Исихазм

Автор Тема: О проблемах при умно-сердечной молитве  (Прочитано 59711 раз)

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #75 : 13 Март 2014, 23:10:48 »
Ну да, когда нет никаких проблем, типа серьезных болячек, своих или близких, отсутствия денег, жилья и прочая, прочая - гиперактивному уму становится скуууушно. В такой ситуации он начинает сам выискивать предлоги и создавать иллюзии проблем, и так же иллюзорно преодолевать их, имитируя глубокую внутреннюю работу и продуцируя специфическую чувственную эмоциональность. Эта симитированная внутренняя деятельность, может оказаться столь захватывающей, что полностью подменит собой реальность. По сути - это процесс самоопьянения. Игла. Случись же реальная проблема, горе-беда - может произойти разрыв, крах и сдвиг по фазе.  8-)

На мой взгляд, внутренние иллюзии, это вполне реальная жизненная проблема, ничем не лучшая чем проблема с деньгами или с жильём.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #76 : 13 Март 2014, 23:21:00 »
После выхода из молитвы надо держать себя в форме :-)...мне кажется...
Кот скоро лопнет в своей злобе...
Как мне кажется -- злобная реакция на мiр сей, на различные проявления в нём людей, находящихся в постоянной Апостасии -- есть своего рода норма после возвращения из пребывания ума в сердце. Это -- верные признаки вполне здоровой нарождающейся юродивости. Мириться с идиотизмом, разлитым вокруг, бывает совершенно невыносимо.
Достаточно вспомнить довольно резкие и нелицеприятные обличения Иоанна Предтечи, да и самого Господа Христа, чтобы понять, что "сладкие слюни" не всегда уместны, не говоря уж о том, что они -- всегда неискренни.

Если человек с искренней злобой относится к апостасии то и апостасия начинает с не меньшей злобой относится к этому человеку, то есть просто тупо гнать, в православии принято изгонять из храма,
поэтому вопрос Алексея очень важен, он ведь и искренне молится хочет и не хочет что бы его из храма изгнали.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #77 : 13 Март 2014, 23:22:54 »
Лили, Вы не поняли.  Не идёт речь ни о чем автономном от Духа. Но я не буду продолжать. Помолчу немного.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3808
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #78 : 13 Март 2014, 23:31:47 »
Грация, Вы не поняли, что я говорю очень уверенно. У меня были и есть учичеля на этом пути, причем как монахи, так и миряне, православные, католики, евреи и суфии. На данный момент 2 учителей, 2 учеников. Самое главное правило - ничего не делать своими силами.

Это другая традиция, но база - все та же:
http://carthusian.narod.ru/ordo.html#pray
And death shall have no dominion

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #79 : 13 Март 2014, 23:33:46 »
Много всяких ситуаций было на форуме. Да и в реальной жизни тоже. Например, в церкви. Меня лично сама возможность подобных проблем напрягает и мне хотелось бы узнать мнение единомысленной братии на сей счет. Для чего нужны все эти многолетние умно-сердечные молитвенные усилия, если человек, как страдал неприятием ближнего, так и продолжает страдать? И либо он не хочет, либо, действительно, не может преодолеть эти проблемы.  :-)

Мне кажется что неприятие, это не проблема молитвенного делания, а вполне осознанный выбор.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3808
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #80 : 13 Март 2014, 23:40:15 »
Грация, Вы не должны учиться... откройте двери и Дух Святой все сделает сам и с умом, и с сердцем. Движение обратное - полная пассивность и податливость действиям Духа, которые происходят в сокровенной глубине души.
Прошу прощения, не хочу становиться в позицию учащего... просто есть что-то, познанное на практике, чем могу поделиться.
And death shall have no dominion

