Исихазм

Автор Тема: Как правильно пользоваться головой?  (Прочитано 30040 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

 С одной стороны так называемое "головное сознание" или идентификация себя препятствует духовной жизни, посредством неконтролируемых помыслов, мыслительного шумового фона и пр. Однако утишая и очищая этот самый головной ум как-бы перестаешь им пользоваться. Что ведет к неполноте постижения очень много с одной стороны, а также игнорирования тех возможностей, что иллюстрируется тем-же "трансерфингом реальности", т.е. возможностями материализации. Либо это постижение логосов тех или иных вещей и событий.  И вот возникает вопрос, как же научиться правильно пользоваться головой? Чтобы она не главенствовала и верховодила, но и не отрицалась и игнорировалась, а занимала свое достойное место в жизни? Чтобы при изучении чего-бы то нибыло применять умный, глубокий подход, уметь давать голове адекватные задания, концентрировать ее.

О себе лично могу сказать, что головой особо пользоваться не умею, не хватает ни стратегического ни тактического мышления ни вообще в жизни, не в молитве?  Не хватает широты мышления и т.д. Заметил, что этаже проблема присутствует у достаточно многих.  Очень многие голову вообще отрицают. Что характерно и для эзотерических практик и даже для православной духовной жизни. Либо у внешних богословов, которые также пользуются головой, сделав из нее идол.

Очень хотелось бы услышать о том, как же можно освоить сей "орган"? Вопрос, понимаю глупый, но мне кажется очень важный. Вряд ли человек может быть целостным, если игнорирует голову и ее возможности либо наоборот ее абсолютизирует.  Что-то не могу припомнить практик, которые учат правильно думать, за исключением логики и философии, но уместны ли они в данном контексте? Писали ли про это святые?

Как правильно пользоваться головой не вовлекаясь в "матрицу" и в умственную жвачку?

« Последнее редактирование: 21 Январь 2013, 10:54:42 от Игорь Спасский »

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #1 : 21 Январь 2013, 11:07:29 »
Наверное голова нужна что бы придти к Святости.Что бы освоить формулу что любая мысль и любое желание, кроме ИМ, до обожения есть выражение греха.
И потому надо стремится к молчанию мысли и молчанию желаний.

Потом, когда придет Святой дух тогда мысли и желания будут праведны. Наверное :)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #2 : 21 Январь 2013, 12:12:08 »
А может быть процесс очищения может идти параллельно или нет? Чтобы не вышло как с грубой аскезой по закону Ламарка - неиспользуемый орган атрофируется?

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #3 : 21 Январь 2013, 12:19:27 »

Очень хотелось бы услышать о том, как же можно освоить сей "орган"? Вопрос, понимаю глупый, но мне кажется очень важный.
Вопрос НЕ глупый :-)...а очень важный...
В своё время меня он мучил...например...прораб даёт задание...а Я...слушая его...не слышу...а повторяю в уме слова молитвы...
И по этому поводу встретил у св. Игнатия...что иногда бесы внушают нам МОЛИТЬСЯ когда не надо...(вольный пересказ)...я подумал как это НЕ ВОВРЕМЯ...ведь молиться надо ВСЕГДА...но поразмышляв пришёл к выводу что надо оставить молитву когда прораб даёт задание на целый день...а потом возобновить её...
Потом я встретил рекомендацию Леонида...некий тренинг...например пылесосишь полы...и всё внимание должно быть направлено на ЭТОТ процесс и на молитву...и ни один помысел кроме этого дела не должен входить в голову... :-)...или душу...
В этом процессе происходит проникновение помыслов...как бы под прикрытием помыслов о работе(пылесосе)...и ОЧЕНЬ ВАЖНО...научиться видеть приход этих помыслов как можно раньше...или как бы на расстоянии...
В поле зрения во время работы попадает множество предметов...которые вызывают ассоциации...воспоминания связанные с ними...это следует отсекать...
Так же и размышления о работе могут приобрести патологическую глубину...т.е. начинаешь вдаваться в ненужные подробности...проигрывать бессмысленные варианты,касающиеся работы...то же=за борт...
Начинать такой тренинг следует с простых работ...не требующих интеллектуальных затрат...а приобретя навык можно заняться и интеллектуальными...с молитвой ес-но :-)...

