Обычный ум - ветхий и разделяющий - прочитает и объяснит слово "монах" примерно так: это человек, стремящийся к уединению (монах от "монос"), а цельный ум увидит в монахе и монашестве устремление к единению с Богом. Вот два полюса: уединение как бегство от людей - и единение в Боге, в т.ч. и с людьми. Уединение - неизбежный этап в той или иной мере, но единение - это высота и цель, без которых монашеское уединение - пустышка.
...Понятное дело, внешнее монашество с его обетами, образом жизни и формами поведения у всех на виду. И это "парадокс": внешнего монашество - оно, вроде бы, направленное вовнутрь и на Бога, является показным. А ныне и вовсе стало декоративным. ...
Единение в Боге как высота и цель - полностью согласен. Это высшая цель каждого Христианина.
Остаётся вопрос. Начну с личного примера: когда долго остаюсь на людях - замечаю как невольно впадаю во власть безрассудного воображения желаний; начинаю обманываться похотью; т.е. мой ум начинает жевать, всё что видит, воспринимает красивые звуки, образы... Если пребывание продлится неделю и больше, чувствуется засыпание ума, и уже не чувствую внутреннюю реальность, весь во вне...и внешнее оно не настоящее, а разбавленное тем что хочешь и не хочешь видеть... Позже все эти наносные страсти и желания уже воспринимаешь как нечто родное присущее твоей личности. И далеко в глубине, едва слышен вопль внутреннего человека... Его можно и не услышать. Да, можно бубнить молитву, но это будет лишь механическое действие.
Что бы прийти в себя нужно отстраниться, остаться наедине с собой, почувствовать внутреннее устремление. Когда один, видишь впитанный яд желаний, обрывки фраз, ярких образов, и видишь внутренний голод - тогда, малость очистившись, устремляешься умом к Богу и насыщаешься... Позже даже в уединении, видны пораженные страсти, и видны действия желаний - но беззубые. Моё свободное произволение выбирает либо сон и мрак, либо трезвость и радость в Боге... Да, молитва, стоит лишь оказаться одному в горах или просто в уединении - молитва сама лепится к уму, а ум сам устремляется к Богу... Можно читать множество книг и быть корифеем, а можно просто уединиться и исследовать себя, и обнаружив внутреннего человека не терять его, а следовать ему. И еще - молчание даёт гораздо красноречивые ответы на вопросы.
Вопрос: отняв уединение, получаем ли мы монастырь в миру? Отняв уединение в монастырях, мы получили мир с его суетой и внешней жизнью...