Исихазм

Автор Тема: Мы не достаточно "безумны" чтобы быть "настоящими" исихастами ....  (Прочитано 18612 раз)

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Полностью потерял интерес к грубой аскетике, после того, как понял, что она духовно не двигает. Полностью потерял интерес к душевным (оккультным) движениям, после того, как осознал, что и они на пришествие Духа не влияют, и преображение не ускоряют. Теперь теряю интерес к земной церкви, так как вижу насколько она отягчена сверхродовыми грехами, и пропитана фарисейством, язычеством и сребролюбием. Да и меня заражает. Что будет дальше?!

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Но ведь помыслить об уходе с одной сумой в иной климат, как это сделал Странник, никто ведь из нас и не может ... :-(

Возможно у каждого свой путь? И не всем дано быть Странниками  ... :-)

Как двигаться из "ума мира" к "безумию" Христову?
Вот в чем вопрос ...
Сергий, мне показалось, что вы не так понимаете, какой мир следует оставить и следовать за Христом.   

Вот ключевое определение мира (прп.Исаак).
 «Когда слышишь об удалении от мира, об оставлении мира, о чистоте от всего, что в мире, тогда нужно тебе сначала понять и узнать, по понятиям не простонародным, но чисто разумным, что значит самое наименование: мир, из каких различий составляется это имя, и ты в состоянии будешь узнать о душе своей, сколько далека она от мира и что примешано к ней от мира. Слово мир есть имя собирательное, обнимающее собою то, что называется страстями. Если человек не узнал прежде, что такое мир, то не достигнет он до познания, какими членами далек от мира и какими связан с ним».

Исходя из такого определения  мира ответ на ваш вопрос очевиден. Для ухода из мира нужна внешняя и внутренняя аскетика удаления и умаления страстей.

Александр определяет ядро аскетики – огонь устремленности к Богу. В этом огне ярким пламенем  сгорают дрова первичных грехов и поднимается много дыма, из-за которого плохо видно и  тяжело дышать. Сгорают бревна, дым оседает, но огонек теплится в углях и поддерживается молитвой Духа. Его дуновениями поддерживается огонек устремленности к Богу.

Если нет огня, то нет и ядра аскетики. А без ядра остается оболочка и дым без огня.  Откуда же берется этот огонь любви к Богу?   
Сегодня апостол говорит нам: «знаем,  что любящим Бога, призванным по Его благоволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными …, а кого Он предопределил, тех и призвал».

Не всех призывает Господь, но тех, кого предузнал, а кого предузнал, тому и дает огонь любви и силы для аскетики. Если теплится огонек молитвы, которая от Бога дается, то не призван ли молящийся к терпеливому послушанию молитве? А если призван, то что беспокоиться? Не лучше ли оберегать огонек молитвы от сильных порывов ветра и резких перемен?

 Аскетика не нужна Господу. Ему не нужны ни пост, ни бдения, ни удаления, ни коленопреклонения, ни правила, ни службы. Аскетика нужна нам для сожжения себялюбия в огне любви. Но без поста, бдения и всех доброделаний огонек не теплится, угасает.

У каждого своя мера аскетики. И каждому по его силам даются искушения для поддержания огонька. Всему своя мера и свое время. Что сверх меры и прежде времени, то может разжечь пламя но отравить дымом. Поэтому отцы говорят, что в аскетике нужна мера, постепенность, терпение и равномерность и постоянство  в соблюдении всех добродетелей. И подчеркивают – ВСЕХ. Если же кто уповает на что-то одно, например, на чтение или на бдение, и сверх меры усердствует в этом, а другие добродетели оставляет совсем или на время, то нарушается тишина молитвы и дуют иные ветры, в которых нет любви.     

Сложно соблюдать все добродетели в равной степени и постоянно. Потому и нужна мера. Никто не научит мере, но молитва всему научит. Если теплится огонек, то мера соблюдается нужно слушание молитвы и послушание ей.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Теперь теряю интерес к земной церкви, так как вижу насколько она отягчена сверхродовыми грехами, и пропитана фарисейством, язычеством и сребролюбием. Да и меня заражает. Что будет дальше?!
Осторожнее.
Фарисеи земной Церкви распяли Христа, но они же и воспитали Богородицу в чистоте и смирении которой родился Христос.
 "всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте"

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Ух ты, сам форумный делатель-аскет мне ответил. Пойду достану газировку из морозилки... :) А если серьёзно, Нео, не верьте всему, что пишут. Не факт, что они сами же эту же строчку не добавили.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Сергий, "по уму мира", например, нужно собирать сокровище на небе, как в притче о неправедном богатстве.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Колхозник

  • Сообщений: 3119
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Если теплится огонек молитвы, которая от Бога дается, то не призван ли молящийся к терпеливому послушанию молитве? А если призван, то что беспокоиться? Не лучше ли оберегать огонек молитвы от сильных порывов ветра и резких перемен?
......................................
Никто не научит мере, но молитва всему научит. Если теплится огонек, то мера соблюдается нужно слушание молитвы и послушание ей.