В дальнейшем можно будет следить за мыслями вообще...и автоматически отфильтровывать не нужные...
Как правильно пользоваться головой не вовлекаясь в "матрицу" и в умственную жвачку?
Матричное мышление рушит только метанойя...а сие дело Божие...НЕтренируется...
А вот словомешалку можно и должно остановить...своей волей ТО ЖЕ возможно...хотя конечно у Бога это ГОРАЗДО лучше получается :-)...
Для этого надо добиваться тишины в разуме...молчания разума...
Я когда взялся тренировать тишину разума...старался сносить ВСЕ помыслы...т.е. вообще все...и в начале такой тренировки...поставил себе целью именно тишину от помыслов...оставив молитву на время...
Ну...молитву оставить СОВСЕМ...не получится :-)...периодами всё равно как бы само вырывалось--ГОСПОДИ!...или из псалмов что то...
Подумал ещё о том что Господь сердцеведец...и знает что я тренирую тишину,оставив молитву...из-за стремления к Нему...и надеялся что Он не осудит меня за это...
И ещё...я стал делать так прочитав слова пр.Иоанна Лествичника...
Цитировать
22. Сидя на высоте, наблюдай, если только знаешь это; и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие, и какие тати хотят войти и окрасть твои грозды.
     23. Когда страж сей утрудится, то встает и молится; а потом опять садится и мужественно принимается за первое дело.
Я посчитал что ТАК я тренирую трезвение...в отдельном от молитвы процессе...
Смог продержаться в этом делании 3 дня...а потом стал чередовать...НО...польза от этих 3 дней большая...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #4 : 21 Январь 2013, 12:29:24 »
Игорь, дорогой, громадное спасибо!  А что скажите, насчет собранности, концентрации так назыв. головного аппарата, ну это как-бы управление компьютером со стороны? Как бы со смещением центра из виртуально головной области в реально сердечную с максимальным задействованием возможных опций головы? Типа размышления, Богомыслия, стратегии молитвы, постижения смыслов

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #5 : 21 Январь 2013, 12:34:33 »
А может быть процесс очищения может идти параллельно или нет? Чтобы не вышло как с грубой аскезой по закону Ламарка - неиспользуемый орган атрофируется?

Считать свои мысли важными неправильно, но они прорываются сквозь ИМ и этими мыслями живешь в материальной жизни.

В Библии написано что - люди сего века в своем роде более умные. 
В притче когда вор раздает не свое с тем что бы ему вернули потом.

Потому люди сего века более думают.


   

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #6 : 21 Январь 2013, 12:51:20 »
Игорь, дорогой, громадное спасибо!  А что скажите, насчет собранности, концентрации так назыв. головного аппарата, ну это как-бы управление компьютером со стороны? Как бы со смещением центра из виртуально головной области в реально сердечную с максимальным задействованием возможных опций головы? Типа размышления, Богомыслия, стратегии молитвы, постижения смыслов
А чё тут непонятного...внимание ведь одновременно пребывает в груди и в голове отчасти...в голове внимание должно быть для поддержания тишины...а после успокоения помыслов можно сместить в сторону груди бОльшую его часть...
Вообще внимание не пребывает статично...ведь во время работы бывает надо заняться чем то сосредоточенно...а потом опять возможно углубиться в молитву...смотря какая работа...
Т.е. внимание должно как бы перетекать по количеству...по необходимости то в голову то назад к молитве...не оставляя голову до конца...
А в сосредоточенной молитве в уединении и тишине...конечно практически всё внимание молитве...а удержание помыслов делается как бы автоматически...и как бы отодвигается на периферию...становится незаметным...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Aniks

  • Сообщений: 167
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #7 : 21 Январь 2013, 14:37:15 »
Думаю, что было бы верно сказать, что рациональное мышление ("головное сознание" как выразился Игорь) – это противоположность безмолвия. Рациональное мышление связано со словами, безмолвие – с их отсутствием.

Наш век – явное торжество рационального. Любой студент сейчас в пространсве слов намного более подковон чем самые продвинутые мудрецы 500 лет назад. Но это не дает никакого преимущества в области безмолвия. И наоборот тоже верно: легко можно представить себе человека, хорошо освоившегося в безмолвном, но совсем не способного ясно выражаться с помощью слов. Так что очевидно, что это две независимые области.

Нужно ли развивать рациональность? Вопрос спорный. А вот как её развивать – давно известно. Этим занимается академическая наука с её школами и университетами. Да, да: именно там развивают мышление и "учат правильно пользоваться головой". Все эти обычные академические знания, логика, абстрактное мышление, большой словарный запас – вобще говоря у современного человека с этим проблем нет. Порой даже наоборот: сильное поклонение рациональному встает на пути безмолвного.

