Исихазм

Автор Тема: Как правильно пользоваться головой?  (Прочитано 29995 раз)

Aniks

  • Сообщений: 167
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #45 : 23 Январь 2013, 19:01:59 »
Наша воля...это результат математических исследований разума...и как то сложно назвать её моей...она скорее выражает продолжение математического исследования...точнее исследование, и в результате воля...
К примеру...хочу есть...импульсы от тела обрабатываются компьютером...путём сравнительного анализа с предыдущим опытом...и получаем-хочу мяса...так как в прошлые разы есть мясо было-кайф
Что-то мне кажется, что дать своё согласие на "хочу мясо" – это еще не воля. Это скорее потокание себе и своему привычному образу жизни. Вот если бы человек решил, что ну его на фиг это мясо, и побежал с удочкой к проруби ловить рыбу – вот это был бы акт воли.

Думаю, тут есть еще подмена понятий: говоря о воле, часто подразумевается любой выбор. Но не в любом выборе есть сила. А воля – это именно сила, сила принятия решения и его реализации. Следование своим привычным укладам волю почти не задействует и даже скорее ослабляет её. Вообще думаю, что наша воля задействуется довольно редко. На самом деле она почти мертва, мы её толком не знаем и пользоваться не умеем.

Колхозник

  • Сообщений: 3111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #46 : 23 Январь 2013, 19:58:52 »
Духовный младенец зарождается в сердце от семени Божественного Духа, но не от ума. Когда зарождается духовный младенец, ум соединяется с сердцем. А когда духовный младенец достигает возраста совершенного, отходят воды в потоке слез непрестанных, рождается младенец и ум восхищается к Боговидению.

В данном случае колхозу прилично было бы наверное помолчать…ан нет…я как тот волк из мультика "Жил был пёс" …"ща спою"  :-)  эх ...наверное облопался духовной пищи…хотя может и душевной :-)

По Логосу человека, его дух (Божественное семя), попадая в землю развивается и рождается сообразно с этой плотной стихией. Приняв форму (плоти) по Логосу с позиционированием своего особого пребывания в голове, облекаясь энергиями (обретая инструменты естественные для земли) становится умом, в том виде в котором мы его знаем. Если дух (ум) получает доступ от Господа в духовное сердце, он как бы зачинает в духовном Небе, опять же по Логосу человека (по естеству его создания). И ему дается вместе с тем, еще и некая часть духовного Неба (как бы утроба), которую можно чувствовать (это момент перехода человека от душевного к духовному), но это еще не рождение имо. Рождение позднее…уже когда виден Небесный Свет (не свет ума) и когда открываются виды (совсем краешком) инобытия, восхищаясь ими младенец трепещет в восторге и духовной радости, но в то же время приходит страх и плачь от понимания возможного отпадения от Бога.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #47 : 23 Январь 2013, 20:22:03 »
Я прямой связи не замечала. ... на мой взгляд.
Елена, здесь священник неплохо описал тщеславие и гордость. Всё совпадает со Святыми отцами, но более "по русски" и сгруппировано.
http://www.wco.ru/biblio/books/gordynya/H08-T.htm

Возможно имеет смысл продолжить умственное вскрытие сути этих страстей.
Только не умственное, а опытное. Тщеславие хорошо видно во вторичных страстях, таких как зависть, спорливость, лукавство, ложь, человекоугодие... Часто она слащава и "удовлетворительна" для души, но когда станет ненавидима, довольно легко гасится молитвой. Если только сам не захотел ей "насладиться".
Гордость же, в грубых проявлениях - как неотвратимая, жгучая болезнь, которую видишь как обуревающую душу, но сделать почти ничего не можешь. Только смирение Христово (особенно Таинства), чувствуемое в душе, может загасить её.  Другого способа пока не нашёл.
"Святые отцы утверждают, что путь к смирению и начальная причина сей добродетели суть труды телесные; а я полагаю, - послушание и правость сердца, которая естественно сопротивляется самопревозношению."

