Если правильно понимаю мысль отцов, они видят так, что разум в качестве одной из главных сил человеческой души, может придавать ее движению одно из возможных направлений: естественное, вышеестественное и нижеестественное.
Исаак Сирин говорит о том, что есть «три направления, по которым возводится и низводится память разумной души…» Получается, что есть то, что направляет… И по Максиму Исповеднику – это ум. «Ум является движущим началом разумной силы, а разум — промыслительным началом силы жизненной».
Если у животных есть жизненная сила, а это очевидно, то, наверное, есть и промыслительная сила. И эта сила, несомненно, разумна. Тот разум, который есть у животных, служит для сохранения вида, для продолжения их жизни и приспособления к окружающему миру. Конечно же, качество разума иное, чем у человека, но это тоже мыслительная деятельность (у высших животных).
И о том, что у животных есть такой разум, говорят сами отцы. Григорий Нисский пишет, что животные имеют «чувственное понимание». Понимание – это свойство мышления, ведь так? Немесий Эмесский говорит о том, что создавая животных, творец наделил их природной рассудительностью, ловкостью и хитростью. Т.е. тем, что сделало бы их ближе к разумным существам.
Но это не означает, что в состав души входят "разные разумы" ( духовный, плотский и естественный). Это значит, что цельный разум в процессе деятельности души получает разное "окачествование", в зависимости от того, служит ли он плоти, или Духу.
Нет, конечно же. Когда отцы говорят о плотском или душевном или духовном человеке, мы же понимаем, что речь идет об одном цельном человеке, а не о трех разных. Думаю, что так раскрываются пути нашего самопознания. Мы можем познавать себя, когда отождествляемся с той частью души, на которую обращаем пристальное внимание своего ума.
А еще мне хочется с вами поделиться стихотворением Тютчева.
Спасибо за стихотворение!) Вчера на школьном новогоднем празднике один ребенок сказал своей маме перед выступлением : «Мы будем петь хором, очень красиво, но жаль, что ты не услышишь мой голос!»
Наверное, так и человек, как этот ребенок, не хочет, чтобы его голос затерялся среди других голосов… И он не может услышать в себе самом гармонию, пока его беспокоит мысль о том, что он может потеряться, раствориться или исчезнуть в ней.
«Итак, вот два различных, но коррелятивных пути самопознания. Познания «я» — индивидуума, которое себя утверждает, себя противополагает, которое отвергает и отрицает другого, то «я», которое не хочет видеть всего себя таким, как оно есть, потому что стыдится и боится своего безобразия, то «я», которое никогда не хочет быть реальным, потому что быть реальным значит стать перед судом Бога и людей, то «я», которое не хочет слышать, что говорят о нем люди, тем более — что говорит о нем Бог, слово Божие. И с другой стороны — личность, находящая свое удовлетворение, свою полноту и свою радость только в раскрытии своего первообраза, совершенного образа того, что она есть, образа, который освобождается, расцветает, открывается — то есть все больше обнаруживается — и тем самым все больше уничтожает индивидуума, пока от него уже не останется ничего противополагающегося, ничего самоутверждающегося, а личность-ипостась, которая есть отношение, личность, которая всегда была только состоянием любви того, кто любит, и того, кто любим, оказывается высвобожденной из плена индивидуума и вновь входит в ту гармонию, которая есть Божественная Любовь, всех содержащая и раскрывающаяся в каждом из нас, как в светах вторых, излучающих вокруг свет Божий.»
Антоний Сурожский