Я прямой связи не замечала. ... на мой взгляд.
Елена, здесь священник неплохо описал тщеславие и гордость. Всё совпадает со Святыми отцами, но более "по русски" и сгруппировано.
http://www.wco.ru/biblio/books/gordynya/H08-T.htm Возможно имеет смысл продолжить умственное вскрытие сути этих страстей.
Только не умственное, а опытное. Тщеславие хорошо видно во вторичных страстях, таких как зависть, спорливость, лукавство, ложь, человекоугодие... Часто она слащава и "удовлетворительна" для души, но когда станет ненавидима, довольно легко гасится молитвой. Если только сам не захотел ей "насладиться".
Гордость же, в грубых проявлениях - как неотвратимая, жгучая болезнь, которую видишь как обуревающую душу, но сделать почти ничего не можешь. Только смирение Христово (особенно Таинства), чувствуемое в душе, может загасить её. Другого способа пока не нашёл.
"Святые отцы утверждают, что путь к смирению и начальная причина сей добродетели суть труды телесные; а я полагаю, - послушание и правость сердца, которая естественно сопротивляется самопревозношению."
Поэтому видя своё страстное сердце, даже в таком небольшом вИдении, верить ему не хочется. А голове, с её кучей помыслов, тем более.
Но это всё без опыта сердечной молитвы.
Нет...гордость мать всех грехов...а не тщеславие...путь обозначенный отцами...от меньшего к большему...т.е. сначала устраняется тщеславие как следствие гордости...а затем и корень всех зол-гордость...
Преп. Иоанн Лествичник
"–
Начало гордыни – конец тщеславия, средина же – уничижение ближнего, бесстыдное разглашение о своих трудах и подвигах, самохвальство в сердце, возненавидение обличения; а конец – отречение от Божией помощи, превозношение собственною своею рачительностью, демонский нрав. "
"О многообразном тщеславии
Некоторые имеют обыкновение писать о тщеславии в особой главе и отделять его от гордости; потому и говорят они, что начальных и главных греховных помыслов восемь. Но Григорий Богослов и другие насчитывают их семь. С ними и я более согласен;
ибо кто, победив тщеславие, может быть обладаем гордостью? Между этими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом;
ибо тщеславие есть начало, а гордость - конец."
Преп. Максим Исповедник
"–
Тщеславие рождает гордость, иногда быв изгоняемо, а иногда оставаясь. Но, быв изгоняемо, оно приводит самомнение, а оставаясь – надменность. Тщеславие истребляется скрытным действованием, а гордость – приписыванием Богу исправно делаемых дел. Не малый подвиг освободиться от тщеславия! "
Таких определений у Отцов находил не мало, поэтому принял для себя этот вывод.
Очень часто душевную оболочку сердца...сердечный вход...эмоциональную оболочку...называют сердцем...
...провести чёткую границу трудно...да и нужно ли...
Эти слова о "туннеле" сердце-ум, найденные тоже у Отцов, помогли найти приемлемый путь к очищению сердца. Они ещё говорили, что если отвергать грязь, пришедшую из сердца, то она изсякает. Т.е. изгоняй из ума всё плохое, независимо откуда оно, и будет, со временем, мир, покой и чистота сердца. Но если наоборот, в уме будет зло, то оно укрепляется и в сердце. Показалось, что таким образом, "чистится" и память.