Поэтому видя своё страстное сердце, даже в таком небольшом вИдении, верить ему не хочется. А голове, с её кучей помыслов, тем более.
Но это всё без опыта сердечной молитвы.

Нет...гордость мать всех грехов...а не тщеславие...путь обозначенный отцами...от меньшего к большему...т.е. сначала устраняется тщеславие как следствие гордости...а затем и корень всех зол-гордость...

Преп. Иоанн Лествичник
"– Начало гордыни – конец тщеславия, средина же – уничижение ближнего, бесстыдное разглашение о своих трудах и подвигах, самохвальство в сердце, возненавидение обличения; а конец – отречение от Божией помощи, превозношение собственною своею рачительностью, демонский нрав. "
"О многообразном тщеславии
Некоторые имеют обыкновение писать о тщеславии в особой главе и отделять его от гордости; потому и говорят они, что начальных и главных греховных помыслов восемь. Но Григорий Богослов и другие насчитывают их семь. С ними и я более согласен; ибо кто, победив тщеславие, может быть обладаем гордостью? Между этими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость - конец."
Преп. Максим Исповедник
"– Тщеславие рождает гордость, иногда быв изгоняемо, а иногда оставаясь. Но, быв изгоняемо, оно приводит самомнение, а оставаясь – надменность. Тщеславие истребляется скрытным действованием, а гордость – приписыванием Богу исправно делаемых дел. Не малый подвиг освободиться от тщеславия! "
Таких определений у Отцов находил не мало, поэтому принял для себя этот вывод.

Очень часто душевную оболочку сердца...сердечный вход...эмоциональную оболочку...называют сердцем...
...провести чёткую границу трудно...да и нужно ли...
Эти слова о "туннеле" сердце-ум, найденные тоже у Отцов, помогли найти приемлемый путь к очищению сердца. Они ещё говорили, что если отвергать грязь, пришедшую из сердца, то она изсякает. Т.е. изгоняй из ума всё плохое, независимо откуда оно, и будет, со временем, мир, покой и чистота сердца. Но если наоборот, в уме будет зло, то оно укрепляется и в сердце. Показалось, что таким образом, "чистится" и память.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #48 : 23 Январь 2013, 20:32:25 »
А воля – это именно сила, сила принятия решения и его реализации.
Ну до чегож красиво звучит :-)...для митинга,само то...
А я считаю что на самом деле...тупое математическое сравнение с матрицей...и не важно это матрица мяса или рыбы :-)...
Следование своим привычным укладам волю почти не задействует и даже скорее ослабляет её. Вообще думаю, что наша воля задействуется довольно редко. На самом деле она почти мертва, мы её толком не знаем и пользоваться не умеем.
Умеем умеем...вопрос только в том...нужна ли она мне ТАКАЯ воля...
Ничё не знаю...ничё не понимаю...НО силу имею...принятия решения и его реализации :-)...
В отрыве от Воли Бога...Который ВСЁ знает и ВСЁ понимает...я могу только ВСЁ испортить...в ЭТОМ я непревзойдённый специалист :-)...
И ещё...считать свою волю ВСЕГДА правильной...а принятие решения, абсолютно верным...это моя СИЛА...принятия а потом реализации...в полной уверенности...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #49 : 23 Январь 2013, 20:55:11 »
Преп. Максим Исповедник
"– Тщеславие рождает гордость, иногда быв изгоняемо, а иногда оставаясь. Но, быв изгоняемо, оно приводит самомнение, а оставаясь – надменность. Тщеславие истребляется скрытным действованием, а гордость – приписыванием Богу исправно делаемых дел. Не малый подвиг освободиться от тщеславия! "
Таких определений у Отцов находил не мало, поэтому принял для себя этот вывод.
Мда... повторение мать учения :-)...слегка подзабыл ТАКУЮ точку зрения отцов...
Собственно о гордости как таковой не задумываюсь...так как решил когда то...точнее запомнил...что брань с гордостью творится в самом конце...так как она залегает в самой глубине сердца...и брань с ней...то же самое что брань с самим сатаной...победа над ней венчает завершение этапа очищения сердца...
А вот ГДЕ эт я всё это вычитал...не скажу :-)...не помню :-)...
Сейчас подумал...и решил :-)...Гордость-это думать Я=НЕЧТО...а тщеславие это(по простому) думать о том что думают обо мне другие люди...
Ну примитивно конечно...а для меня объяснимо...так как я не веду активную войну с этими страстями...просто стараюсь подмечать...и устранять истоки...начало помыслов...
Т.е. изгоняй из ума всё плохое, независимо откуда оно, и будет, со временем, мир, покой и чистота сердца. Но если наоборот, в уме будет зло, то оно укрепляется и в сердце. Показалось, что таким образом, "чистится" и память.
В этом процессе,мню, всё взаимосвязано...НО...важно определить корень...т.е. то что порождает ветви...головы дракона...руби не руби...пока корень не выкорчуешь эффект отрастания голов постоянно будет доставать...
По этому я так сильно обрадовался...когда заметил корень в памяти раздражительной части души...
Я на него почти не воздействую...просто обнаруживаю локализацию...и опора на молитвенное место гасит его...если гасит конечно :-)...
Ну и...она(память) имеет подпитку из головы и от движений души(иногда)...
Впрочем вполне может погаснуть ВЕСЬ комплекс...память души, голова, разжение энергий...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #50 : 23 Январь 2013, 21:15:46 »
Если же соединение ума и сердца происходит должным образом и рождается духовный младенец
Александр, простите. Вы, как заметили форумчане, очень кратки. Позвольте расшифровать, что значит "должным образом".

