Исихазм

Автор Тема: Кратко о себе - практика Иисусовой молитвы в миру  (Прочитано 43272 раз)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Палама против Максима? :-)

Это не серьезно. Сам Палама сразу бы сдался ... :-D
Идти против древнего величайшего святого для него немыслимо ...

В этой детали вся суть ...  :-)
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Душа, по словам [старца], имеет две способности: одну, как говорилось, созерцательную, а другую деятельную; созерцательную он называл умом, а деятельную разумом. Они суть первые силы души.
Сергий! Может перестанем пуляться выдержками из святых отцов и перейдем к практической части того, что они написали.Предлагаю вам разложить своими словами  с личной молитвенной практики вот эти слова Максима Исповедника: " Душа, по словам [старца], имеет две способности: одну, как говорилось, созерцательную, а другую деятельную; созерцательную он называл умом, а деятельную разумом. Они суть первые силы души".

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Палама против Максима? :-)Это не серьезно. Сам Палама сразу бы сдался ... :-DВ этой детали вся суть ...  :-)
Сергий! Читайте мои посты до конца.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Душа, по словам [старца], имеет две способности: одну, как говорилось, созерцательную, а другую деятельную; созерцательную он называл умом, а деятельную разумом. Они суть первые силы души.
Сергий! Может перестанем пуляться выдержками из святых отцов и перейдем к практической части того, что они написали.Предлагаю вам разложить своими словами  с личной молитвенной практики вот эти слова Максима Исповедника: " Душа, по словам [старца], имеет две способности: одну, как говорилось, созерцательную, а другую деятельную; созерцательную он называл умом, а деятельную разумом. Они суть первые силы души".
Тотальное господство рассудка есть болезнь души. Фактически мы все в разной степени душевнобольные.
Только великие отшельники были более-менее здравы. Мы боимся созерцания, а большинство не ведает его совсем.
Эта способность не активна. Это Бог, говорящий в нас. Нам это странно, это воспринимается, как шиза. В нас действует только одна сила души - рассудок, ум спит. Увы, это так.

А надо вот как:
Следует знать только, что всякая душа, когда она в силах, по благодати Святого Духа, а также благодаря собственному трудолюбию и тщанию, соединить и сочетать все это, то есть разум с умом, рассудительность с мудростью, делание с созерцанием, добродетель с ведением, веру с незабывающим ведением, не умаляя и не превознося одно по отношению к другому, но отсекая всякое превозношение и умаление; или когда душа, говоря кратко, сможет превратить свою десятерицу в единицу, тогда она соединится с Богом — Истинным и Благим, Единым и Единственным.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Тотальное господство рассудка есть болезнь души. Фактически мы все в разной степени душевнобольные.
Сергий! Судя по этому посту с личной практикой у вас совсем никак. Вы все сыплете выдержками из святых отцов, а своими словами разложить то, что мне предложили из Максима Исповедника не можете. Понимаете в чем дело Сергий? Открываешь "Добротолюбие" и читаешь что там написано и ничего из читаемого не понимаешь. Проходит год твоей личной молитвенной практики и ты вновь приступаешь к чтению. На этот раз что то начинаешь осознавать и улавливать, но еще не можешь схватить эту мысль. Проходит еще один год твоего личного молитвенного делания. Ты вновь открываешь Добротолюбие и наконец тебе становится многое понятно из написанного. Проходит еще год твоего молитвенного делания и ты вновь открываешь Добротолюбие. Теперь твое чтение становится не только понятным, но и доступным в понимании читаемого. Еще проходит год и когда ты открываешь в очередной раз книгу, то с первых строк тебя охватывает плач и держит все время твоего чтения. А знаешь почему Сергий? 

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Тотальное господство рассудка есть болезнь души. Фактически мы все в разной степени душевнобольные.
Сергий! Судя по этому посту с личной практикой у вас совсем никак. Вы все сыплете выдержками из святых отцов, а своими словами разложить то, что мне предложили из Максима Исповедника не можете. Понимаете в чем дело Сергий? Открываешь "Добротолюбие" и читаешь что там написано и ничего из читаемого не понимаешь. Проходит год твоей личной молитвенной практики и ты вновь приступаешь к чтению. На этот раз что то начинаешь осознавать и улавливать, но еще не можешь схватить эту мысль. Проходит еще один год твоего личного молитвенного делания. Ты вновь открываешь Добротолюбие и наконец тебе становится многое понятно из написанного. Проходит еще год твоего молитвенного делания и ты вновь открываешь Добротолюбие. Теперь твое чтение становится не только понятным, но и доступным в понимании читаемого. Еще проходит год и когда ты открываешь в очередной раз книгу, то с первых строк тебя охватывает плач и держит все время твоего чтения. А знаешь почему Сергий? 
Я знаю, что будет дальше. Но не скажу. Так как и про это знаю, что иногда (на самом деле всегда) лучше молчать, чем говорить.
Поэтому и говорю УЖЕ СКАЗАННЫМИ цитатами святых.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Я знаю, что будет дальше. Но не скажу. Так как и про это знаю, что иногда (на самом деле всегда) лучше молчать, чем говорить.
Я в таких случаях говорю - выкрутился.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Я знаю, что будет дальше. Но не скажу. Так как и про это знаю, что иногда (на самом деле всегда) лучше молчать, чем говорить.
Я в таких случаях говорю - выкрутился.
На том и стоим.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

