Исихазм

Автор Тема: Как правильно пользоваться головой?  (Прочитано 30050 раз)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #90 : 25 Январь 2013, 02:22:59 »
Даже при небольшом усилии на молитве можно отделить этого "наблюдателя" и увидеть, что "он" - не ум.
Я когда-то высказал предпоположение, что наблюдатель есть зародыш нашего истинного "я". И именно он в состоянии влиять на ум.
Хорошая мысль, но не раскрытая. Если наблюдатель не есть ум и наблюдатель есть "я", то получается, что наше истинное "я" не обладает умом.

Если же принять, что ум имеет две формы движений, мысленную и светоподобную (подобную движениям Духа), то наше истинное "я" обретает ум божественной формы движений, который не есть ум мыслящий, но ум, просвещенный светом Истины.
Neovit, тут нeчего предполагать o двyx формax движений умa.
Вы должны были заметить, что я высказался осторожно: не "наше истинное я", а только лишь его "зародыш". И этот зародыш не обладает "умом" в том виде как обычный ум обладает способностью к разпознаванию, классификации, объяснения [себе самому].

Это могут подтвердить и другие участники того разговора о безстрастном наблюдателе, столкнувшиеся с этим явлением в себе, основное качество которого - отсутствие любой формы осмысления, отсчёта, сравнения нового с уже известным. Однако его самоосознание [даже в зачаточном виде] на порядок превосходит таковое у обычного ума. Поэтому безсмысленно, на мой взгляд, "укорять" наблюдателя за "безумие". По сравнению с ним - безумен наш обычный ум, которого привести к норме помогает так неожиданно оказавшаяся у наблюдателя воля.

Также предполагаю, что финальное установление полного контроля за умом [окрепшим] наблюдателем ознаменуется их слиянием и превращением в то, что зовётся Христовым Умом.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #91 : 25 Январь 2013, 11:05:08 »
Для Неовита характерна тяжеловесная работа еще не возвышенного ума по созданию различных схем и привязки их к (около)догматическим воззрениям. Чего-то у одного отца почитал, чего-то у другого, какой-то собственный опыт проклюнулся - и начинается работа умственного катка по укладке рационального асфальта. И уже нет жизни: ни деревья не растут, ни птички не поют, ни зайчики не скачут, ни медведь не бродит, ни путник не путешествует, лишь серая унылая лента дороги, замкнутая на саму себя, по которой едут такие же серые одинаковые робото-машины - и чуть превысят скорость, их уже тормозят робото-полицейские.

Это штука заразная - рациональная асфальтоукладка умственных дорог. Посмотрите, что сделали с евангельскими представлениями о сердце. Они как-то вдруг превратились в "пост ГАИ" в районе двух пальцев выше левого соска, на котором тормозят всех, запрещая двигаться дальше - в тайники и дебри человеческого сознания. Так и в представлениях о наблюдателе - ценен опыт, который следует расширять и развивать. Так нет же, живой опыт надо немедленно облить формалином и положить на музейную полочку под замок... Ужасен неуспокоенный ум, пытающийся убить все живое вместо того, чтобы умереть самому.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #92 : 25 Январь 2013, 11:09:45 »
У наблюдателя, как мы его обсуждали, не только нет страстей, но вообще нет никакого само-отождествления, ни с кем и ни с чем. Это чистое осознание бытия. Я есть, просто я есть. Кто это осознает? Скорее всего, само бытие и осознает. Почему "чистое осознание"? Потому что без примесей, без всякого иного осознания.
Никакой особой воли у этого наблюдателя не нахожу – пока он сам по себе, "в своем соку" и не воссоединен с АЗ ЕСМЬ.
Все – имхо.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #93 : 25 Январь 2013, 11:27:23 »
Пока не могу понять, в каком направлении двигается наше обсуждение, не вижу цели.
Честно говоря, поначалу и не видел этой цели. Привел для Вас рассуждение, показавшееся мне интересным, о демонической работе ума, пришедшего через тщеславие к гордыне. Полагаю, что при образовании эгоизма в любом уме начинается профанное время, потому что ум самим созданием эго уже совершает падение и теряет одномоментное время. Ум теряет ангельское и становится приземленным плотским, облекаясь в профанное.

Про "вечность и иерархии" и их причинно-следственность я – пас. Прошу простить. :–)
Меня больше работа падшего ума интересует. И причины падения.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #94 : 25 Январь 2013, 12:11:10 »
Для Неовита характерна тяжеловесная работа еще не возвышенного ума по созданию различных схем и привязки их к (около)догматическим воззрениям. Чего-то у одного отца почитал, чего-то у другого, какой-то собственный опыт проклюнулся - и начинается работа умственного катка по укладке рационального асфальта. И уже нет жизни: ни деревья не растут, ни птички не поют, ни зайчики не скачут, ни медведь не бродит, ни путник не путешествует, лишь серая унылая лента дороги, замкнутая на саму себя, по которой едут такие же серые одинаковые робото-машины - и чуть превысят скорость, их уже тормозят робото-полицейские.
Это штука заразная - рациональная асфальтоукладка умственных дорог. Посмотрите, что сделали с евангельскими представлениями о сердце. Они как-то вдруг превратились в "пост ГАИ" в районе двух пальцев выше левого соска, на котором тормозят всех, запрещая двигаться дальше - в тайники и дебри человеческого сознания. Так и в представлениях о наблюдателе - ценен опыт, который следует расширять и развивать. Так нет же, живой опыт надо немедленно облить формалином и положить на музейную полочку под замок... Ужасен неуспокоенный ум, пытающийся убить все живое вместо того, чтобы умереть самому.
этточно!  :-)

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #95 : 25 Январь 2013, 13:21:46 »
Думаю ум состоит из двух частей. Одна может молится ИМ, вторая внимание. Когда они соединяются получается внимательная молитва.
Можно сказать что одна говорит другая слушает. Когда они соединяются вместе получается мышление. Человек думает.
Можно молится ИМ и что либо наблюдать, но мысли законченной в своем цикле не будет.

