Исихазм

Автор Тема: Монастырь в миру.  (Прочитано 31291 раз)

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #60 : 04 Сентябрь 2013, 00:08:41 »
Подразумевалось не просто молитвенное слушание, а нечто гораздо большее. Речь действительно о т.н. православном "клише" - о царственном священстве, которое предполагает исполнение христианином его ассенизаторской функции через выслушивание исповеди и покрытие чужих немощей своей любовью (если таковая имеется). Фактически, все что рассказывают христианину=царственному священнику, он должен пропускать через свое открытое сердце, как через фильтр. Если он не хочет этого делать, не открывает сердце и отгораживается барьером от сливаемого, то процедура слива будет повторяться многократно, пока христианин не усвоит этот урок и не реализует тот дар, который ему дал Господь.  :-)

ЗЫ относительно стола и пола: весьма наивно предполагать, что все "свои по вере" всегда дружно стоят или только на столе, или только на полу. Если это так, то все разговоры о духовном росте - профанация.  :|
А неразруленные трезвым умом корпоративные и родовые грехи, с которыми мы якобы сталкиваемся "в начале", могут легко и быстро привести к безвременному концу не только духовному, но и физическому. 8-)
« Последнее редактирование: 04 Сентябрь 2013, 00:21:45 от Н И К И Т А »

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #61 : 04 Сентябрь 2013, 09:43:50 »
...Если он не хочет этого делать, не открывает сердце и отгораживается барьером от сливаемого...

Думаю, что честность и искренность перед самим собой, в первую очередь, подскажет Владимиру Б. выход из создавшейся проблемы.

Вы, Никита, очень четко разделили семью христианина на исполняемые в ней роли. Кто выступает в качестве слива, кто -  в качестве ассенизатора. Кому следует открывать сердце, а кому – лишь свои немощи… Но так не получится! Открытие сердец должно быть взаимным и признание своей немощи, а не только своего царственного положения, также не помешало бы главе семьи. И если не интересно слушать бесконечно об одном и том же, то, на мой взгляд, честнее будет сказать другому об этом. Можно не прямолинейно, борясь с человекоугодием, а с нежностью, посмотрев в глаза любимому человеку, попытаться отыскать в них немой вопрос к тебе… когда же ты вспомнишь, что рядом есть любящая тебя живая душа, любящая тебя безусловно, даже тогда, когда ты  откажешься смотреть с ней Сватов в 21-й раз…

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #62 : 04 Сентябрь 2013, 09:58:01 »
…И если не интересно слушать бесконечно об одном и том же, то, на мой взгляд, честнее будет сказать другому об этом. Можно не прямолинейно, борясь с человекоугодием, а с нежностью, посмотрев в глаза любимому человеку, попытаться отыскать в них немой вопрос к тебе… когда же ты вспомнишь, что рядом есть любящая тебя живая душа, любящая тебя безусловно, даже тогда, когда ты  откажешься смотреть с ней Сватов в 21-й раз…
 
Имхо, иногда немного строгости не помешает, иначе «залезут на голову и свесят ножки». :-)

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #63 : 04 Сентябрь 2013, 10:56:03 »
Вряд ли проблема в родственниках, скорее в Вас.
да, но вот выходит что на тему рода лучше позволять себе смотреть шире, а не ужимать себя аскетическим приемом заточенным на себя... :-)

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #64 : 04 Сентябрь 2013, 11:34:53 »
Имхо, иногда немного строгости не помешает, иначе «залезут на голову и свесят ножки». :-)

Владимир Б. хорошо подметил, что укоренившийся грех человекоугодия, а иначе – призрачный страх потерять любовь  близких, не дает нам возможности быть честными и открытыми и в какой-то степени, строгими, указывая на недостатки ближних. Этот страх должен уступить место более сильному чувству, тогда найдутся и слова и уверенность в том, что тебя не разлюбят за твою прямоту… Потому что, если не видеть этот страх в себе, то можно легко напридумывать себе ассенизаторскую любовь и залиться царственно по самое немогу...Лучше не врать самому себе!

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #65 : 04 Сентябрь 2013, 12:01:38 »
Обычный ум - ветхий и разделяющий - прочитает и объяснит слово "монах" примерно так: это человек, стремящийся к уединению (монах от "монос"), а цельный ум увидит в монахе и монашестве устремление к единению с Богом. Вот два полюса: уединение как бегство от людей - и единение в Боге, в т.ч. и с людьми. Уединение - неизбежный этап в той или иной мере, но единение - это высота и цель, без которых монашеское уединение - пустышка.

...Понятное дело, внешнее монашество с его обетами, образом жизни и формами поведения у всех на виду. И это "парадокс": внешнего монашество - оно, вроде бы, направленное вовнутрь и на Бога, является показным. А ныне и вовсе стало декоративным. ...
Единение в Боге как высота и цель - полностью согласен. Это высшая цель каждого Христианина.