Молитва - инструмент, лекарство, способ, но не учитель. Не нужно из молитвы делать очередного идола. Вот это бесконечное желание ума делать себе идолов, из чего угодно. Наиболее успешно из того, что относят к религии, вере и Богу. Дух учит. И не может не учить.

Мы при помощи молитвы, можем входить в состояние похожее на естественную жизнь Адама с Богом. Не нужна была Адаму молитва, так как здорово было его естество. В идеале, молитва должна привести человека к простому состоянию, в котором не прекращается его богообщение. Далее молитва должна растворится, вернее стать (трансформироватся) духовным языком общения с Богом.

Вот два человека общаются друг с другом. Вот у меня вопрос: а их слова общения, это божественный дар или нет? И чем по существу отличается обычное слово, от слова сказанного в молитве к Богу?

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Большинство современных делателей молитвы расслаблены умом, душой и телом. На их фоне сразу заметны делатели-аскеты. Примером такого делателя на нашем форуме можно назвать Неовита (и не только его) с учетом замечания, что продвижение к Богу происходит глубже любых упражнений.
Спасибо!
Со всем согласен и даже небольшой опыт неофитских попыток "аскетизма" солидарен с Вашими словами.
А вот Неовит .... Вы несколько раз указываете на него, но для меня есть несколько существенно-негативных моментов в его словах-постах, которые перечёркивают всё остальное, и не дают взять его опыт на перо. Плохая привычка, но пока так...
Болезненный и реальный опыт Алексея мне намного ближе и понятнее.
Владимир Б., также хочу отметить и другое: после ухода нескольких форумчан атмосфера на форуме стала более тихой и прозрачной.
Ушли одни из разумных людей, в моём понимании,  довольно долго стремящихся к молитве, Богу.  Ушли с такими плодами.... и тоже перечёркивая таким уходом их опыт.
Здесь для меня трагедия. Редкие и намного более горячие, у которых пытался учиться, не смогли прорвать паутину гордыни, куда тогда деваться немощному....((((((((((((((
Полностью потерял интерес к грубой аскетике, после того, как понял, что она духовно не двигает. Полностью потерял интерес к душевным (оккультным) движениям, после того, как осознал, что и они на пришествие Духа не влияют, и преображение не ускоряют. Теперь теряю интерес к земной церкви, так как вижу насколько она отягчена сверхродовыми грехами, и пропитана фарисейством, язычеством и сребролюбием. Да и меня заражает. Что будет дальше?!
В том же ступоре.... Розовые сопли видений и фантазий закончились, страсти начали отвоёвывать обратно своё. Точнее просто выходят с ухмылкой гоп-стопников из-за этой ширмы, где спокойно наблюдали за потугами и молитвенными восторгами.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Напротив, говорила о том, что для человека, который умом и сердцем стремится к Богу в молитве, нет в мире никаких внешних отягчающих дел и ситуаций.) Все ситуации и люди, которые приходят – во благо. То ли это преображение природы на твоих глазах, то ли это сложная жизненная ситуация – не имеет значения, все – от Бога и к Нему.
Грация, здесь очень понимаю Леонида, когда он спрашивал - как можно не иметь в мире отягчающих ситуаций христианину? Это равноценно полному отсутствию любви. Столько вокруг горя, ненависти, скорбей...особенно в духовном плане... иногда клинит до механического восприятия мира...
Но главное - всё таки, как Вы понимаете, что этот опыт от Бога?
Ведь он (по Вашему рассказу) не отличается от самых лёгких эзотерических вещей, которые можно сделать не особо напрягаясь. Я, например, могу на руке увидеть "ауру", это нужно и полезно мне? :mrgreen:

Чтобы стяжать Свет, нужен постоянный труд души, ежеминутное внимание к помыслам, чувствам и желаниям. Для такого труда не нужны особые внешние условия. Любимая работа, близкие люди, дети – не могут быть помехой, через которую надо переступать против своей совести…  Знаете, по этой же причине, я долго не могла подступиться ни к какой иной духовной практике, которая могла бы меня оторвать от семьи, от любимой работы. Меня не интересовали никакие модные духовные группы, в которые бегали мои подруги по выходным, или по недельным заездам… Но практика умного делания, если не надумывать о себе лишнего – это особенный случай!)) Не надумывать лишнего, это значит, не относится к своему деланию как к чему то особенному, что отличает тебя от других людей, быть проще, что ли…)) Вот, батюшка Евагрий хорошо сказал по этому поводу: «Во всяком самомнение мешает самопознанию».
Спасибо! Кроме "Чтобы стяжать Свет", которое бы заменил на "чтобы спастись", полностью с Вами согласен.
И ещё... Вы так хорошо и просто здесь написали... вот бы так всегда...  :oops: :roll:
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Вам был показан истинный взгляд на мир и социум, просветленный светом любви. Это был залог вашего будущего взгляда, который вам предстоит стяжать. Залог Любви. И было показано вам, что для такого взгляда вовсе не требуется быть затворником-отшельником, но быть в Духе.
Спасибо. Наверное, даже не залог, а напоминание, потому что мои поиски Бога и какого-то рационального объяснения-веры когда-то начались ровно с тех же "восприятий", только пожалуй, ещё глубже-объёмней и длились гораздо дольше, около месяца. Тогда это вообще было для меня нечто новое и неожиданное, и была реальная проблема: как ЭТО согласовать с социумом. Когда ЭТО исчезло, я поняла, что теперь предстоит что-то делать, что-то менять, как-то готовить почву, чтобы ОНО вернулось. Но что бы я не предпринимала, были какие-то временами более глухие отблески и только, но надежда оставалась. А тут вот снова... Но не очень-то надолго задержалось.
Да, точно знаю, что это правильно, что это и есть настоящее восприятие и конечно, не утверждаю, что надо только затворником-отшельником, но и в привычном укладе это не вижу... 
Если ваша вера сильна, то разве усомнитесь в милости Господа и  в том, что Он поместил вас в социум по любви к вам, выбирая самое полезное для вашего спасения. И разве не поместит Он вас в затворе, если это будет полезно для вас? Возблагодарите Господа за милость Его и не гнушайтесь тем, что дано вам для спасения. В затворе с вашим взглядом на мир вы погибнете.
Вы правы, маловерие... Но показалось как раз удивительное, что Бог как раз зовёт следовать за Ним и оставить тенёты-социум, а я сама под влиянием укоренённых стереотипов лезу в них обратно, да и страшно-незнакомо - а что Он тогда предложит и как тогда жить? Маловерие...

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

А в это время что было с молитвой, Вы не попробовали спросить Бога, от Него ли это?
Это не перепутаешь, и вопросы не нужны.
Как пришло понимание, что это настоящая жизнь, мыслью, чувством?
Давайте скажем так - общим всецелым осознанием. Это мысль или чувство?
Как Вы думаете, если это от Бога, почему Господь связал этот мир, «который погибнет», с пониманием для Вас настоящей жизни? В чём состоит эта настоящая жизнь, только в ином восприятии?
Не знаю. Это загадки, на которые ответы пока не нашла...

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Мне кажется, что подобное видение дается для того, чтобы человек увидел в себе самом, Как видит его Душа и как видит наше маленькое «я» один и тот же  мир.
Согласна.
Время было ближе к вечеру, берег реки, на котором мы сидели…  Этот день хорошо помню как будто это было вчера.  Тот свет, который преобразил на наших глазах мир вокруг, он не ушел внезапно… Он уходил постепенно,  не было желания  что-то говорить, даже думать в тот миг мы не могли…  Когда он ушел, у нас долго еще оставался след перед глазами, подобный такому, который остается после того, когда посмотришь на яркую вспышку света...

Интересно, что после этого не было подобных мыслей о сравнении… Так же как не возникло и желание уйти в затвор…  Напротив, мир и жизнь приобрели невыразимый  смысл.  Преображение природы, свидетелями которого мы невольно оказались,  навсегда коснулось наших душ и отблики того невечернего света озарили всю дальнейшую жизнь…  самый обычный уклад.))
Может, разные действия благодати, указывающие разный путь? (брак/монашество)

