Исихазм

Автор Тема: Состояние детской игры и молитвенная жизнь  (Прочитано 26157 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

В последнее время вижу как-бы водораздел между представлениями об самоограничивающей аскетике и духовной жизнью очень близкой к состоянию игры ребенка. Т.е. Любовь без жертвы, а именно благодаря Огню Любви,  те или иные молитвенные психотехники, но выполняемые в общем-то без подвига или громадного усилия, а как-бы играючи.  Результаты и широта действий намного больше, со стороны кажется сверхусилиями и подвигом, а внутри - просто и легко, как в игре. 

Сейчас мир в целом и церковная жизнь во многом как-бы чужда детскости. Церковные люди готовятся к Царствию Божию после момента физической смерти, а мир подавляет детскость другими способами...  А ведь Царствие Божие оно здесь, с нами, внутри нас и как мне кажется открывается именно в этом детском состоянии - состоянии игры ...

Принуждал ли себя какими-либо особыми самоограничениями пророк Давид, когда скакал вокруг Ковчега Завета ну и т.д. 
Мне сейчас кажется, что очень очень много проблем в жизни людей на всех ее уровнях было бы решено присмотрись они к детям сохранившим способность осуществлять сверхусилия в игре, ради игры, а не ради насилия над собой.

Собственно говоря возникает две границы: от самопринуждения до инфантильности, т.е. ложной детскости. Обсудить здесь хотелось бы опытное обнаружение меры между детским состоянием игры и необходимостью к саоограничению и самопринуждению. Тогда все делается от сердца, а не из под палки. Не из страха смерти или наказания, а именно в Жизни, в игре, в свободе игрового творчества
« Последнее редактирование: 20 Ноябрь 2012, 03:47:47 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Небольшая цитата в тему: "До сих пор было принято выделять три основные фазы работающего мозга: быстрый сон, медленный сон и бодрствование. Каждой из этих фаз свойственен свой ритм биотоков. А как выяснилось в ходе эксперимента, во время молитвы ритм биотоков головного мозга замедляется настолько, что становится возможным говорить о существовании четвертого состояния сознания - "молитвенного бодрствования". В этом состоянии мозг фактически выключается: прекращается активная мыслительная деятельность, и мне кажется - хотя пока я не могу этого доказать, - что сознание начинает существовать вне тела.

- На электроэнцефалографе, - продолжает ученый, - феномен выглядит следующим образом. В моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа- и бета-ритмы биотоков с частотой от 8 до 30 герц. Когда же наши обследуемые погружались в молитву, то происходило замедление ритма биотоков до частоты всего лишь 3 герц. Эти медленные ритмы носят название "дельта-ритмов" и наблюдаются только у младенц ев до 2 - 3 месяцев.
У некоторых обследуемых энцефалограф показывал полное отсутствие альфа- и бета-ритмов, только дельта-ритмы. С точки зрения нейрофизиологии молящиеся люди как бы впадают в детство. Причем это необычное нейрофизиологическое явление наблюдалось независимо от того, какую молитву читали испытуемые - православную, католическую или мусульманскую. Наверное, недаром в Евангелии сказано: будьте как дети и спасетесь.

- Мы считаем, что во время молитвы разрушаются патологические связи между нейронами мозга, потому что человек перестает думать о болезни, - говорит доктор Слезин. - Порой это приводит к полному выздоровлению смертельно больных людей. Науке известны случаи излечения онкологии, но они требуют более тщательного изучения. Только верить и молиться надо по-настоящему, истово, от сердца, иначе лечебного эффекта не будет." // http://www.healplanet.net/st10.htm

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Итак, постановка темы состояние детской игры как психотехника молитвенной жизни. Кстати в таком состоянии легче переползать состояние богооставленности, неудач и взлетов. Намного меньше гордости и кича какими-то результатами. Все в игре ... И осуждения по меньше, как-то спокойнее начинаешь относиться к окружающим с их "приколами" и недостатками.  Кроме того в состоянии игры многие увлекаются этим состоянием, как-бы зажигаются ...  Общение становится глубже, полнее.

В этом состоянии легче варьировать те или иные молитвенные техники, легче молится в праздничные дни в храме, меньше размышлений о всякого-рода "нападениях" и негативе - он как-бы продит касательно меньше задевая.  Сознание становится более подвижным и открытым, меньше рамок-границ

На сегодняшний день в редких житиях подвижников или с.о. творениях можно встретить то, что все делается не принуждением, а именно Любовью, не жертвой, а Огнем Духа. 

