходится искать формы для отражения единого помысла через множество словоформ. Но это скорее ограничение снизу. А сверху - недостаток опыта, позволяющего видеть все, как вы говорите цельно, а не проблесками.

 

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #26 : 18 Июль 2012, 22:03:44 »
А вообще, надо ли искать словоформы и выражать конструкциями то сокровенное, что получаешь от Господа во время молитвенных бдений? какой в этом может быть смысл? :roll:

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #27 : 18 Июль 2012, 22:27:45 »
Если считаешь, что не нужно соотносить твой
опыт с опытом других, то - никакого смысла.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #28 : 18 Июль 2012, 23:06:46 »
А вообще, надо ли искать словоформы и выражать конструкциями то сокровенное, что получаешь от Господа во время молитвенных бдений? какой в этом может быть смысл? :roll:
Это непонятное противоречие для ума и насущная потребность для духа выразить изумление и умоиступление.
Во время этого поиска возвращаешься в молитвенное состояние и чувствуешь как бы продолжение  его. Наверно, это одна из возможных форм просвещения.

Когда начинаешь этот поиск, то чувствуешь внутри новое ведение, а во время поиска оно как бы извлекается и проявляется.
Не я ищу словоформы, а нечто разумное мне говорит: "ну, как тебе это истолковать на твоем языке? Приблизительно так и так пиши". Возникают совершенно неожиданные образы и словоформы  Чувствуешь себя авторучкой, у которой не хватает чернил, а тебя что-то принуждает записать. И пока не запишешь, не отпускает. А как запишешь, чувствуешь просветление. А как прочтешь, то удивляешься написанному, как будто не сам писал.

Есть опасность увлечься и начать записывать от своего ума. Тогда наступает помрачение и врата захлопываются.

Есть опасность тщеславия и самомнения. Зачем публиковать для других? Не знаю. Возможно, это проверка на смирение. А возможно, и скорее всего, это освобождение от соблазна рассказать другим, который внутренне не дает продвигаться.
Отшельники удалялись от такого соблазна, а нам, возможно, полезнее поддаться, чтобы разочароваться, освободиться и не возвращаться.

Основной тщеславный прилог – это желание быть полезным для других. И на это я получил четкий Божественный ответ:

***И если тех, и в слове, и в лицезрении, и в помощи которых имел нужду целый мир, Бог почтил больше за их безмолвие, нежели за вспомоществование всему братству, лучше же сказать, всему человечеству, то кольми паче безмолвие нужно тому, кто не в состоянии хорошо охранять себя?*** (прп.Исаак)
Я давно понял, что никакими умными мыслями я не спасу никого. Господь спасает, а я могу лищь помешать этому.
И мной двигал не тщеславный помысел, а нечто, что я начинаю понимать, как освобождение от слова, мешающего безмолвию.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #29 : 18 Июль 2012, 23:22:50 »
Видеосвидетельство опыта просветленного мастера Валерия Русского
http://www.proprosvetlenie.ru/2011/09/blog-post_1396.html
В этом видео рассказывается об опыте "просветления" без веры.
На сайте есть интересное о созерцании света.

Чтобы противостоять демоническому свету (а равно его образам), необходимо не только находиться в состоянии отрешённости, бесстрастия, смирения (чего уже добиться нелегко!), но ещё и – знать! Знать об этом свете.
В православной мистике существует целая наука различения «светов» - чистого Божественного и отражённого, бесовского. Представляем главные положения этой науки…
(1) Прежде всего надо смотреть на то, или максимально объективно оценивать то, какие состоя­ния души, какие настроения вызывает явившийся свет и при каких условиях он проявляется.
Сакральный, метапсихический Свет всегда обнаруживает Себя явно, решительно (чаще, когда не ждёшь) и показывается только тем молитвенникам, которые уже прошли значительную часть сво­его пути и прошли в положении покорности (наставнику).
Демонический же свет создаёт ситуацию выбора, он как бы «предлагает» и навязывает нечто, вызывая в человеке «колебания», смущение, сомнения (принять или не принять); и, зачастую, пока­зывается тем, кто практикует самостоятельно, без духовника и нередко уже в начале и середине пу­ти. И ещё предлагает себя, когда ждёшь (т. е. находишься уже в нетерпении и желании быстрых свершений). Налицо ситуация явного искушения, подвоха, обмана, соблазнения, совращения…
Здесь наблюдается парадокс. С одной стороны, Воин Христов прилагает все свои силы, чтобы пробиться к сакральному Свету, соединиться с Ним, а с другой – он не должен, «не смеет» видеть Его. Он не должен «желать» видеть Свет. Поскольку «видеть» Его по собственному намерению не­возможно – только Сам Свет решает открыться Ему молитвеннику или нет. В связи с этим явление «всякого» духовного света – это всегда испытание, своеобразный тест (на покорность, бесстраст­ность, готовность к приятию «настоящего» Света)…

