Молитвенный опыт отцов-подвижников настолько разнообразен, что и помыслить сложно. Еще и поэтому раньше говорил Вам, Виктор, что не знаете учения и опыт святых отцов. Почитайте жития Дмитрия Ростовского - внимательно и побольше - и поразитесь молитвенному опыту. Найдете много неожиданного. В ином случае выдаете свое ограниченное мнение за святоотеческое. И хорошо бы получить собственный опыт, без него судить об опыте других вряд ли нужно.
Нет спасибо Александр, читать свт. Димитрия Ростовского я не буду. Дело в том, что данный святой родился и вырос в сорок верстах от Киева.В то бедственное для Киева время город этот непрестанно переходил то под польскую, то под русскую державу. Именно в этом Александр и закавыка. Мне ближе книга митрополита Иерофея Влахоса "Православная психотерапия", потому что мой молитвенный опыт созвучен тому, что описано в данной книге. Заметьте Александр, не одного святого как вы мне советуете, а целого сонма святых. Вот что пишет сам автор: "В основном использовал творения отцов Греческого Добротолюбия, поскольку там в изобилии содержится нужный материал и поскольку Добротолюбие, представляющее собою антологию памятников мистического богословия, "являет благоухающее сияние святого подвижнического жития божественных отцов, на которых просиял Всесвятой и Просвещающий Дух" (Φιλοκαλία T.A'. Σ.9). Как утверждают издатели греческого Добротолюбия: "Согласно всем имеющимся свидетельствам, собрание было составлено афонскими монахами, обладавшими высокой духовностью, на основе фондов библиотек Святой Горы, причем эта работа началась во второй половине XIV века, то есть после 1350 года. В то время возникла явственная потребность в кодификации учения святых отцов Восточного Православия о безмолвном подвижничестве и умной молитве, которое подверглось нападкам рационалистического и обмирщенного римского католицизма в лице клеветника Варлаама, калабрийского монаха, ставшего затем епископом Римско-католической церкви" (Φιλοκαλία T.A'. Σ.10-11). Окончательная подготовка текстов Добротолюбия была осуществлена Макарием Нотарасом, бывшим до этого архиепископом Коринфским, и преподобным Никодимом Святогорцем, так что Добротолюбие в каком-то смысле восприняло всю глубину соборного выражения мистического богословия Восточной Православной Церкви (там же, Σ.11). Именно поэтому сочинения отцов Добротолюбия оказались наиболее полезными для того, чтобы изложить и представить учение Церкви о болезни и исцелении души, ума, сердца, помыслов. Однако я не забывал, когда требовалось, обращаться к творениям и других великих отцов, в частности святителя Григория Богослова, святителя Григория Паламы (прежде всего к его "Триадам в защиту священно безмолвствующих"), святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, преподобного Симеона Нового Богослова и других". Чувствуете разницу Александр?
По моим наблюдениям, Дух в сердце приходит по мере очищения, соответственно проявляя себя. У многих, как бы "роса благодати" на сердце проявляется. Роса она и есть роса, малый зной ее испарит. У других, роса собирается в капли стекающие, капли в струйку, далее в родник. Реки можно почувствовать разве что у редких святых.Так вот, от "росы до реки", не твое, если они есть, отдай (имхо), а если их нет, то что же мы выносим? цитаты от ума?
Володя! "Всяк человек ложь" - всегда помни об этом. Я неоднократно писал о том, что молюсь Иисусовой молитвой 14 лет, из них внутренней примерно 13.5 лет и все это время моя молитва покаянная. Время от времени Господь посылает в виде утешения некоторые "ДАРЫ", а дальше вновь труд покаянный, где плач, сокрушение, находящие внешние и внутренние скорби. Преподобный Силуан Афонский получил Дар самодвижной молитвы через краткое время после прибытия на Афон, когда попытался своими силами взойти на Олимп, но надолго его не хватило - "Бога умолить невозможно". А после того, как получил Даром, сколько лет он еще боролся со страстями? Ты можешь мне на этот вопрос ответить Володя? Если нет, то почитай его келейника, который четко все расписал.
А теперь давайте поговорим о самом важном. Вы все (как и я) миряне и вдруг молитвенники высокой духовной жизни, к которой монахи шли всей своей подвижнической жизнью, ограничивая себя во сне, в питании, в быту - во всем. Скажите мне пожалуйста - за какие такие заслуги перед Богом вы всего этого сподобились? Что вы конкретно такого сотворили? Силуан Афонский навсегда ушел на Афон, встав на путь подвижнеческий - а вы? Сидите у компов в теплой уютной квартирке, спите на мягкой постельке в обнимку с женой 9у кого она есть), да еще и про секс не забываете, в храмы редко ходите, посты почти не соблюдаете, духовников не имеете и вдруг ни с того ни с чего - молитвенники высокой духовной жизни. ОБАЛДЕТЬ И ТОЛЬКО!
Виктор, вообще-то о состояниях писал Родион, а не Сергий, и мой пост был сразу после поста Родиона. Три состояния (вышеестественное, противоестественное и естественное) общеизвестны, и мне, конечно же, не нужно было приводить никакие ссылки.
Скажите пожалуйста - из каких таких источников я должен уразуметь что вы обращаетесь не ко всем, а к конкретному лицу? Вы ссылку сделали - нет, вы обратились по имени к данному лицу - нет. Я воспринял ваш пост как обращение ко всем.