Оруэлл писал в книге "Скотный Двор: "все животные равны, но некорторые -
поравнее других". Когда враг рода людского напал на Церковь, он стал делать это
несколькими путями. Первый - вытравить христианский дух любви. Второй - расколоть
единое царственное священство. Про госпроект императора Константина уже здесь сказали,
император углядел в маргинальной секте большой идеологический потенциал. Но помимо
этого, как понимаю, и задолго до Константина, шел процесс внутри общин.
Пресвитеру нужны были помощники, а число духовных в Церкви уменьшалось.
Стали выбирать от народа, по благочестию и моральным качествам. Образовалась
"прослойка" духовенства, которая стала последовательно отделяться от прочего народа Божьего.
Но как им обособиться? Особым ритуалом посвящения, особыми тайными евхаристическими
молитвами, отгородкой алтарной части и тп. Так и вышло, что овцы стада Христова - все равны,
но паства поравнее будет...а потом оформившаяся каста поняла, как близок и люб им ветхозаветный подход, и взяли в оборот ВЗ, на штопку своей ветхой правоты.
###
в приведенной НИКИТОЙ цитате Сурожского - важная мысль, и не раз ее упоминали. Разовью эту мысль так: всякому из народа Божьего достаточно Крещения на священническое служение. Был бы он воистину в народе Божьем. А претензия на то, что какое-то особое таинство делает часть паствы выше другой - так это для укрепления касты, и для разделения тех, за кого молил Иисус- да будут едины ((