Исихазм

Автор Тема: О созерцании  (Прочитано 12173 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6235
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #60 : 23 Июль 2012, 12:10:04 »
Цитата: Никодим Святогорец
Поскольку Бог… при том, что Он неким образом постижим по Своим энергиям и совершенствам, непостижим не только по сущности, но и по беспредельности самих Своих божественных совершенств, а ум, напротив, будучи естественно добротолюбив, имеет стремление всегда уразумевать лучшее и наивысочайшее; то он привлекается наслаждением от того, что постижимо в Божественных совершенствах, и старается изо всей силы взойти к тому, что еще выше этого; однако поскольку он не в состоянии [этого сделать] (ибо, будучи ограничен, безграничного вместить не может), то, заключая из этого, что оное, чего он не смог постичь, выше и сладостнее, чем то, что он постиг, из-за этого дивится и недоумевает…; дивясь же, исполняется божественных рачений и распаляет в душе пламенеющее желание, соделывая то, что постижимо в Непостижимом, горючим для божественной любви и наслаждения... Этой божественной любовью [ум] очищается, очищаясь же, становится боговидным, становясь же боговидным, в дальнейшем становится богом по благодати...

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #61 : 23 Июль 2012, 12:42:25 »
Цитата: Никодим Святогорец
Поскольку Бог… при том, что Он неким образом постижим по Своим энергиям и совершенствам, непостижим не только по сущности, но и по беспредельности самих Своих божественных совершенств, а ум, напротив, будучи естественно добротолюбив, имеет стремление всегда уразумевать лучшее и наивысочайшее; то он привлекается наслаждением от того, что постижимо в Божественных совершенствах, и старается изо всей силы взойти к тому, что еще выше этого; однако поскольку он не в состоянии [этого сделать] (ибо, будучи ограничен, безграничного вместить не может), то, заключая из этого, что оное, чего он не смог постичь, выше и сладостнее, чем то, что он постиг, из-за этого дивится и недоумевает…; дивясь же, исполняется божественных рачений и распаляет в душе пламенеющее желание, соделывая то, что постижимо в Непостижимом, горючим для божественной любви и наслаждения... Этой божественной любовью [ум] очищается, очищаясь же, становится боговидным, становясь же боговидным, в дальнейшем становится богом по благодати...

Прозелит, спасибо. Очень точно сказано Никодимом и вами подмечено. Это объясняет то, что трудно было понять, зачем и почему ум испытывает потребность постигнуть непостижимое в рамках изсвестных понятий. Было непонятно зачем публиковать и не помысел ли это тщеславия с целью рассеять ум? Внимательно следил за проявлениями тщеславия, но не находил. В большей степени обнаруживался помысел быть полезным и учительство. От них трудно избавиться, потому что осмысление порождает выводы типа наставлений ко мне. И трудно найти форму, чтобы они не выглядели наставлениями  ко всем. Я стал защищаться такими оговорками, что это лишь некоторые предположения частного лица от частной практики.

Интересно подмечено здесь, что в процессе осмысления мистических опытов происходит очищение ума, как бы его просветление и появляется ясное видение не только отдельных мистических опытов, но и их целенаправленной взаимосвязи в Промысле Божьем обо мне грешном. Происходит не через воспоминания, а некоторым мгновенным озарением. Причем всплывают даже события из детства. И весь Промысел обо мне приобретает ясную картину, как если бы все события длинной киноленты виделись сразу. И те мистические откровения в самом начале творения ИМ, которые были непонятны становятся очевидными.
Слава Богу! 

прозелит

  • Сообщений: 6235
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #62 : 23 Июль 2012, 12:55:24 »
Neovit,не только же из тщеславия публикуют, Вы правы))
Попутно письменному изложению идет своеобразное творческое размышление. Затем, когда обсуждают изложенное,
часто мысли собеседника катализируют наши собственные рассуждения и инсайты. Которых бы не было без этого обсуждения, скорее всего...
Так что пишите, публикуйте на здоровье и на пользу. А форма найдется...
±
Очень емкая цитата. Вот и мне тоже было очень полезно узнать из этой цитаты, каким образом именно в созерцании
"распаляется пламенеющее желание". Жаль, что "Увещательное руководство" не переведено...