Духовный младенец зарождается в сердце от семени Божественного Духа, но не от ума. Когда зарождается духовный младенец, ум соединяется с сердцем. А когда духовный младенец достигает возраста совершенного, отходят воды в потоке слез непрестанных, рождается младенец и ум восхищается к Боговидению.

Лучше обратиться к евангельским образам Святого Семейства. Очищенный ум, сходящий в сокровенное сердце, подобен Иосифу Обручнику, сокровенное сердце -  Деве Марии, духовный же младенец зачинается от Духа Свята, когда ум соединяется с сердцем так же, как Иосиф соединился с Марией. Я когда-то уже приводил эти образы.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #51 : 23 Январь 2013, 21:26:05 »
Мне например давно хочется понять...где заканчивается МОЯ воля...и начинается Божия :-)...
Можно сказать своими словами?
Своя воля  - это когда "хочу" - "не хочу".
Божия - это когда "надо" (но это не от логики и не от головы, а интуитивно). Её не перепутаешь ни с чем.
После долгой "тренировки" появится навык и понравится исполнять всегда только то, что "надо". "Хочу" и "надо" совпадут НАВСЕГДА.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #52 : 23 Январь 2013, 23:12:34 »
Божия - это когда "надо" (но это не от логики и не от головы, а интуитивно). Её не перепутаешь ни с чем.
После долгой "тренировки" появится навык и понравится исполнять всегда только то, что "надо". "Хочу" и "надо" совпадут НАВСЕГДА.
Я так не чувствую увы...моё надо из моей же воли исходит...а сказать что я хотя бы раз в жизни почувствовал Божию Волю...не могу...не помню что бы было...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #53 : 23 Январь 2013, 23:59:56 »
Если же соединение ума и сердца происходит должным образом и рождается духовный младенец
Александр, простите. Вы, как заметили форумчане, очень кратки. Позвольте расшифровать, что значит "должным образом".

Духовный младенец зарождается в сердце от семени Божественного Духа, но не от ума. Когда зарождается духовный младенец, ум соединяется с сердцем. А когда духовный младенец достигает возраста совершенного, отходят воды в потоке слез непрестанных, рождается младенец и ум восхищается к Боговидению.