(2) Истинный духовный Свет вызывает все самые глубинные переживания внутренней тишины – покоя, смирения, священного безмолвия, восхищения, благоговения, нередко экстаза, абсолютно­го удовлетворения, но непременно с ощущением своей недостойности «видеть» Великий Свет. Это глубоко интимная позиция осознания, которая «не кричит» о себе.
Природа воздействия бесовского света принципиально другая. Реакции на этот свет такие: смя­тение, страх, дрожь, волнение и в то же время - вожделение, восторг, духовная алчность, различные «кричащие», страстные переживания, связанные с экзальтацией, самовозношением, самоупоением, собственной исключительностью; мысли, что наконец-то удостоился, добился, прогрессируешь, что «открылось» только тебе… Впоследствии желание поучать других, создавать свои духовные шко­лы, церкви и направления, жажда самоутверждения, пристрастное желание проповедовать с ожесто­чённной критикой остальных учений, создание своей «мудрой» концепции (в н/в самыми яркими примерами подобной прелести является так называемый «Виссарион» со своим «учением» и Иоанн Береславский со своей «церковью», которая в разное время называлась по-разному – «Богороднич­ный центр», «Православная Церковь Божией Матери Державная»…).

(3) Кроме этого, если метапсихический Свет есть сама гармония, само абсолютное равновесие, само совершенство, то демоническое свечение иного рода. Бесовское воздействие обязательно связа­но с различными дисгармониями, особой неуравновешенностью, надрывом, перепадами, со сменой крайностей: кажущаяся благость, подобие некого духовного наслаждения вдруг сменяется или пере­мешивается с периодами глубокой печали, депрессии, отчаяния и с мыслями о самоубийствие, кото­рые в некоторых случаях реализуются…

(4) Божественный Свет предполагает исповедоваться по поводу Своего явления у наставника, священника, спросить совета и последовать этому совету. Демонический – внушает сокрыть себя от руководителя, чтобы не быть разоблачённым. Причём бесовской свет не приемлет никакой крити­ки, он заведомо её отрицает, не соглашается с ней; он требует настоять на своём.

(5) Отличаются «света» и по своим формам. Истинно духовный Свет, зачастую, не имеет фор­мы, Он бесформенный (иногда похож на солнце или сферу). Отражённый, искусительный свет поч­ти всегда имеет форму, образ (напр., антропоморфную или облакообразную светящуюся форму; это также локальные свечения, вспышки).

(6) Оба «света» имеют также отличия и в своём цвете, оттенках цветов.
Несозданный Божественный Свет – предельно чистый, это ослепительно  яркий, бело-золоти­стый Свет. Демонический свет, хотя и может быть ярким, напротив, имеет различные цветовые от­тенки – красноватые, пурпурные, оранжевые, серые, коричневые, жёлтые, или он вообще «радуж­ный», «переливающийся».

(7) Помимо всего необходимо очень осторожно относится и к запаху: бесы, демонстрирующие себя как свет, задействуя соответствующие психические точки в сознании (параллельно в мозгу) мо­литвенника, МОГУТ ВЫЗЫВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ УТОНЧЁННЫЕ ПРИЯТНЫЕ АРОМАТЫ, БЛАГО­УХАНИЯ.

8. Отличия «теоретические»: Божественный Свет – это Великий, вездесущий, «космический» Свет; дьявольский – ограниченный, свет «планетарный» (нефизический свет Земли). Оба «света» разумны и сверхразумны. Однако «первый» стоит «над» вторым. При этом истинное Небесное Све­чение открывает тайны вселенского существования, в то время как Планетарный свет препровожда­ет страшные тайны Земли.

(9) И наконец, если можно так выразиться, по внутреннему ощущению-переживанию, первич­ный, чистый Свет является «сладким-сладким» и Он насыщает до бесконечности; вторичный свет – обладает скрытой, не явной «горечью», он никогда не удовлетворяет и оставляет в состоянии нена­сытности, эгоистической встревоженности, жажды и безудержной страсти…