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Молитва - инструмент, лекарство, способ, но не учитель. Не нужно из молитвы делать очередного идола.
Если молитва не учит, то это еще не молитва, творимая Духом, но слова, творимые устами.
Если молитва еще не учит, то не пришло еще время. А для кого молитва учитель, тот поклоняется Учителю в Духе и Истине.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Именно проблема пребывания и баланса молитвенника в "пограничном" состоянии между "безумием" для мира, идущего Христовым путем, " и жизнью "по уму" мира в повседневности и влияния этой жизни "по уму" на молитву и предстояние, в целом меня и занимает долгое время. Жизнь в миру и вообще жизнь обыденная (ибо и в монастыре она идет по мирским законам мирского ума) не дает простор "безумию" (в мирском понимании) истинно христианского поведения. Нет той свободы от мира, что была у Христа и Его учеников (но только после пятидесятницы). Возможно, что первые монахи отшельники конца 3 века шли в пустыни именно за этим, так как не только их считали в миру "безумными", когда они ВО ВСЕМ следовали заповедям Христа, но и они сами в миру не могли до конца во всем следовать заповедям Христа В ПОЛНОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА. Ну, действительно, разве мы можем себе сейчас позволить раздать все имущества и остаться с одной сменой одежды? Нас реально посчитают неадекватами и больными сверхценными идеями ...
Да и климат у нас не тот ... Но ведь помыслить об уходе с одной сумой в иной климат, как это сделал Странник, никто ведь из нас и не может ... :-(
Вот в чем проблема. Мы стремимся следовать Христу, но мир держит нас и мы занимаемся только тем, что придумываем оправдания себе .. Лично я весь в этом ...
Но .... Возможно у каждого свой путь? И не всем дано быть Странниками  ... :-)

Так что "безумие", о котором я пытался сказать, это просто ТОЧНОЕ и СТРОГОЕ следованию Христу ВО ВСЕМ. Я же до конца пока "не безумен" ... Это от маловеря, что очевидно ... Иная система ценностей, не "безумная", а строящаяся на "уме" мира, она довлеет, а вера слаба ...
Вот в чем вопрос.
Думаю потому и молитва не идет ...
Но память о благодати и НАСЛАЖДЕНИИ БОГОМ в молитве прочно пребывает во мне ... Такого наслаждения в миру просто нет ...


Как двигаться из "ума мира" к "безумию" Христову?
Вот в чем вопрос ...
Сергий, ну вот и я подписываюсь под всеми этими Вашими словами.
Честно говоря, у меня уже начала, похоже, развиваться социофобия, я его боюсь, хочу обходить за версту и уже никому не хочу помогать и никого спасать, сил на это уже нет, они заканчиваются.
По каким-то непонятным причинам (а скорее всего, дело именно в том, что не доверяюсь до конца Богу в дерзновенном следовании за Ним) совсем нигде не могу в социуме - со всех работ или выгоняют или приходится уходить - через месяц или два года. Сценарий примерно один с разными вариациями. Вот и с последней неожиданно подошли: "Не обижайся только, но в лавке ты работать больше не будешь. Как сотрудник ты просто замечательный и человек хороший, но - слишком доверчива и у тебя на лбу написано: "Творческий человек", в лавке должен быть другой, приходи работать в воскресную школу".
И действительно, вот это расширенное видение-восприятие, или молитва, как Вы говорите, теряется именно по тому же самому - не следованию в ПРЯМОМ смысле за Христом.
Но я как-то побаиваюсь делать этот шаг.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Когда ЭТО исчезло, я поняла, что теперь предстоит что-то делать, что-то менять, как-то готовить почву, чтобы ОНО вернулось. Но что бы я не предпринимала, были какие-то временами более глухие отблески и только, но надежда оставалась. А тут вот снова... Но не очень-то надолго задержалось.
Верно поняли, что надо меняться, но одновременно приняли ложный помысел от врага нашего.
Чтобы вы не предпринимали вы не вернете ЭТО  потому, что в предпринимательстве заложен ложный помысел упования на себя, на свои усилия и способности. Предприниматель, сделав некоторое дело ожидает заслуженную оплату своего труда да еще и с прибылью. И вы с таким же помыслом ожидали возвращения благодати.

У прп. Никодима Святогорца специально для предпринимателей  есть глава на этот счет, которая так и называется: "Как можно узнать, с ненадеянием ли на себя и  совершенною надеждою на Бога действует кто?"

Ожидание благодати свидетельствует о высоком мнении о себе.  Но благодать не соблюдается человеком  и не зависит от ваших доброделаний, но дается по милости и смирению со своим ничтожеством. Этому она вас и учит, толкуя Лк 17:10.   

А  чтобы вы не впадали в уныние и продолжали смиряться вам было дано утешение на время.

вован

  • Сообщений: 106
    • Просмотр профиля

Эх, всё читаю, да читаю, что тут люди говорят...
Но самое главное: или есть Любовь, то есть Господь живой в сердце или нет Его...
Молитеся, чтобы Пришёл, Посетил и Исцелил от неверия, от скукоты мира сего от тупика жизни.