В идеале конечно человек чувствует себя уверенно в обоих областях – способен ясно и четко говорить и последовательно мыслить, способен и молча созерцать. Ну это в иделе. А в реале мы где-то между: в паутине некоего эмоционального рационализма – кучи слов, моря эмоций - и при этом ноль понимания :)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #8 : 21 Январь 2013, 16:05:25 »
Типа размышления, Богомыслия, стратегии молитвы, постижения смыслов
Я писал как то...о том что считаю необходимым использование катализаторов молитвы...
Катализировать чувства полезно по тому что раздражительная(чувственная) часть души это как бы преддверье сердца...и если возгревать благочестивые чувства...то из этой душевной молитвы легче попасть в духовную...ну или если Господь не даёт духовную...то пребывать в душевной...
А катализатором могут быть слова молитвы Иисусовой или псалтирь и т.д...или воспоминание эпизодов из Евангелия...или воспоминание о любимых родственниках...
При чём если слова молитв всё таки ограничены ТОЛЬКО словами...то эпизоды и родня...это образы...
И я считаю что ТАК можно...НО...разогрев это как пускач для движка...когда движок запустился пускач автоматом выключается...т.е. на короткое время...и образы не должны быть яркие...

Богомыслием как это рекомендовал св.Феофан....вставши с утра мысленно пройти от сотворения мира до распятия... :-)...видимо это на вкус и цвет...я чёт попробовал...не пошло :-)...
Во первых по тому что не понял как это вообще делается...во вторых подумал что это как то некошерно...молитва то ведь безвидна и безобоазна...ну и зря наверное :-)...
Вот :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #9 : 21 Январь 2013, 16:30:47 »
Цитата: Влахос. Православная психотерапия
Разум должен быть обуздан, а ум - получить развитие, чтобы разум рождался от просвещенного ума, и в дальнейшем разумная способность (λογική) облекала в слова и предложения ведение ума. Важную роль в обуздании разума играет послушание воле Божией. Мы подвизаемся, чтобы не оказывать доверия собственному разумению и собственному мнению, этому истечению разума. Авва Дорофей говорит: "При всяком случавшемся со мною деле я никогда не желал ограждать себя человеческою мудростию, но что бы ни было я всегда делаю по силе моей и все предоставляю Богу" (Авва Дорофей. С.189). Мы избегаем доверять своему разуму и суждению. Недаром этот же святой написал целую главу под заглавием "О том, что не должно полагаться на свой разум"
Имо, это важно. Разум приводится в ум, сведением "головного ума" в сущность ума, не для того, чтобы разумной способности прекратиться, но чтобы ей преобразиться.

В процессе такого сведения и преображения разумная способность подвергается сильнейшему изменению, человек временам словно теряет рассудок и ясность мышления и тп. В итоге разумная способность даже может быть погублена, о чем на форуме говорили когда-то. Тогда наступит "безумная мудрость", но это – отклонение от с.о., как понимаю.

Если же преображение разумной способности прошло успешно, то разум прекращает заниматься несвойственным ему и со-трудничает с умом, перелагая/транслируя в слова то, что вне слов постигает ум.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #10 : 21 Январь 2013, 20:48:45 »
Цитировать
Имо, это важно. Разум приводится в ум, сведением "головного ума" в сущность ума, не для того, чтобы разумной способности прекратиться, но чтобы ей преобразиться.

В процессе такого сведения и преображения разумная способность подвергается сильнейшему изменению, человек временам словно теряет рассудок и ясность мышления и тп. В итоге разумная способность даже может быть погублена, о чем на форуме говорили когда-то. Тогда наступит "безумная мудрость", но это – отклонение от с.о., как понимаю.

Если же преображение разумной способности прошло успешно, то разум прекращает заниматься несвойственным ему и со-трудничает с умом, перелагая/транслируя в слова то, что вне слов постигает ум.

Да, именно об очищении разумной способности. Очищении и преображении. Я лично, как-то эту способность стал подавлять и вообще держать на переферии восприятия.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #11 : 21 Январь 2013, 21:02:42 »
Ум человеческий должен, в идеале, полностью очистить от себя голову [головной мозг] и переместиться в сердце на ПМЖ, туда, где находится его истинная родина. Место в голове принадлежит по праву Христову Уму человека, и именно он должен пользоваться этим "суперкомпьютером" для связи с Отцом ["иже еси на небесех"].
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #12 : 21 Январь 2013, 21:50:12 »
правильно пользоваться головой можно, когда она подчинена сердцу. Других вариантов я не знаю.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #13 : 21 Январь 2013, 22:53:54 »
Вопрос «Как правильно пользоваться головой?» я бы поставил шире, чтобы приблизить тему к молитве и участию ума в молитве –
«Как пользоваться мысленной формой движений ума?».

Говорят,что ум и мысль нераздельны, как Отец и Сын в Троице. Нам кажется, что наш ум движется только в мысли и не существует без мысли. Тишина ума, создаваемая произволением человеческим, есть иллюзия отсутствия мысли.

Некоторые разделяют движения ума на рассудочные и разумные. В чем отличие таких движений? Наверно, имеется ввиду различие не в форме движения ума, а в фигурах его движений.