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #81 : 13 Март 2014, 23:47:11 »
Предпочитаю сознательную умную работу над собой, чем метод слепого призыва. Вы просто утомитесь просить о помиловании, если не будете четко осознавать свои проблемы. Надо просто раскрыть широко глаза и посмотреть на себя честно – все хорошо видно, Леонид, мы ведь не в шапках-невидимках по миру ходим.))
Я похоже тут одна с таким опытом, что сознательная работа над собой совершенно бесполезна в духовном смысле. Только Дух Святой, освятив тьму и старые раны, может заставить молить о пощаде и, нисходя во тьму, распрямлять согнувшееся, увлажнять засохшее, согревать замерзшее и исцелять больное. Только Он! А "я сам" - это мы уже проходили... "Будете как боги, знающие добро и зло", обожение в обход Творца.
Ты не одна.  :-)
Но с иллюзиями расставаться трудно и неприятно. Приятнее воображать многоуровневые классификации проблем, ступенек и методологии их преодоления. Богомданная реальность по сравнению с иллюзиями дуальномыслящего ума слишком обыденна и малоинтересна.  :-)

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #82 : 13 Март 2014, 23:53:02 »
Лили! Это не повод для спора! Тем более, что мне импонирует Ваша уверенность.) Я не научилась пока ясно выражать свои мысли. Одна из проблем разделенного с сердцем ума. Поэтому мне пока рано участвовать в развитии подобных тем. Признаю свою ошибку. Гордыня - дело не шуточное...

ps: и я рада искренне, Лили, что Вы потихоньку выходите на тот уровень открытости, когда учитель - ученик беcконфликтно уживаются одновременно в одном человеке. Спасибо, я прислушаюсь :-)

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #83 : 14 Март 2014, 00:25:26 »
Богомданная реальность по сравнению с иллюзиями дуальномыслящего ума слишком обыденна и малоинтересна.  :-)
да, но реальность эта не размытая, замулеванная клякса, а предельно четкая, с границами и очертаниями, но плотской ум, пшикает и фантазирует о реальности из своих реалий... :-) и про Святой Дух. который все делает эта соска, для мальцов, но никак не для мужей крепкий, и оно да реальность трудно принять и поднять свой крест...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #84 : 14 Март 2014, 02:55:58 »
Богомданная реальность по сравнению с иллюзиями дуальномыслящего ума слишком обыденна и малоинтересна.  :-)
да, но реальность эта не размытая, замулеванная клякса, а предельно четкая, с границами и очертаниями, но плотской ум, пшикает и фантазирует о реальности из своих реалий... :-) и про Святой Дух. который все делает эта соска, для мальцов, но никак не для мужей крепкий, и оно да реальность трудно принять и поднять свой крест...
veresk, едрить! Мне всегда по сердцу Ваше резонирование [как резонатор Гельмгольца  :-)], и в чём-то Вы оказываетесь правы иногда, но в данном случае -- не слишком мною приемлемая Грация [из-за её откровенного подхалимажа] -- права, и в согласии с моим представлением о недеянии и позволении Духу действовать по-полной вместо моего произволения. Это вот с моей т.з. -- наиболее сильное испытание крепости для мужей: насколько я силён, что могу себе позволить самоустраниться в своей системе и дать Духу полную волю. Опять же как в 90-м Псалме...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #85 : 14 Март 2014, 10:27:51 »
 :-) так, я и не спорю, хорошо говорит Грация, хорошо говорите Вы вторя ей, и я полностью согласен что нужно много мужества чтоб отказаться от своей воли, умалиться, позволить действовать духу, только как уже было сказано это этап вскормления, отчасти возрастания но не как не становления мужа...это не единственная глубина, и способ единение Бога и человека...
дело, понятное переключился, с сиськи мира, на сиську духа, уже думаешь(это я о нас вообщем) что чего то достиг, а нет сколько еще впереди открытий...и насколько ты еще туп чтоб хоть что то понять о чистоте Господней...

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #86 : 14 Март 2014, 12:30:33 »
...сознательная работа над собой совершенно бесполезна в духовном смысле.