Когда плохое настроение то две части сливаются в одну и внимательно молится легче.

Наверное :)

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #96 : 25 Январь 2013, 17:07:28 »
Вот и срослось, ум состоит из 3 частей, и здесь триединство. :)

Одна слушает, другая говорит, третья хочет.

Гордость отрывает слух от того что говорится, телесные грехи отрывают желание. Ум разорван на три части.
Говорит и слышит не то что говорит и желает не то что он хочет.

Грехи уходят и ум постепенно соединяется и становится первозданно триедин.   

Слух дух ума.
Слово душа ума.
Желание тело ума.

Наверное :)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #97 : 25 Январь 2013, 17:21:52 »
Апокриф

Как у моего милёнка
Голова из трех частей:
Генератор, карбюратор
И коробка скоростей

 :-P :lol:

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #98 : 25 Январь 2013, 19:57:53 »
Никакой особой воли у этого наблюдателя не нахожу – пока он сам по себе, "в своем соку" и не воссоединен с АЗ ЕСМЬ.
Ну, и КТО воссоединяет безстрастного наблюдателя с АЗ ЕСМЬ? Действительно, нужен некий третий, что-ли? :-) "Коробка скоростей или карбюратор?" :-)

По мне эти оба - изначально едины. Наверное, стоит только сие осознать, да?

И ещё: не устану повторять свой давний инсайт о том, что наша личная воля дана нам в дар от Творца, причём навсегда, и мы ничего не должны Ему возвращать, а только понять, что Его Воля и есть моя.
При этом ум не "волит" по сути, он - узурпатор, имитатор, он не знает направления, попадает под воздействие внешних стереотипов, думая, что хочет чего-то сам. Пользуется волей безстрастного наблюдателя, не понимая, что берёт не своё.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #99 : 25 Январь 2013, 21:04:24 »
Леонид, какова техника достижения этой безтелесной и безумнОй точки внимания?

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #100 : 25 Январь 2013, 21:34:35 »
Alexeiy, мне, наверное, невозможно дать совет приемлемый [универсальный] для всех. Могу только поделиться тем, как делаю это я.

"Мой" наблюдатель в наст. время отделён от ума достаточно и очевидно. Он направляет внимание ума на перегородку между ноздрями, заставляя его наблюдать только за вдохом-выдохом [здесь надо заметить, что сильно помогает повседневная практика трезвения]. Дальше - проще. Ум подставляется волевому нажиму наблюдателя, и как бы "пинком" от него перемещает внимание от носа в середину груди, где практически сразу он начинает молитву.
Наблюдатель не молится совсем - он воистину безстрастен, а молитва ума эмоциональна. 

Не знаю, ответил ли на твой вопрос... :?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #101 : 25 Январь 2013, 21:39:42 »
Почти. :) Как полностью абстрагироваться в наблюдателя, цельного, бесстрастного и бессмертного? Как отбросить такие навязанные опции как тело (перегородка ноздрей - её ведь у наблюдателя нет), ум?

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #102 : 25 Январь 2013, 21:50:43 »
Почти. :) Как полностью абстрагироваться в наблюдателя, цельного, бесстрастного и бессмертного? Как отбросить такие навязанные опции как тело (перегородка ноздрей - её ведь у наблюдателя нет), ум?
Не думаю, что уму нужно немедленно абстрагироваться в "наблюдателя" или сливаться с ним. Трансформация ума совершается постепенно в его молитве. Он не должен становиться бездушным болваном. Надо, наверное, понять как-то уму, что его роль - подсобная, и ему необходимо уступить место Христову Уму.

Кроме того, незачем отбрасывать тело. Оно тоже должно быть преображено [обожено].
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #103 : 25 Январь 2013, 23:08:55 »
Благодарю!  :-)

Василий

  • 3
  • Сообщений: 84
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #104 : 26 Январь 2013, 01:04:01 »
+ очень важно собственно работать над исследованием ума. И работа должна быть живой, интересной, на мой взгляд этому очень способствует занятие творчеством, к примеру академическим рисунком или риторикой. Подобная метода кстати проводилась несколько лет тому назад в одной из психиатрических клиник Москвы. Чуть отвлекаясь в сторону упомяну, что психические заболевания страшны прежде всего тем, что у человека умирают эмоции, нет ни скорби, ни радости, ни желаний, ни стремлений. Так вот, в клинике была набрана группа из тех кто был готов к работе над собой и своим умом в частности, задача была максимально оживить их в эмоциональном плане и как следствие умственном или интеллектуальном, кому как нравится. Чудо таки произошло, кто то начал рисовать, пытаясь передать на бумаге свой внутренний мир, а кто то даже устроился на любимую работу) Это произошло с теми на ком еще не так давно ставили крест в больничном листе, кто находился за чертой, под чертой.. 

Данная история мною не выдумана, она действительно имела место быть, единственное я не стану приводить ссылку на источник.
И вот еще, не спрашивайте меня пожалуйста о том, как же это нужно работать? Попробуйте ответить на этот вопрос сами, подумайте) Скажу лишь что работать можно (и нужно) везде, хотя бы на той же самой работе  :wink:

P.S. В связи с работой над собой мне вспомнились многочисленные сюжетные образы из книги "Игра в бисер" Г.Гессе, правда они там несколько идеализированны, но тем не менее.