Лучше обратиться к евангельским образам Святого Семейства. Очищенный ум, сходящий в сокровенное сердце, подобен Иосифу Обручнику, сокровенное сердце -  Деве Марии, духовный же младенец зачинается от Духа Свята, когда ум соединяется с сердцем так же, как Иосиф соединился с Марией. Я когда-то уже приводил эти образы.
Хороший образ с Обручником.
Но у меня немного другой опыт. Когда молитва опустилась с гортани в сердце, то это было явным и несомненным действием благодати, которая и есть движение Духа Свята. И только вследствие  этого действия ум соединился с сердцем. До этого он был вне сердца.
Может, у вас другой опыт?
Впрочем и очищение ума и сердца чье есть действие? Вы говорите: сначала учим ум молчать и чистим его? Кто учит и кто чистит?
От нас исходит произволение и молитвенное прошение, а учит и чистит Дух Свят, как сказано:"Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему".
И даже тот самый огонек, с которого начинается практика ИМ, не нами зажигается, а благодатью Духа Свята.
С самого начала от крещения Дух Свят неразлучно с нами. В какой же момент происходит зачатие?
В момент ли крещения?
Пожалуй, зачатие от семени Духа Свята происходит, когда исполняется слово Христа: "кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим", а также, когда сердце становится матерью младенца Христа по слову:"кто Матерь Моя? ... И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя".
Итак, сердце становится матерью младенца Христа, когда оно очищено и соблюдает заповеди. В чистом сердце сотворяется обитель для младенца.
В святом семействе Обручник был рядом с Богородицей и опекал ее, но не соединился с нею.

Единение ума с сердцем мне представляется, как единение Отца и Сына. Ум рождается душой (или сердцем), как Сын от Отца. Ум не существует без сердца, как Сын без Отца. И  сердце не существует без ума, как Отец без Сына. А Мария и Обручник, хоть и произошли от одного семени, но не рождается Обручник от Марии. Соединение ума с сердцем есть возвращение изначальной целостности этого единства, нарушенного после грехопадения. Эта аналогия не мною выдумана. Она приводится у отцов и в т.ч. у СНБ.  В этой аналогии образ Обручника не похож на единое целое с Богородицей, как Отец и Сын.

Впрочем, в главном мы не расходимся - в том, что зачатие происходит не от ума, а от Духа Свята.
Без Духа Свята упрощенная схема продвижения ума получается не живая.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #54 : 24 Январь 2013, 00:55:15 »
заканчивается МОЯ воля...и начинается Божия

Насчет гордыни есть патериковая история. Как-то посетитель монастыря удивился, как удается одному монаху удерживаться от вступления в пререкания с с братией, которая его постоянно цепляла, осмеивала и уничижала.  Он спросил его (имея намерение усвоить опыт смирения) и в ответ услышал: "буду я еще обращать внимание на всяких псов..."  - Вот, на мой взгляд, типичный пример гордости.

Лучше перейти на конкретные жизненные примеры. Поделитесь, если можно, в чем вы лично обнаруживаете свое тщеславие?

Я тут однажды копалась в себе. Вот когда внезапно неловко падаешь на виду у всех, что вас больше удручает: полученные синяки, или то, что опоростоволоситлся на глазах у всех? За собой заметила, что пытаюсь скрыть боль, если она есть, как-то смягчить видимую форму происшедшедшего. Я проживаю это не своими глазами, а автоматом вижу себя глазами публики.  То есть, тщеславие - это попытка жить в зеркале чужого мнения, а не в своем.

Гордость труднее в себе обнаружить. Выкопала, что подсознательно делю людей на интересных и неинтересных. Отнесла к гордости.

Против мнения отцов ничего не имею. Возможно, в их случае логика именно такая - из тщеславия -> в гордость. Наверно, по разному бывает.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #55 : 24 Январь 2013, 01:09:59 »
Что-то мне кажется, что дать своё согласие на "хочу мясо" – это еще не воля. Это скорее потокание себе и своему привычному образу жизни. Вот если бы человек решил, что ну его на фиг это мясо, и побежал с удочкой к проруби ловить рыбу – вот это был бы акт воли.