Говорят о безмолвии, имея ввиду молчание ума без мысли. Но отцы поправляют, что в безмолвии ум не остается без мысли, но размышляет на темы о Божественном Домостроительстве и Промысле. И говорят о форме безмолвного движения мысли во время ИМ – единый помысел без рассудочных словообразований.

Говорят о преображении ума во время молитвы и даже о потере рассудка, как об отрицательном явлении. Стоп. Здесь остановимся. Ибо здесь кроется иная форма движений ума. Эта форма движений ума, к которой ум восхищается Духом Святым. Когда это происходит, то движения ума происходят вне мысли. И это преображение есть возрастание ума от мысли к свету,а не падение ума в потерю сознания. Эти движения я бы назвал светоподобными, которые появляются не по желанию человеческому и не по усилию или тренировке ума и уж тем более не по многочтению и многоразмышлению, ибо они есть движения Божественного Духа, который есть свет.  Эти движения начинают возникать  уже во время чистой молитвы, когда ум находится в едином безмолвном помысле и одновременно в словах молитвы. Они незаметны, пока ум не преображается к видению света. Тогда ум сам становится светом. В этом состоянии ум не мыслит, но живет светом. Это иная форма движения ума называется умом Христовым.

После возвращения к мысленной форме движений, ум обретает способность различать движения  ума и начинает понимать, что такое безмолвие в едином помысле и как не увлекаться мысленной формой движения.

Зачем человеку даны две  формы движений ума?

Мысленная форма дана для познания человеком себя и тварного бытия. Мир земной и человек в  нем живут во времени. Для познания временного человеку дана способность мысли, которая существует во времени, имеет длительность, начало и конец. Мысль рождается и умирает, как все тленное. И через тленные движения ума человека познает тленное.

Световая форма движения ума дана для познания человеком Бога, который не имеет начала и конца и существует вне времени. Световая форма движений ума есть движения Духа.  И в какой мере молитва движется Духом, в такой мере ум преображается.
Две формы движений ума могут соединяться неслиянно и существовать параллельно. Так Христос носил в себе ум человеческий и разговаривал словами и одновременно оставался нераздельно Сыном Троицы, обладаая умом Христовым и живя нераздельным Светом со Отцом и Духом.

Как же правильно пользоваться мысленной формой ума?  Это можно понять не внутри мысленной формы движений, а  выйдя за ее пределы к иной форме движений. Как сказал отец Софроний, видение Бога как Он есть, есть видение себя, как я есть.

Верно сказано, что ум надо очищать от земного и тленного  через чтение Священного Писания и святоотеческих трудов. Но также надо очищать ум от мысленных конструкций и не услаждаться мнением о их совершенстве, полноте или правильности. Надо помнить, что все наши мысленные конструкции имеют временное значение и не способны приблизить нас к вечному.  А мнения – это липкий клей, в котором ум вязнет, как в паутине.

 Ум, очистившийся от мнений становится способным к невесомым движениям, как ракета, сбросившая топливный балласт и вышедшая на орбиту, когда ее движение определяется уже не топливом, не мышлением, но притяжением к центру тяготения ума. И движения ума становятся движениями любви без рассуждений, движениями смирения без принуждения к смирению, милости без мысли о ней,  и веры без сомнений. Эти движения ума есть светоподобные движения, даруемые Божественным Духом. Ум должен стать голым, не облекшимся во мнения свои или чужие, и  простым, как у младенца, у которого еще нет своего мнения, но есть безграничная вера ко Отцу и Матери. Но ум не должен быть младенцем, потому что нет у него еще полноты познания и свободы. Поэтому отцы говорят, что ключи к созерцанию света, даются не через размышления, а через познание себя и веру.

Кто хочет умом понять, что такое светоподобная форма движения ума, то пусть обратит внимание на веру, ее движения и силу во время молитвы. Верою обретаются движения  безмолвия, которое не замечает движений помыслов.  Верою  возрастает ум к движениям надежды. И верою с надеждой восхищается ум к движениям Любви, которая есть Свет.

Ну вот, приблизительно такая мысленная конструкция. Прочитайте и забудьте, ибо никакая конструкция не может приблизить к Солнцу. Но она может указать направление движения или стать стартовой площадкой для запуска ракеты.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #14 : 21 Январь 2013, 23:12:30 »
Кто хочет умом понять, что такое светоподобная форма движения ума, то пусть обратит внимание на веру, ее движения и силу во время молитвы. Верою обретаются движения  безмолвия, которое не замечает движений помыслов.  Верою  возрастает ум к движениям надежды. И верою с надеждой восхищается ум к движениям Любви, которая есть Свет.

Ну вот, приблизительно такая мысленная конструкция. Прочитайте и забудьте, ибо никакая конструкция не может приблизить к Солнцу. Но она может указать направление движения или стать стартовой площадкой для запуска ракеты.

+ 100

Согласен со всем постом, а не только с кратким куском в цитате.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.