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #63 : 27 Июль 2012, 01:06:24 »

прозелит

  • Сообщений: 6235
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #64 : 28 Июль 2012, 16:00:50 »
Спасибо, Неовит! Вы ответили, и ответили
практически на мое давнишнее недоумение.
Пустынники Египта и Синая поклонялись Кресту,
а затем из палестин пришли на Русь основывать монастыри
и стать духовными наставниками - те, кто
поклонялись Кресту. Они несли с собой не иконы,
не Распятие даже. Но именно Крест. Но как они молилиь
пред Крестом, как это было?
Теоретическое основание дал мне Исаак Сирин, в слове,
где говорится о Кресте как "тени" Иисусовой. Надо перечитать.
Но практическое понимание забрезжило лишь сейчас.
Спасибо еще раз, за то что открыли, это очень важно для меня...

Dimytry

  • Сообщений: 137
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #65 : 28 Июль 2012, 21:12:02 »
По текстам о "молитве крестом".
Вы Неовит, являете  как говорит Александр ментальные конструкции. В ваших "созерцаниях" вы созерцаете свет своего собственного ума, а не выходите за пределы этого мира в инореальность Тела Христова за пределы времени и материи.  Не обольщайтесь.  Это психотехники, и таковыми с вами может поделиться любой "эзотерик" или дзен буддист. У Вас не просматривается личной встречи с Личным Христом. Вы смакуете свои ощущения и переживания и помыслы, и называете это "проникновение умом в божественные тайны" а то вас "просвещают" Ваши собственные духовные  небеса, возводя на вершины духа человеческого............. Когда у человека происходит Встреча - это интимнейшее Таинство в глубочайшем внутреннем Храме, то не может быть никакого желания посвящать в это Таинство Брака Господа с душой кого бы то ни было, кроме может быть самых близких и испытанных друзей или братьев........ А Вы на всеобзор....... самое сокровенное...... И не надо говорить что здесь "на форуме" все единодушные братья и сёстры..... Не играйте своей душой..... Хоть Вы и не на форуме, в постах пишите, а попытались создать своё собственное пространство в инете, но всё же не удержались от соблазна продемонстрировать свои достижения, приоткрыть дверь в . своё интимное "духовное ложе"....Для чего? Это уж Вам разбираться со своей совестью........ Чуткие  люди наверняка отметили что не ловко как то читать подобного рода "откровения", Габриэль Вам намекала на это...... Разберитесь трезво кто за всем этим стоит......
Как выражается А. Кочергин : "Мнение моё, и не обязательно правильное" 

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #66 : 28 Июль 2012, 21:33:58 »

А вам то откуда известно что там у него происходит в действительности...
Стандартные грабли...единственно правильный мистический опыт=мой...а СВОЙ опыт я никому не расскажу...и ни мечтайте...
Dimytry...а не задумывались...вдруг ваш опыт=прелесть...а подсказать некому...
Впрочем наверное есть кому...тогда вам форум и не нужен...

А нам нужен...и потому не разумейте голодных...

По делу есть что сказать?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #67 : 29 Июль 2012, 01:30:03 »

прозелит

  • Сообщений: 6235
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #68 : 29 Июль 2012, 01:32:13 »
Эх, Димитрий, если б святые отцы разделяли
Вашу т.з., то не было б у нас сейчас ни их опытных
описаний, ни канонов, ни гимнов. Никто бы ложе не открывал,
все бы зашторились.
Вовсе не сравниваю Неовита с ними, но что-что, а помыслы
он отслеживает, и при публикации смотрит, есть ли у него
кичение, превозношение и пр. Уверен в этом, да и сам он
писал.
Возможно, Ваши замечания- по существу, это видднее Неовиту.
Но если Вам, Дмитрий, такой формат - в искушение, просто не читайте.
Я же считаю, что он полезное делает и нужное дело.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #69 : 29 Июль 2012, 02:16:27 »
На днях фотографировал небо на мобильник. Качество фоток слабое, но образы запечатлелись инетересные. С строчки такие пришли:

НЕБЕСА



Небесный образ надо мной
Сияет радостью надежды
И облик смертности земной
Снимает ветхие одежды                             













































« Последнее редактирование: 29 Июль 2012, 02:31:42 от Neovit »

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #70 : 29 Июль 2012, 02:55:41 »

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #71 : 29 Июль 2012, 09:54:01 »
Из сегодняшних Евангельских чтений:

18Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия. (1Кор)

прозелит

  • Сообщений: 6235
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #72 : 30 Июль 2012, 00:17:45 »
Три Креста - http://neovit-messages.livejournal.com/#neovit_messages4921
Крест покаяния - http://neovit-messages.livejournal.com/#neovit_messages5200
Перечитал Сирина Б11 "О созерцании тайны Креста":
http://krotov.info/history/07/sirin_al/sir_11.html
и понял то, что при прошлом прочтении  ускользало – о "зрении святого образа Креста".
Но ведь как интересно: Сирин именует Крест и как "место Шехины Всевышнего", и как "одеяние Христа".
А в Предании Шехина, Скиния Бога Живого – это Богоматерь.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #73 : 30 Июль 2012, 01:12:05 »
По текстам о "молитве крестом".
Не обольщайтесь.
У Вас не просматривается личной встречи с Личным Христом.
Вы смакуете свои ощущения и переживания и помыслы
А Вы на всеобзор....... самое сокровенное...... .Для чего? Это уж Вам разбираться со своей совестью........
Разберитесь трезво кто за всем этим стоит......
Dimytry спасибо за проявление любви к Neovitу  и желание спасти меня от впадения в прелесть.

Я задумался и попытался разобраться, как вы советовали. Если быть до конца честным перед вами, то совесть моя уличает в желании показать свои статьи. Я всего лишь ничтожный человек со всеми присущими человеческому естеству слабостями. Простите.

Спасибо за обличение. Оно полезно, как лекарство против тщеславия и действительно вразумляет, но не настолько. чтобы отказаться от публикаций, а чтобы при публиковании следить за мотивами. Что движет мной при публикации для всеобщего обзора? На это нет однозначного ответа. Это сложное переплетение помыслов, происходящих как от моей прелести, так и от некоего внутреннего повеления, что это полезно для меня. И высказывание Никодима Святогорца, приведенное Прозелитом во многом объясняет мотивы.

Мы движемся ощупью в отсутствии опытного наставника. Если замкнуться в себе и писать статьи-размышления для самого себя, то это может привести к еще большей прелести, чем периодический выход на люди и обнажение плодов размышлений на всеобщй обзор. Такой уход от обзора в сокровенное отшельничество может стать залогом позора или залогом еще большего тщеславия. А публикация не дает увлечься в некое бесконтрольное словотворчество и парение ума.

Форма статьи отличается от поста. Пост на форуме можно сравнить с живой беседой, обменом сиюминутных мыслей и эмоций. А статья - это попытка обдуманного изложения знания, полученного в мистических опытах. Статья отличается также от дневника. В дневнике я записываю первые мысли, которые еще не обросли размышлениями - этакая имперссионистическая картина с натуры. Это сокровенно и не подлежит всеобщему обзору. А в статье я излагаю накопленный опыт размышлений о мистических опытах.

Состояния, которые я сейчас описываю, не произошли со мной вчера или на днях. Они были приблизительно 9 месяцев назад. Тогда я ничего не мог сказать о них, кроме как удивляться. Поэтому то, что вы можете прочитать в статьях это не смакование состояний, а попытка их осмысления.