Остаётся вопрос. Начну с личного примера: когда долго остаюсь на людях - замечаю как невольно впадаю во власть безрассудного воображения желаний; начинаю обманываться похотью; т.е. мой ум начинает жевать, всё что видит, воспринимает красивые звуки, образы... Если пребывание продлится неделю и больше, чувствуется засыпание ума, и уже не чувствую внутреннюю реальность, весь во вне...и внешнее оно не настоящее, а разбавленное тем что хочешь и не хочешь видеть... Позже все эти наносные страсти и желания уже воспринимаешь как нечто родное присущее твоей личности. И далеко в глубине, едва слышен вопль внутреннего человека... Его можно и не услышать.  Да, можно бубнить молитву, но это будет лишь механическое действие.

Что бы прийти в себя нужно отстраниться, остаться наедине с собой, почувствовать внутреннее устремление. Когда один, видишь впитанный яд желаний, обрывки фраз, ярких образов, и видишь внутренний голод - тогда, малость очистившись, устремляешься умом к Богу и насыщаешься... Позже даже в уединении, видны пораженные страсти, и видны действия желаний - но беззубые. Моё свободное произволение выбирает либо сон и мрак, либо трезвость и радость в Боге... Да, молитва, стоит лишь оказаться одному в горах или просто в уединении - молитва сама лепится к уму, а ум сам устремляется к Богу... Можно читать множество книг и быть корифеем, а можно просто уединиться и исследовать себя, и обнаружив внутреннего человека не терять его, а следовать ему. И еще - молчание даёт гораздо красноречивые ответы на вопросы.

Вопрос: отняв уединение, получаем ли мы монастырь в миру?
Отняв уединение в монастырях, мы получили мир с его суетой и внешней жизнью...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #66 : 04 Сентябрь 2013, 12:12:43 »
Показался интересным отрывок:
"Несчастье нашего мира заключается в его тленности, и отсюда - постоянные приметы недолговечности, под гнетом кот. существует человечество: мир как целое и каждый из нас как личность вовлечен в борьбу за выживание, кот. состоит частично, в поиске средств к продолжению жизни, а частично в поиске средств к тому, чтобы обезвредить или уничтожить тех, кто как нам кажется, угрожает нашему существованию. Само-защита, само-утверждение за счет других, вот что определяет существование нашего нынешнего нелогичного мира."

Наверное потому отцы нас призывали отбросить заботу о научных познаниях, о похоти, о жадности... освободиться от зависимости искать во всём вещественную пользу, использовать мир как средство к выживанию...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #67 : 04 Сентябрь 2013, 13:03:06 »
Уединение не отнимается. Оно необходимо. Иначе толпа (людей, мыслей, страстей) нас растопчет. Уединение находит свое свершение в единении. Уединение не должно подменить единения.

Не воюя с миром и не завоевывая его, не сбегая от него (бегство возможно как начальный этап), а преображая, начав с самого себя - с поиска и обретения своего внутреннего человека. Приобретение внутреннего человека, рождение в Духе, становление и развитие - внутреннее преображение, которое начинает обращаться вовне - к другим. Так уединение находит себя в единении.

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #68 : 04 Сентябрь 2013, 13:44:40 »

Вопрос: отняв уединение, получаем ли мы монастырь в миру?
Отняв уединение в монастырях, мы получили мир с его суетой и внешней жизнью...

[/quote]

Питирим спасибо за пост, как будто себя увидел, имел почти такой же опыт уединяясь в монастыре в австралийском буше. Потом возвращаешься в город и видишь как меняется состояние ума. Сначала все как бы проплывает мимо, а затем ты начинаешь заполняться постепенно всякой ерундой (прелестями нашей повседневной жизни).

Однажды примерно полтора месяца не видел газет, журналов и компютера и не слышал почти никаких новостей. По дороге обратно находясь in the midle of nowhere
... включил в машине новости. Там что-то говорили о новом президенте США, акциях, ценах на нефть, спорте и подобной ерунде. Я даже остановил машину оглянулся кругом и как будто что-то ударило меня по голове "Кому это все надо, для чего нам людям это знать". Для чего нам знать как кто-то теряет или обретает власть, делит наследства, зарабатывает или теряет деньги, побеждает или проигрывает в спорте и т.д. список уходит в бесконесчность. Радио я  тут же выключил и наверное около часа простоял на месте, таким мне казалось все диким и не нужным к чему я возвращался.

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #69 : 04 Сентябрь 2013, 13:49:02 »
Уединение не отнимается. Оно необходимо. Иначе толпа (людей, мыслей, страстей) нас растопчет. Уединение находит свое свершение в единении. Уединение не должно подменить единения.

Не воюя с миром и не завоевывая его, не сбегая от него (бегство возможно как начальный этап), а преображая, начав с самого себя - с поиска и обретения своего внутреннего человека. Приобретение внутреннего человека, рождение в Духе, становление и развитие - внутреннее преображение, которое начинает обращаться вовне - к другим. Так уединение находит себя в единении.

Мне думается что бегство от мира как начальный этап некоторым просто необходим... может я ошибаюсь. Для рожденного в Духе, местоположение в пространстве уже наверное не важно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #70 : 04 Сентябрь 2013, 14:44:36 »
Мне думается что бегство от мира как начальный этап некоторым просто необходим... может я ошибаюсь. Для рожденного в Духе, местоположение в пространстве уже наверное не важно.