На том и стоим.
Сергий! Спасибо за общение, которое было нам обоим полезно. К сожалению завтра ухожу рано на работу и поздно вечером буду с нее возвращаться, поэтому и ответы мои будут достаточно редки. Прошу простить меня если вас чем либо обидел. Слава Богу за все! Христос посреди нас.....!

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

На том и стоим.
Сергий! Спасибо за общение, которое было нам обоим полезно. К сожалению завтра ухожу рано на работу и поздно вечером буду с нее возвращаться, поэтому и ответы мои будут достаточно редки. Прошу простить меня если вас чем либо обидел. Слава Богу за все! Христос посреди нас.....!
Виктор, брат, Господь с тобою!
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Колхозник

  • Сообщений: 3119
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Предлагаю вам разложить своими словами  с личной молитвенной практики вот эти слова Максима Исповедника: " Душа, по словам [старца], имеет две способности: одну, как говорилось, созерцательную, а другую деятельную; созерцательную он называл умом, а деятельную разумом. Они суть первые силы души".

Цитировать
"...Совершенный человек состоит из тела, души и духа" [9] (Святитель Ириней Лионский)
"...Человек состоит из тела, души и духа" [10] (Ориген)
"...Человек из сих трех имеет устроение, и свидетель [тому] Павел, призывающий на ефесян благодать тела, души и духа" [11] (Прокопий Газский)

В данном случае МИ говорит об силах души, заметьте души, а человек состоит по принятой в православии антропологии, из тела, души и духа.

Для духа, душа является как-бы одеянием (ибо из него все). Так же как одеянием является для души, тело. И все взаимно друг друга пронизывает. Хотя мы их и можем сознанием, выделить как нечто отдельное.

Созерцательная часть души, ту которую МИ называет умом и есть дух. Так как дух является необходимой силой вообще для функционирования ума. Именно дух созерцает.

Деятельную часть называл разумом, эта та часть души, которая переводит логосы духа (созерцательной части), в слова, на душевном уровне. Это ум деятельный. Он более плотен и груб по своему составу и сути, по отношению, к его созерцательной части.

Деятельный ум души, не может попасть в область духовного сердца, ему для этого не хватает тонкости что ли. И эта часть крайне суетлива по своей сути, но туда спокойно входит созерцательная часть души (ум) т. е. дух, это его пространство. Там можно созерцать, но думать (проявлять деятельность) невозможно. 
 

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Для духа, душа является как-бы одеянием (ибо из него все). Так же как одеянием является для души, тело. И все взаимно друг друга пронизывает. Хотя мы их и можем сознанием, выделить как нечто отдельное.
Владимир! Вы не хуже моего знаете что мы состоим из души и тела. Как тело имеет сердце, так и душа имеет сердце. Верхняя часть сердца есть сила мыслительная. Средняя часть сердца - это сила чувств (раздражительная часть). И нижняя часть сердца - это сила воли (действует как волевая способность, она же включает в себя инстинктивное начало). Так где пребывает Дух человеческий? В сердце духовном в верхней ее части - мыслительной. До грехопадения Дух и Ум было одно целое. Что такое ум? Это умная часть души. После грехопадения ум оторвался и отпал от духа человеческого по причине потери последним благодати Божией. И соединился с рассудком телесным. Ведь непросто так Григорий Синаит напутствует "Вытесняй свой ум из рассудка в сердце и удерживай его там". Для чего же надо вытеснять ум из рассудка? Для того чтобы он вернулся на свое место - в сердце и соединился с духом человеческим. Лишь вместе они могут проявляться полноценно и эффективно. Тогда Дух дееспособен, а Ум жизнедеятелен. Только вместе они могут возносить молитву к Богу, только вместе они могут созерцательно молиться, но не порознь. Вся практика Иисусовой молитвы и есть тот узкий путь, который благодатью Божией возвращает блудный ум в сердце - его исконное место. Ведь и степени молитвы называются так по мере движения ума из одного места в другое - устная, устная словесная, умом произносимая словесная, умно сердечная - деятельная, умно сердечная непарительная, самодвижная, и наконец - созерцательная. Есть еще молитва зрительная, но это где то там, где нас вряд ли будет.

