Вопрос «Как правильно пользоваться головой?» я бы поставил шире, чтобы приблизить тему к молитве и участию ума в молитве –
«Как пользоваться мысленной формой движений ума?».
Говорят,что ум и мысль нераздельны, как Отец и Сын в Троице. Нам кажется, что наш ум движется только в мысли и не существует без мысли. Тишина ума, создаваемая произволением человеческим, есть иллюзия отсутствия мысли.
Некоторые разделяют движения ума на рассудочные и разумные. В чем отличие таких движений? Наверно, имеется ввиду различие не в форме движения ума, а в фигурах его движений.
Говорят о безмолвии, имея ввиду молчание ума без мысли. Но отцы поправляют, что в безмолвии ум не остается без мысли, но размышляет на темы о Божественном Домостроительстве и Промысле. И говорят о форме безмолвного движения мысли во время ИМ – единый помысел без рассудочных словообразований.
Говорят о преображении ума во время молитвы и даже о потере рассудка, как об отрицательном явлении. Стоп. Здесь остановимся. Ибо здесь кроется иная форма движений ума. Эта форма движений ума, к которой ум восхищается Духом Святым. Когда это происходит, то движения ума происходят вне мысли. И это преображение есть возрастание ума от мысли к свету,а не падение ума в потерю сознания. Эти движения я бы назвал светоподобными, которые появляются не по желанию человеческому и не по усилию или тренировке ума и уж тем более не по многочтению и многоразмышлению, ибо они есть движения Божественного Духа, который есть свет. Эти движения начинают возникать уже во время чистой молитвы, когда ум находится в едином безмолвном помысле и одновременно в словах молитвы. Они незаметны, пока ум не преображается к видению света. Тогда ум сам становится светом. В этом состоянии ум не мыслит, но живет светом. Это иная форма движения ума называется умом Христовым.
После возвращения к мысленной форме движений, ум обретает способность различать движения ума и начинает понимать, что такое безмолвие в едином помысле и как не увлекаться мысленной формой движения.
Зачем человеку даны две формы движений ума?
Мысленная форма дана для познания человеком себя и тварного бытия. Мир земной и человек в нем живут во времени. Для познания временного человеку дана способность мысли, которая существует во времени, имеет длительность, начало и конец. Мысль рождается и умирает, как все тленное. И через тленные движения ума человека познает тленное.
Световая форма движения ума дана для познания человеком Бога, который не имеет начала и конца и существует вне времени. Световая форма движений ума есть движения Духа. И в какой мере молитва движется Духом, в такой мере ум преображается.
Две формы движений ума могут соединяться неслиянно и существовать параллельно. Так Христос носил в себе ум человеческий и разговаривал словами и одновременно оставался нераздельно Сыном Троицы, обладаая умом Христовым и живя нераздельным Светом со Отцом и Духом.
Как же правильно пользоваться мысленной формой ума? Это можно понять не внутри мысленной формы движений, а выйдя за ее пределы к иной форме движений. Как сказал отец Софроний, видение Бога как Он есть, есть видение себя, как я есть.
Верно сказано, что ум надо очищать от земного и тленного через чтение Священного Писания и святоотеческих трудов. Но также надо очищать ум от мысленных конструкций и не услаждаться мнением о их совершенстве, полноте или правильности. Надо помнить, что все наши мысленные конструкции имеют временное значение и не способны приблизить нас к вечному. А мнения – это липкий клей, в котором ум вязнет, как в паутине.
Ум, очистившийся от мнений становится способным к невесомым движениям, как ракета, сбросившая топливный балласт и вышедшая на орбиту, когда ее движение определяется уже не топливом, не мышлением, но притяжением к центру тяготения ума. И движения ума становятся движениями любви без рассуждений, движениями смирения без принуждения к смирению, милости без мысли о ней, и веры без сомнений. Эти движения ума есть светоподобные движения, даруемые Божественным Духом. Ум должен стать голым, не облекшимся во мнения свои или чужие, и простым, как у младенца, у которого еще нет своего мнения, но есть безграничная вера ко Отцу и Матери. Но ум не должен быть младенцем, потому что нет у него еще полноты познания и свободы. Поэтому отцы говорят, что ключи к созерцанию света, даются не через размышления, а через познание себя и веру.
Кто хочет умом понять, что такое светоподобная форма движения ума, то пусть обратит внимание на веру, ее движения и силу во время молитвы. Верою обретаются движения безмолвия, которое не замечает движений помыслов. Верою возрастает ум к движениям надежды. И верою с надеждой восхищается ум к движениям Любви, которая есть Свет.
Ну вот, приблизительно такая мысленная конструкция. Прочитайте и забудьте, ибо никакая конструкция не может приблизить к Солнцу. Но она может указать направление движения или стать стартовой площадкой для запуска ракеты.