Думаю, тут есть еще подмена понятий: говоря о воле, часто подразумевается любой выбор. Но не в любом выборе есть сила. А воля – это именно сила, сила принятия решения и его реализации. Следование своим привычным укладам волю почти не задействует и даже скорее ослабляет её. Вообще думаю, что наша воля задействуется довольно редко. На самом деле она почти мертва, мы её толком не знаем и пользоваться не умеем.

Воля - это совокупность многого. Это вся имеющаяся инерция (динамизм) направленности различных природных факторов. Личное произволение - это лишь один фактор из составляющих (оно довольно немощно, если не поддержано остальными силами души). Важно, что даже имеющееся личное произволение - оно не на пустом месте возникает, оно, как правило, озвучивает уже имеющуюся глубинную волевую направленность (факторы физической природы, имеющихся страстей, умственных приоритетов, интересов, опыта). Нам только кажется, что мы в каждый момент действуем с нуля. На самом деле, нас несет инерция как десятитонный самосвал с неисправной системой управления.

Или можно сравнить движение воли с водным потоком. Человек в лодке, он вроде гребет и рулит, но его сила неставнима с силой течения реки (=внутренней направленности собственной природы). Против течения никак. Да и течение несет строго по руслу. Для того, чтобы смочь достичь цели, нужно прокладывать новое природное русло, возделывать землю - рыть другие берега... Чтобы изменить направление потока, чтобы поток не шел вразрез с личным "рулением" на веслах.  :-)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #56 : 24 Январь 2013, 01:57:48 »
Я тут однажды копалась в себе. Вот когда внезапно неловко падаешь на виду у всех, что вас больше удручает: полученные синяки, или то, что опоростоволоситлся на глазах у всех?
Не мне до лампачки что обо мне подумают другие если я упал...я думаю только о том КАК я мог допустить ТАКУЮ преступную халатность по отношению к своему телу...у меня по настоящему опасная работа...может убить насмерть...случаи бывали...по этому я обязан ВСЕГДА быть собранным...
Тщеславие обнаруживаю когда меня начинает волновать вопрос ЧТО подумают...что скажут...когда я делаю что то...по этому стараюсь делать дело просто по тому что я ОБЯЗАН делать его хорошо...перед Богом и людьми...
Тщеславие на форуме...проявляется когда я доволен от написания поста...или когда я начинаю думать что кому то полезно ТО что я пишу...просто отсекаю причину...да возможно полезно...да я рад если будет кому то полезно...НО...полезно и всё...без ощущения что заслужил награду...или порицание...что то же тщеславие...

В храме...тщеславлюсь...когда начинаю считать себя алтарником и обязанным "помогать", разруливать...
Недавно...
После причастия становлюсь возле подсвечника...и вторую службу подряд...алтарник выходит и останавливается напротив...ожидая когда я отойду...хотя подсвечник легко можно обойти...и ВСЕ до него ТАК делали...да и он сам то же :-)...
Вечером началось "обдумывание" как надо себя повести в этой ситуации...попёрла накрутка...не отходи...это же глупо алтарнику тупо требовать что бы я ушёл когда есть целый километр слева...и он сам так и ходил раньше...
Короче начхать на все эти накрутки...встану туда где ему не буду мешать...и совсем не из смирения..или из принципа...или из-за того что ТАК правильнее и полезнее для моей души...а просто отойду...так как ЭТО технически целесообразней...раз ЕМУ так удобнее...а мне и так хорошо...на другом месте...
Ну не знаю...больше на приходит ничё на ум :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #57 : 24 Январь 2013, 02:45:25 »
...

Спасибо, Игорь. Цель у меня была - попытаться выйти на суть этого греха. Из суммы эпизодов состряпать обобщающий вывод.... Чтобы найти алгоритм решения. Чтобы не увязнуть во множестве конкретных эпизодов, борясь на многих фронтах со случающимися переживаниями.