В состоянии детскости намного легче вместить в ином состоянии невместимое ...   И еще в этом состоянии очень сильно раскрывается познавательная функция, начинаешь очень многое искать, обнаруживать в ворохе информационного мусора, то что во "взрослом состояниии" лень, нет времени, сил. В состоянии детской игры все делается само собой и при этом вполне укладывается в целостное мировосприятие, а не в набор разрозненных фактов и информации.

Заметил, что существует множество форм переведения во "взрослое состояние" - от потребления примитивных продуктов субкультур, до примитивизации жизни в целом разными силами оказывающими влияние. Мне лично очень помогают собственные дети и студенты, как-бы показывают эталонное состояние. В которое следует вернуться.

Иисусе, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Собою на веки. Аминь
« Последнее редактирование: 20 Ноябрь 2012, 04:01:48 от Игорь Спасский »

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

  Всё это можно сказать короче: искренно, а потому естественно.

  Детское отношение, думаю, это отношение к Богу и Царствию - лёгкое, простое, м.б. наивное - как ребёнок к родителю, без всяких "хочу стать начальником", "хочу власти", а просто - хочу счастья в постоянной и вечной любви Божией.
  Игра же - это описание неточное, можно сказать - половина игр ведётся для достижения победы - за счёт других.
  Не знаю, игра - это как-то слишком безответственно, в конечном счёте.

  На доброе, то что в чистоте и свете - на это можно быть простым как дети, а на злое - нет.

Мф 10, 16
 ...итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Итак, постановка темы: состояние детской игры как психотехника молитвенной жизни.

«Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.» Мф.19. Эти слова Господа обращены не просто к людям, которые не пускают своих или чужих детей к Нему. Эти слова обращены к нам, людям, которые когда-то давно, чтобы не выпасть из этого мира, закрыли своего внутреннего ребенка (внутреннего человека) от Бога своими эгоистичными мыслями, чувствами и желаниями. Молитвенная жизнь постепенно приоткрывает этого ребенка, бережно и заботливо выводит его в мир. И когда он выходит, то, конечно же, как и любой другой ребенок, любит играть.)

Цитировать
Обсудить здесь хотелось бы опытное обнаружение меры между детским состоянием игры и необходимостью к самоограничению и самопринуждению.

Если вы говорите о таком состоянии игры, то отпадает необходимость в ее ограничении или каком-то принуждении. Ведь все аскетические практики самоограничения или самопринуждения и направлены к тому, чтобы открыть в себе этого небесного ребенка, не препятствуя ему приходить к Богу через этот проявленный мир.

Цитировать
Мне лично очень помогают собственные дети и студенты, как-бы показывают эталонное состояние. В которое следует вернуться.

В детях и студентах, конечно же,  можно наблюдать элементы такой творческой игры. Но это не эталонное состояние. Так как во многом уже в это детское творчество вплетены нити эгоизма, которые и ткут крепкую  броню на внутреннего человека, закрывая его от внешнего мира. Эталон творчества – Творец.  Мысль, обращенная к Творцу – возрождает истинное творчество в человеке, состояние, «в которое следует вернуться».

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Детское отношение, думаю, это отношение к Богу и Царствию - лёгкое, простое, м.б. наивное - как ребёнок к родителю, без всяких "хочу стать начальником", "хочу власти", а просто - хочу счастья в постоянной и вечной любви Божией.
 

- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
- Счастливым.
- Ты не понял вопроса...
- Вы не поняли ответа...

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Всемирный день ребенка)
« Ответ #6 : 20 Ноябрь 2012, 12:54:59 »
На доброе, то что в чистоте и свете - на это можно быть простым как дети, а на злое - нет.

Почему то вспомнился мультфильм, недавно смотрела, "Маленький Кришна") http://www.svirel.com/little_krishna

Aniks

  • Сообщений: 167
    • Просмотр профиля

В последнее время вижу как-бы водораздел между представлениями об самоограничивающей аскетике и духовной жизнью очень близкой к состоянию игры ребенка.
Игра – наделение произвольными смыслами. Надо добежать первым. Надо кинуть точнее. Мы принимаем новые смыслы. Полная самоотдача. Полная увлеченность сравнимая разве с борьбой за жизнь в критической ситуации.

Преимущества ребенка в итоге в том, что он легко этими смыслами манипулирует. Он без усилий принимает то, что сейчас важно именно простоять на одной ноге. И всё. Он готов вкладываться полностью. Взрослого намного сложнее мотивировать. Все смыслы давно утеряны. Он забывает куда идет. Приходится постоянно думать, куда идти нельзя, чтоб не заблудиться совсем.

Самоограничение – в некотором роде попытка компенсировать утерянные смыслы. Компенсировать отсутствие увлеченности. Игра всегда до краев наполнена смыслом. В самоограничении смысла нет. Иначе оно превратилось бы в игру.