Лучше говорить не о бегстве, а об отстранении или выходе. И, конечно, начальным этап бегства/отстранения/выхода следует назвать условно. Он может быть весьма длительным, он не должен провозглашаться конечным.

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #71 : 04 Сентябрь 2013, 15:36:06 »
Уединение не отнимается. Оно необходимо. Иначе толпа (людей, мыслей, страстей) нас растопчет. Уединение находит свое свершение в единении. Уединение не должно подменить единения.

Не воюя с миром и не завоевывая его, не сбегая от него (бегство возможно как начальный этап), а преображая, начав с самого себя - с поиска и обретения своего внутреннего человека. Приобретение внутреннего человека, рождение в Духе, становление и развитие - внутреннее преображение, которое начинает обращаться вовне - к другим. Так уединение находит себя в единении.
Очень интересным показалось перечитать в этом аспекте книгу  Е.С.Гинзбург, Крутой маршрут, ч.2, о том, как она стала христианкой(католичкой):

«Мы были порождением своего времени, эпохи величайших иллюзий. Мы приходили к коммунизму не "низом шахт, серпов и вил". Нет, мы "с небес поэзии бросались в коммунизм".
   По сути, мы были идеалистами чистейшей воды при всей нашей юношеской приверженности к холодным конструкциям диамата.
   Под ударами обрушившегося на нас бесчеловечия поблекли многие затверженные смолоду "истины". Но никакие вьюги не могли потушить ту самую свечу, которую мое поколение приняло как тайный дар от нами же раскритикованных мудрецов и поэтов начала века.
   Нам казалось, что мы свергли их с пьедесталов ради некой вновь обретенной правды. Но в годы испытаний выяснилось, что мы — плоть от плоти их. Потому что даже та самозабвенность, с какой мы утверждали свой новый путь, шла от них, от их презрения к сытости тела, от их вечно алчущего духа.
    "А мы, мудрецы и поэты, хранители тайны и веры, унесем зажженные светы в катакомбы, в пустыни, в пещеры..."

    Нет, мы далеко не были мудрецами. Наоборот, с великим трудом пробивалась наша отягощенная формулами мысль к подлинному живому свету. Но тем не менее наши "зажженные светы" мы все-таки сумели унести в свои одиночки, в бараки и карцеры, в метельные колымские этапы. И только они, только эти светильники, и помогли выбраться из кромешной тьмы.)»
Е.С.Гинзбург, Крутой маршрут, т.2, гл.21.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #72 : 04 Сентябрь 2013, 16:21:50 »
Не воюя с миром и не завоевывая его, не сбегая от него (бегство возможно как начальный этап), а преображая, начав с самого себя - с поиска и обретения своего внутреннего человека. Приобретение внутреннего человека, рождение в Духе, становление и развитие - внутреннее преображение, которое начинает обращаться вовне - к другим. Так уединение находит себя в единении.
Именно, преображение, и следование внутренним путем. Прошло время бегания... Знаю, что бросать пить нужно среди пьющих, курить среди курящих, отстраняться от суеты в суете, молиться Богу везде и всегда... Наверное я очень слаб, мне постоянно нужно приходить в себя, видеть ум... Нужна тишина и молчание... Единение - видел это иногда, но относился с недоверием... Приходили мысли не сформировавшиеся...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #73 : 04 Сентябрь 2013, 18:58:44 »
... имел почти такой же опыт уединяясь в монастыре в австралийском буше. Потом возвращаешься в город и видишь как меняется состояние ума. Сначала все как бы проплывает мимо, а затем ты начинаешь заполняться постепенно всякой ерундой (прелестями нашей повседневной жизни).
У меня противоположный опыт, тянет в монастырь, но когда приезжаю нахожу суету, античеловеческие отношения, и её величество Дурь, да и житие как селедки в бочке (ради чего?)... Приезжаешь в мир домой, я встречаю людей, кот. стремятся стать чуточку лучше, стремятся быть людьми... Поэтому поживя в очередной раз месяцок другой в очередном монастыре, возвращаюсь домой.

В последней поездке в монастырь, сквозь суету и туман монастырский увидел в себе, множество желаний и страхов, боязнь потерять всё (комфорт, привычные условия, друзей), увидел привязанность к отцу, братьям, собакам на даче... Может быть мне именно туда где так страшно и безумно?!...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #74 : 04 Сентябрь 2013, 19:44:45 »
Отрешённость от мира вполне достижима в миру.
Она есть один из побочных эффектов Умного Делания. То усилие [о котором говорит Господь] по поиску Царства Божия должно стать всеобъемлющим и пароксизмальным. Напряжённый огонь молитвы, если не слишком разбавлять его повседневной языческой заботой, должен приводить к новой форме восприятия окруж. действительности. Мир странным образом теряет свою плотность, несмотря на усиливающуюся во время молитвы яркость восприятия. Наступает парадоксальное состояние - [не могу найти термин] - отрешенность и вовлечённость усиливаются одновременно.

Такое сознание пронизывает мир сей как горячий нож - масло.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.