Я собирался вчера дать комментарии к своей выборке из автобиографии святителя Луки, но не успел, делаю это сейчас, но, в связи с Вашим Alexander комментарием, несколько в ином формате, чем собирался.
Alexander, Вы вскрыли тот пласт, который ощущался мной, но который я не собирался извлекать. Это - сомнения святителя Луки. Если их суммировать, то было одно самое главное сомнение. С определенного момента святитель стал ощущать, слышать призыв Господа: оставить медицинскую кафедру и "идти пасти овец Христовых", всякий раз, когда он откладывал это решение, Господь обращался к нему вновь через вразумления: болезни, крушение поезда, аресты, мистические видения, наконец вещий сон, который сложно комментировать двояко, тем более сам святитель Лука четко обозначил его значение.
"Мне снилось, что я в маленькой пустой церкви, в которой ярко освещен только алтарь. В церкви неподалеку от алтаря у стены стоит рака какого-то преподобного, закрытая тяжелой деревянной крышкой. В алтаре на престоле положена широкая доска, и на ней лежит голый человеческий труп. По бокам и позади престола стоят студенты и врачи и курят папиросы, а я читаю им лекции по анатомии на трупе. Вдруг я вздрагиваю от тяжелого стука и, обернувшись, вижу, что упала крышка с раки преподобного, он сел в гробу и, повернувшись, смотрит на меня с немым укором. Я с ужасом проснулся...
Непостижимо для меня, что этот страшный сон не образумил меня. По выписке из клиники я вернулся в Ташкент[43] и еще два года продолжал работу в гнойнохирургическом отделении, работу, которая нередко была связана с необходимостью производить исследования на трупах".
Оставить медицину, чтобы полностью посвятить себя Богу, потому что Сам Бог к этому призвал. Это тот смысл, который я увидел, читая воспоминания святителя. Теперь, что касается Вашего замечания. Его недостаточно, хотелось бы более подробно рассмотреть Ваше мнение, потому что Вы говорите не просто о сомнениях святителя Луки, а поднимаете вопрос до уровня искушение свт. Луки.
Теперь о том аспекте, который я увидел.
"Весной 1930 года стало известно, что и Сергиевская Церковь предназначена к разрушению. Я не мог стерпеть этого, и, когда приблизилось назначенное для закрытия церкви время, и уже был назначен страшный день закрытия ее, я принял твердое решение: отслужить в этот день последнюю Литургию и после нее, когда должны будут явиться враги Божий, запереть церковные двери, снять и сложить грудой на средине церкви все крупнейшие деревянные иконы, облить их бензином, в архиерейской мантии взойти на них, поджечь бензин спичкой и сгореть на костре... "
Как указал святитель, Господу не была угодна эта жертва. Но, как видится мне, да простит меня Господь за дерзость, но дальнейшая судьба святителя показала, что вся его последующая жизнь была гораздо большим подвигом во имя Христа и по Его воле, чем гипотетическая смерть свт. Луки на костре по его собственной воле. Да и желание пострадать за Христа было услышано и исполнено, но, как говориться человек предполагает, а Бог располагает.
Неисповедимы пути Твои, Господи. Да будет на все воля Твоя.