Любовь заложена Творцом в человека и в этом подобие твари.
Мне хочется разобраться в душевных чувствах. И в подобии тоже.
Про ангелов не сказано, что они по образу и подобию Творца. Только про людей. Ангелы - умная природа (простая, несложная). Люди душевная (сложная: телесно-душевная).
В Царстве и люди и ангелы буду славить Бога (так мне видится). Со стороны людей будет иное прославление, чем у ангелов. Не только умом.
Елена, частично на ваши вопросы есть ответ в беседе 20:
***...божественная же любовь <происходит> отнюдь не от душевного подвижничества [Или "образа жизни"] и не от естественного движения души в служении добродетели, ибо к этому уровню подвижничества относится страх, а
ощутить божественную любовь, <находясь на этом уровне>, совершенно невозможно. Последнее не под силу душе, и восхищение это не принадлежит к естественному образу жизни[Букв. "к естественному пути образа жизни (подвижничества)". ]; а
божественная любовь принадлежит к духовному образу жизни. 6. Ибо добродетель есть естественный путь, который <заключается> в смирении, трудах, милостынях, целомудрии [Букв. "целостности сознания", "целостности совести"] , жертвах и молитвах уст, а также в милосердии.
В новом же веке ничего из этого не требуется, ведь духовный образ жизни <заключается> в ином знании, которое появляется [Букв. "существует"]. не в результате телесных или душевных трудов, и служение его [Т.е. нового века] не от них происходит [Букв. "возбуждается"] .
Тем, кто находится на этом уровне [Вар. "кто служит в этом образе жизни", "кто пребывает в таких подвигах"] ,
свойственно мыслить. В духовном же образе жизни нет ни размышления, ни помысла, ни возбуждения, ни движения. Помыслы приводятся в движение на душевном уровне, а на духовном уровне нет помысла, так как
ум поднимается превыше образов мира сего и в ином знании пребывает. Знание тех <людей>[Т.е. находящихся на душевном уровне] может быть описано обычным для нас словесным путем; что же касается этих,[т.е. находящихся на духовном уровне] то их знание не может быть описано даже в образе, в котором ум существует там. Здешнее знание, конечно, предполагает движение помыслов, тогда как тот [Духовный] образ жизни - превыше всех подобных вещей.
Именно в таком состоянии будем мы находиться после воскресения из мертвых вместе со святыми ангелами;
ангелы же уже сейчас пребывают в нем. ***
Частично в этом отрывке есть прояснение терминологии об уме, о которой говорил Прозелит. В ангельском чине бытия ум человека поднимается превыше помыслов и образаов, т.е. ум не кончается, как я говорил (простите Прозелит), а преобразуется в иной чин. Я обратил внимание на конец обычного чина ума и переход к чину бесконечного и недвижимого. Этот чин сначала удивляет отсустсвием связи с обычным чином бытия. Но она существет и не только потому, что Господь возвращает ум в душевно-телесную оболочку. И для ангелев есть возможность пребывания в нашем пространственно-временном ограничении. И при этом ум их нисходин к нашему обычному чину. Все это относится к чину будущего века и выглядит туманно даже у святых отцов не потому, что им не было открыто, а потому, что это не иное и не переводится на наши обычные понятия. Так что прояснить это вряд ли возможно более того, что сказано намеками.
Ясно, что когда говорят о том. что ангелы пребывают в непрестанном прославлении Бога, то это не следует понимать, как словословие типа "Слава тебе Боже!".
Для обычного человеческого ума не понятно "Как же возможно, чтобы непрестанным было изумление Богом у тех [ангелов], которые являются постоянными и неизменными, но которые получают повеления о стихиях и <находится> рядом с каждым человеком? И как возможно, чтобы описанный образ <жизни> не препятствовал им постоянно пребывать <в изумлении>?".
Можно предположить, что в этом раскрывается тайна нашего будущего образа жизни, свойственного не только ангелам, но и человеку. Подобно ангелам ум наш будет без мыслей, словоформ, образов, движений, бесконечный, безграничный и т.д., но в тоже самое время иметь способность к перемене чина ума и к личностному общению с ближними. Происходить это будет не путем последовательного переключения от одного к другому чину, а будет единовременно и то, и другое. Ибо времени не будет.
Ангелам "не препятствуют тела или действия по причине быстроты и
просветленности умов их. Не устают они от перемены деятельности своей [Букв. "в перемене своей и в деятельности своей"] и не переутомляются; и во всем, что они делают,
не нуждаются они во времени и месте, которые могли бы воспрепятствовать им в служении их. Ибо все совершают они быстро и мгновенно в соответствии с той силой и изумительной способностью, дарованной естеству их.
В них подобие Самому Себе во всем, насколько это возможно, создало Бытие - Творец, Который превыше всего. ***
Елена, в последнем предложении прп. Исаак говорит о том, что Творец сотворил ангелов
подобными Себе во всем.
Похоже, что в будущем веке два мира соединятся в единый. Ангелы и человеки будут жить вместе.Уже сейчас ангелы не живут своей жизнью, не связанной с человеком. Они служат человеку и Богу, хранят человека и повелевают стихиями нашего мира. Мы связаны друг с другом невидимым образом. Но по мере просветления ума это становится видимым.
Возникает вопрос. А зачем понадобилось творить человека после творения ангельского мира? Возможно. земная жизнь спасает не только Человека, но и ангелов. Ведь и уних было грехопадение. А жертва Христа была изумлением и для ангелов.