Колхозник

  • Сообщений: 3119
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Виктор, духовное сердце, пространственно, может быть и не привязано к сердцу физическому. Да и вообще, очень хорошо бы прочувствовать пространство духа и пространство душевное (хотя они имеют каждая свою глубину и ширину). В данном случае, более ясной становится наша внутренняя антропология. Во многом с тем о чем вы пишите, я согласен, но уж больно это как то у вас звучит не с практической точки зрения и своими словами, а шаблонированно.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Виктор, духовное сердце, пространственно, может быть и не привязано к сердцу физическому. Да и вообще, очень хорошо бы прочувствовать пространство духа и пространство душевное (хотя они имеют каждая свою глубину и ширину). В данном случае, более ясной становится наша внутренняя антропология. Во многом с тем о чем вы пишите, я согласен, но уж больно это как то у вас звучит не с практической точки зрения и своими словами, а шаблонированно.
Владимир! Все познается внутренней молитвой. Вначале когда приступаешь к практике Иисусовой молитвы, то от большого произнесения количества молитв у человека начинает болеть язык, нёбо, голова. Постепенно все это уходит и приходит в норму. Ты с первых дней начинаешь держать свое внутреннее внимание в левой стороне груди на два пальца выше соска. Именно об этом самом месте святые отцы говорят как о месте входа в духовное сердце. В Добротолюбии все это описано, а свт. Игнатием Брянчаниновым разложено по полочкам и нет смысла повторяться. Почитайте того же Никифора Уединенника, там описано о входе в духовное сердце. По мере напитания (насыщения) устной молитвой благодатью Божией она переводится в умом произносимую словесную. Все это время ваше внутреннее внимание находится на два пальца выше соска левой груди. Мы хорошо знаем о том, что где наше внимание, там и ум наш духовный. Именно таким вот способом по святым отцам мы выводим ум из головы и удерживаем в области груди не давая этому вниманию соскальзывать ниже соска груди в область раздражительную и волевую. Постепенно от постоянного произнесения слов молитвы начинает согреваться сердце и постепенно оно становится возгретым (обо всем этом указано у святых отцов). По мере возгревания сердца духовного благодатью Божией время от времени ваше сердце начинает реагировать на слова молитвы произносимые умом. Постепенно на молящегося находит плач, который отличается оттого, который бывает от человеческой какой либо страсти (от безысходности, или случившегося какого либо горя). Этот плач находящий, он объемлет сердце и как бы сжимет его и из сердца начинают течь слезы. Еще в 2005 году я написал письмо своему духовному отцу (протоиерею Владимиру - ныне отошедшему ко Господу), в котором описал то, что со мной происходило. Вот некоторая выдержка из него: ". Вставал в 5 утра, брал собак и  уходил в парк Динамо, а дорогой  молился. Все мы знаем, что наше сердце находится в левой части груди, и если наложить руку на эту часть груди, то «услышим» работу сердечных клапанов. Но вот однажды, идя по парку и молясь, я почувствовал что в этой части груди у меня вместо сердца висит кусок льда и от него все внутри содрогается от холода. Чтобы понять мое состояние достаточно прижать сосульку к телу и не отнимать, хотя первое желание, которое у тебя возникает в этот момент – как можно быстрее убрать ее от тела. Только вот эта сосулька висит внутри тела и все вокруг нее начинает мерзнуть, а ты до нее никак не можешь добраться и от этого как то совсем не по себе. Скажу честно - жуткое состояние и достаточно неприятное.Этот Великий пост для меня был запоминающимся. Во вторую неделю поста во время соборования почувствовал, что как то странно я «поплыл». Дождавшись окончания службы грохнулся на стул и продолжил «плавание». Спросил у батюшки Александра что со мной происходит? Он только улыбнулся. Придя домой и с трудом добравшись до икон, встал на колени и заплакал. Слезы лились густые и крупные, падали на пол  разлетаясь в разные стороны  и шли из самого сердца. Когда они прекратились, то у меня от боли голова просто раскалывалась, а все тело ныло. А на шестой неделе поста придя точно также после службы домой прилег отдохнуть. То ли спал, то ли нет, но вот где то высоко появилась черная точка и начала на меня опускаться увеличиваясь в размерах. Когда достигла меня, то это уже было что то огромное и черное, которое поглотило всего и начало душить. Орал я что есть мочи (то ли во сне, то ли наяву) ибо душила она меня по настоящему. Но вот миг и нет ее. Я проснулся и не мог понять правда ли это было, или нет".
К сожалению Владимир у меня просто нет времени (надо бежать на работу), поэтому так вообщем то спонтанно вам написал этот пост. Если есть ошибки и неточности, то простите меня за это. Думаю сам смысл вам должен быть понятен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

И вот молится Виктор с "двумя пальцами выше соска", а результат? Жесткий ум, упор на второстепенные технические моменты, игнорирование серьезных замечаний, сделанных участниками данного обсуждения...