Эти слова обращены к нам, людям, которые когда-то давно, чтобы не выпасть из этого мира, закрыли своего внутреннего ребенка (внутреннего человека) от Бога своими эгоистичными мыслями, чувствами и желаниями
У ребенка полно эгоистических желаний. Более того, любое желание всегда эгоистично. Не бывает неэгоистичного желания. Если есть желание, значит есть и желающий. Ребёнок отличается от взрослого способностью наделять смыслами всё что угодно. Взрослый принял свои взрослые смыслы и находится в их власти. Этим он "закрывает своего внутреннего ребенка". Ребенок - творец смыслов. Эгоисты они оба.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Более того, любое желание всегда эгоистично. Не бывает неэгоистичного желания. Если есть желание, значит есть и желающий.

Не думаю, что любое желание всегда эгоистично.  Эгоистичным оно становится тогда, когда направлено на себя. Есть много желаний неэгоистичных. Особенно у детей (вспомните себя ребенком). Наличие желающего еще ничего не говорит о его эгоизме. Можно искренне желать… Бога, например.)

И есть, конечно же, высший мир, находящийся выше желаний. Жить, не желая, а исполняя Волю Отца – это истинная жизнь в Свете. К ней и ведет Христос своих детей.

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

На доброе, то что в чистоте и свете - на это можно быть простым как дети, а на злое - нет.

Почему то вспомнился мультфильм, недавно смотрела, "Маленький Кришна") http://www.svirel.com/little_krishna

Веселый мульт. :-)
Жаль у меня полностью не проигрался. Но понравилось у них на сайте выражение - ты тот, кого боиться сам страх. Интересное выражение.
Детские игры конечно хорошо. В них проходит обучение и обретение опыта. Но тут бы не заиграться. Чтобы игра не стала целью. Много ведь и взрослея продолжают играть. А это уже инфантилизм.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Состояние детской игры и молитвенная жизнь
« Ответ #10 : 20 Ноябрь 2012, 14:39:16 »
Игра – наделение произвольными смыслами. Надо добежать первым. Надо кинуть точнее. Мы принимаем новые смыслы. Полная самоотдача. Полная увлеченность сравнимая разве с борьбой за жизнь в критической ситуации.

Это у мальчиков.

Грация, жить не желая - это вряд ли. Марионетка. Может, лучше сформулировать: жить, искренне желая Божие.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Состояние детской игры и молитвенная жизнь
« Ответ #11 : 20 Ноябрь 2012, 14:47:26 »
жить не желая - это вряд ли. Марионетка. Может, лучше сформулировать: жить, искренне желая Божие.

Нет, не марионетка. Человек живет, искренне желая Божие до тех пор, пока Божие не коснется его сердца. А поселившись в чистом сердце человека, уже Божие живет в нем, открывая миру Любовь.

впрочем не Моя воля, но Твоя да будет

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Состояние детской игры и молитвенная жизнь
« Ответ #12 : 20 Ноябрь 2012, 14:56:04 »
  :)

  Цитатой вы подтвердили мои слова, и опровергли свои.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Состояние детской игры и молитвенная жизнь
« Ответ #13 : 20 Ноябрь 2012, 15:14:25 »
  :)

  Цитатой вы подтвердили мои слова, и опровергли свои.

Слова Господа несут в себе Мир, а не конфронтацию. Забудьте, что я вам здесь писала и помните только Его слова!  :-)

Aniks

  • Сообщений: 167
    • Просмотр профиля

Re: Состояние детской игры и молитвенная жизнь
« Ответ #14 : 20 Ноябрь 2012, 15:29:10 »
Можно искренне желать… Бога, например.)
Грация, а желание Бога вполне себе эгоистичное желание. Всё, что Вы желаете себе и своему миру – эгоистично, потому что Ваш мир и есть Вы.  Всё что Вы воспринимаете, направлено на Вас – Вы же воспринимаете. У детей тоже самое. Они отличаются от взрослых не отсутствием эгоизма, а подвижностью внимания и способностью наполнять произвольные вещи смыслами.

Это у мальчиков..
В смысле, у мальчиков? Не понял. Игра - наделение произвольными смыслами. Это такое рабочее определение. Как Вам определение? Мальчики, девочки, взрослые и дети. Все играют в свои игры веря своим смыслам. Взрослые тети и играют в домохозяек, а дяди в отцов семейства-добытчиков. Кто-то играет в верующего. Много разных игр. Когда человек теряет вовлеченность (перестаёт верить своим смыслам), он либо бросает свою игру, либо его игра превращается в нечто унылое и опустошающее – безжизненный набор правил и  самоограничений.