В моем случае ориентируюсь на то, чтобы все проживать перед Богом. Иногда удается  быть в постоянной памяти этого, но часто отвлекаюсь и забываю.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #58 : 24 Январь 2013, 13:06:24 »
В ответ на пост Neovit'a
Вы хорошо сказали, Neovit, емко и четко. Попробую, в свою очередь, сказать о том, как вижу такое преображение ума, если воспользоваться несколько иной описательной с.о. "моделью" и попытаться осмыслить происходящее с этой т.з.

Ум сходит в сердце, и воссоединяется там воедино, энергия ума с его сущностью. Воссоединенный, ум восходит к Богу, что является неложным круговым движением ума. Конечно же, преображение ума, как и преображение всех наших составов, совершается Духом. Но  сам ум, естественным образом, заложенным от Бога, стремиться постичь непостижимое и объять необъятное. Так обычно и мечется  больной наш ум, не получая удовлетворения, пока не встретит Бога. Тогда он пытается постичь Бога, но ум клинит от этой попытки и он начинает двигаться вкруг Бога, постигая умопостижимое (нетварные Божьи энергии), и так обретая покой в движении.

Ум наш подобен Богу в том, что сущность ума непознаваема и лежит вне познавательной способности человека, а рассудочная способность - головной ум - это энергия ума и она подобна Духу, поскольку, как Дух от Отца исходит, так и она исходит из непостижимой для нас сущности ума.

Когда ум приснодвижется вкруг Бога, он чистится и светлится в свете Божьем. Из этого ума естественным образом исходит новая энергия ума - чистые мысли. Они возникают спонтанно и являются как бы украшением, драгоценным орнаментом сущности ума. Собственно, это уже есть начаток богомыслия, поскольку таким мыслям неотъемлемо присущи ясность и чистота, они подобны лучам света, из морской глубины играющим, исходя к поверхности. То есть, у мыслей появляются иные, незнакомые прежде качества, так как они возникают вследствие приснодвижения ума вокруг Бога. Именно из этих чистых мыслей вырастает чистое творчество в Боге - как совершенно иное, нисколько не похожее на страстное творчество, подпитываемое помыслами, зараженное страстями и подверженное воздействию тварных сил. Конечно, это еще не богословие, но уже начало богомыслия и пища для творческого восхваления Творца всяческих. Это и видится мне как основное назначение преображенного головного ума...

Говорят о безмолвии, имея ввиду молчание ума без мысли. Но отцы поправляют, что в безмолвии ум не остается без мысли, но размышляет на темы о Божественном Домостроительстве и Промысле. И говорят о форме безмолвного движения мысли во время ИМ – единый помысел без рассудочных словообразований.
Тогда уже – безмысленное движение ума как единый помысл. И мысль, спонтанно испускаемая/исходящая от такого движения ума...она, собственно, и не движется – не более, чем лучи, испускаемые  от драгоценного камня.

Aniks

  • Сообщений: 167
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #59 : 24 Январь 2013, 13:39:37 »
 
Ну до чегож красиво звучит :-)...для митинга,само то...
А я считаю что на самом деле...тупое математическое сравнение с матрицей...и не важно это матрица мяса или рыбы :-)...
Дорогой Мирный Странник, конечно же воля – это сила, а чтож по-вашему? А выбирать между белым и красным может и компьютер – сам акт выбора не подразумевает силы. Как Вы сами говорите – тупое математическое сравнение. Воля не задействована.

Умеем умеем...вопрос только в том...нужна ли она мне ТАКАЯ воля...
А насчет того, умеем ли мы пользоваться волей. Когда человек что-то хочет, например бросить курить :roll: – и с его волей все с порядке - он захотел и бросил. Подобная власть над своими решениями и действиями – это и есть проявление воли. А если он там чего-то в своей "матрице" наанализировал – его хотелки-свистелки никому не интересны: если его воля мертва, если она парализована постоянным бездействием - всё это бессмысленно.

Тому, кто хочет научиться отличать свою волю от божественной – для начала неплохо бы познакомиться со своей. Если это конечно не очередное желание на уровне "матрицы" - на уровне ментальных спекуляций, в которых нет силы.