Наверное, здесь основная заковырка в словах "над собой". Согласна, звучит не очень...) Надеялась на то, что слово "сознательная работа" само по себе все скажет... Но спасибо за замечание, хотя так до конца и не поняла, почему Вам не нравится оборот речи: "сознательная работа над собой". Мне кажется, что эти слова настолько обобщающи и стали настолько заезженными во всех областях человеческой деятельности, что их можно понимать так, как только душа пожелает. Но если же принять за основание, что мы все (подавляющее большинство) на форуме говорим об одном и том же - о первичном действии Святого Духа, то, думаю, что и тратить время на выяснение подобных вопросов, наверное, нет смысла больше.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #87 : 14 Март 2014, 13:20:21 »
Уверена, что многие читали работу Антония Сурожского "О созерцании и подвиге", которая находится в библиотеке этого сайта. Можно перечитать, там интересно о центрах он писал... Я лишь приведу завершающие труд слова митрополита, т.к. думаю, что они будут к месту:

"Самая характерная черта исихазма и самое драгоценное наследие, оставленное им Православию, — это та неразрывная связь между наличием телесной и душевной аскетической техники, предельной точности и крайней требовательности, и торжественным заявлением о том, что никакая техника, никакой искусственный прием не имеет ни малейшего значения в деле. соединения души с Богом Живым, ибо последнее есть тайна Любви, т.е. полноты свободы. Отсюда — смелое и рассудительное, свободное употребление всех аскетических приемов в духе богосыновства: “все мне позволено, но не все полезно”(1 Кор. 10, 23).

Это богосыновнее отношение свободы и строгой верности и хранит Православная Церковь как опору Своего бытия.
"

lily

  • 3
  • Сообщений: 3808
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #88 : 14 Март 2014, 13:22:17 »
Грация, у нас совсем разные модусы. Предпочитаю мистиков и поэтов, причем чем выше градус, тем лучше. Лично мне Антоний Сурожский кажется недостаточным...

тебе твой дар
я возвращаю – не зарыл, не пропил;
и, если бы душа имела профиль,
ты б увидал,
что и она
всего лишь слепок с горестного дара,
что более ничем не обладала,
что вместе с ним к тебе обращена.


Цитировать
Останься, Владыко, и не оставь меня одного, чтобы враги мои, всегда стремящиеся поглотить душу мою, придя и найдя Тебя пребывающим во мне, убежали прочь, и чтобы они оказались бессильными против меня, увидев, что Ты, Всемогущий, живешь внутри (жизни), в доме смиренной моей души.
Да, Владыко! Как вспомнил Ты меня, когда я жил в мире, и Сам избрал меня, когда я (еще) не знал Тебя, отделив от мира и поставив перед лицом Твоей славы, так и теперь, обитая во мне, сохрани меня всегда стоящим внутри и неподвижным. Чтобы видя Тебя постоянно, я – мертвый – жил, и имея Тебя, я- всегда бедный – был богат и стал богаче всех царей, и вкушая и пия Тебя, и ежечасно облекаясь в Тебя, наслаждался неизреченными благами.

Это совсем иная антропология, так знакомая настоящим поэтам: есть Дух - я жив, нет Его - я мертв, и гол, и нищ и никакая работа и психология Его не вернут. Только ждать прихода. Это как алкоголизм или наркомания, неслучайно опьянение Духом сравнивают с опьянением вином.

На ту же тему Платон:
Кто же без ниспосланного Музами исступления подходит в порогу творчества, в уверенности, что благодаря одной сноровке станет изрядным поэтом, тот немощен, и все созданное человеком здравомыслящим затмится творениями исступленных.
Платон фундаментален, в том числе и для Отцов церкви, особенно греков, рекомендую как минимум "Федр" и "Пир".
And death shall have no dominion

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #89 : 14 Март 2014, 13:28:46 »
Грация, у нас совсем разные модусы. Я предпочитаю мистиков и поэтов... неслучайно опьянение Духом сравнивают с опьянением вином.

У нас не разные модусы.  Хотя стараюсь не предпочитать никого из людей...

Исихазм сравнивают с "искусством из искусств", "наукой из наук"... Лили! Я только буду рада всеобщему опьянению. Но пока только одна лишь трезвость, увы, не трезвение...