Это были семена, которые постепенно зрели во мне. И семя было не одно, а много. По мере их созревания начали появляться ростки, по которым становилось понятно, что именно было посажено. Конечно, вместе с семенами истины сеются и плевелы прелести. Но последние не живут долго, а как всякий мертворожденный зародыш отравляют организм и отрыгиваются. 
На форуме есть интересная тема о признаках истинности мистического опыта.  Так вот. Пока писал вам ответ, пришел ответ на эту тему – истинность  или ложность мистического опыта познается не по тем плодам, которые возникают по окончании этого опыта, а по тем семенам, которые он сеет, их росту и плодам, которые созревают по окончании периода созревания.  У меня этот период занимает приблизительно 9 месяцев.

Интересен сам процесс написания статьи. Сначала возникает тема и некое домашнее задание на ее изложение. Я воспринимаю это как повеление все отложить, даже молитву и углубится умом  в размышления на данную тему. Я еще не знаю, что я буду писать, но начинаю вникать в накопленный опыт по данной теме и появляются мысли, которые трудно назвать плодом размышлений, а скорее обучением в той мере насколько я способен осмыслить. Такое размышление есть углубленное безмолвие, не обращающее внимание ни на какие другие помыслы и события житейские. Днем и ночью ум пребывает в этом размышлении. Это не словесные рассуждения, а некоторое зависание ума в заданной теме. Это чистая молитва. Например, в теме Креста я завис на две недели.  Параллельно я продолжаю разговаривать и жить обычной жизнью. И после рождаются слова, как плод такой молитвы. Слова возникают сами собой легко и подсказываются ссылки.  После завершения статьи возникает ясное представление о теме, как приобретенное знание. Еще раз отмечу, что знание это приходит не после опыта мистических состояний, а после накопления опыта таких состояний с различными вариациями и взаимосвязями. Сначала дается духовный опыт вкушения нового, которое не укладывается в прежний опыт, а спустя продолжительное время дается осмысление совокупности новых духовных понятий  в единую картину.  Это есть процесс просвещения. Просвещение  не происходит мгновенно, как на рентгене, в свете истины. Просвещение есть длительный процесс сеяния, роста в темноте и затем появления ростков и плодов в свете истины.

После первых опытов со статьями я пробовал писать самостоятельно о том, что сейчас дается в молитве, без внутреннего повеления. Увы. Не мог написать даже одного предложения. Все смутно и трудно в изложении. Нужно время для созревания.

Поэтому я попытался ограничить круг читателей теми, кто практикует безмолвие и бдение. Не имея такого опыта, темы и содержание статей о созерцании будут выглядеть плодами обольщенного ума.   

Вы правы, у меня нет опыта личной встречи с Личным Христом. Я еще лишь окунулся в период просвещения и у меня не было опыта познания непрестанных слез или Фаворского Света.  Но есть кратковременные опыты ощущения благодатных энергий – любви, света, смирения, силы креста,  просветления, безмолвия. Когда благодать касается, то всегда чувствуется касание Личности, а не безличностной любви или света вообще. Деление благодати на виды энергий типа любовь, свет, смирение  - это условное деление. Когда ощущаешь любовь, то ощущаешь и свет, и смирение и другие свойства бесконечной Личности, у которой нет делений и различий, но все безмерно и бесконечно. Я ограничен, мерен и конечен и потому не могу иметь опыт встречи  с Личным Христом.

Димитрий, простите, что не могу согласиться, что тексты о молитве Крестом есть плод раздумий обольщенного ума.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #74 : 30 Июль 2012, 02:10:54 »
По текстам о "молитве крестом".
Опыт молитвы Крестом у меня небольшой - 2 года. Те, кто обучал меня имеют опыт более 20 лет. А в беседе с упоминаемым в текстах одним из игуменов Валамского монастыря, когда я задавал ему вопросы об Иисусовой молитве, он слушал меня рассеянно, без интереса, но когда я упомянул о молитве Крестом, то его глаза сразу оживились и он стал увлеченно рассказывать о том, как молитва Крестом практиковалась на Валааме в первые годы его восстановления и о том, какие чудеса она творила не только с монахами, но и с волонтерами.

Я говорю это не для того, чтобы убедить вас начать упражняться в молитве Крестом, но чтобы отмести всякое подозрение о том, что молитва Крестом - это всего лишь ментальная конструкция Neovita, а не плодотворный опыт многих.