Животные проходят свой этап эволюции. Их природа не неразумна. Развитые животные обладают умом и чувствами, они обладают сознанием.
Грация, мы ведь в разговоре исходим из святоотеческого подхода. Из той, довольно условной, картины мироустройства, которую они выстроили. Согласно их взглядам, человек принципиально отличается от животного наличием разума (словесности). Животные, согласно их классификации, не обладают разумом, не обладают свободой (самовластием), к ним неприложимо понятие воли. Да, это схема, которая может не отражать в полноте естественнонаучных нюансов, но эта схема обрисовывает важные вещи, которые действенны для выстраивания аскетического пути.
Насчёт сознания животных (сознания растений, сознания клеток) - это совсем другая парадигма мышления. Если бездумно смешивать разные дискурсы, может получиться винегрет.
Есть также точка зрения отцов о том, что страсти – это естественное движение души. И тогда, почему мы отказываем в этом животным?
Процитируйте данную святоотеческую точку зрения, можно будет обсудить. Для меня значим тот факт, что в тестах отцов не нашлось места применению этого термина по отношению к животным. Говоря о животных, отцы говорят о силах души - гневательной, раздражительной... О том, что в животных эти силы функционируют по закону страсти, речи нет.
Я попыталась сформулировать, в чем специфика этого понятия. В том, что для страсти необходимо такое сознание, которое способно рефлексировать собственное душевное состояние и которое способно оценить своё состояние как несвободу (страдательность, невозможность проявления имеющейся свободы воли).
Но в принципе, можно и иначе понимать этот термин. Что под этим определим, о том и будем разговаривать. Если хотите, попробуйте сформулировать ваше определение. Я лично ориентировалась на святоотеческое: страсть - движение природы вопреки естеству. Способностью так направлять движение природы обладают только самовластные (свободные) существа.