Исихазм

Автор Тема: Откуда у христиан такая любовь к самоосуждению, уничтожающему психику?  (Прочитано 14569 раз)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

lily, слава Богу. А предложенная мной традиция - раздутая и саркастическая история, сложенная из уморительных моментов. Думал, вдруг вспомнишь что-нибудь из "обители" и улыбнешься? Отстранение вредит чувству юмора. Кстати, тема продиктована тем, что за последние месяца два участились подобные обсуждения в повседневной жизни. От "чистого", такого, лобового самоукорения, собственно, никогда наверно и не тошнило. Есть прекрасный опыт по этой вещи, когда оно работает без ухода в уныние, на таком естественно-животном поведении, когда признаешься себе и Богу в том, что ты горд, и не пытаешься корчить из себя смиренного. Хреново переносились заискивания на его почве. Человек всегда поспешит всадить на том моменте, когда ты ощущаешь себя каким-то не таким. Это прямо как первый закон Ньютона. Так же и покаяние, с таким самоунижающим чувством поднятием тяжелого греха... вот это разрушает реально. Впрочем, смекнуть не долго, что такое дело надо бросать. Брянча, слава Богу, в начале не читал, хотя хотел, но как-то рука не доходила вообще. Ну а в остальном ты сама все написала. Сходишь в нашей компании в церковь, поймешь какой из меня "пасомый" :D У меня древний друг в пасаде, успешный бизнесмен :D, наверное, один из самых искусно глумящихся над попами и ПГМщиками местных ~30 летнего возраста. Ну, конечно, без мании и питерской научности, как у Невзорова

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Люди вообще любят и поныть и попинать. Особенно когда ознакомились с духовностью и психологией. Тут уж можно со знанием дела и щегольнуть духовным размахом крыльев и поднятой пылью окатить, тем более если не в одиночку, а в резонанс.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Самоосуждение, как тут выше говорилось, это грубый прием. Он, бесспорно, может быть полезен, но оборотная сторона его в том, что он легко формирует искаженное вИдение. Точнее усугубляет. Какие-то мелочи при самоосуждении легко раздуваются до размеров слона и тем самым препятствуют осознанию своих подлинных ошибок-грехов.
И как-то еще выпадает из понимания простая вещь: осудить себя совсем не значит измениться. Ведь всем (ну многим уж точно) это знакомо: можно годами бичевать себя за какой-то грех, а грех-то никуда не уходит и даже не собирается.

Славик

  • Сообщений: 252
    • Просмотр профиля

http://magazine.mospsy.ru/nomer8/s05.shtml
Самоукорение и невротическое чувство вины.
Автор противоречив,но инфа возможно кому то полезна будет.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

http://magazine.mospsy.ru/nomer8/s05.shtml
Самоукорение и невротическое чувство вины.
Автор противоречив,но инфа возможно кому то полезна будет.
Автор, конечно, извращенец - засунул Брянча в эту схему. Проработки чувства вины (т.е. ущербности, неполноценности и стыда) не указано никакой. То есть, все как у аскетов 4 века - виноват априори. А практика то показывает, что многие последователи этих аскетов даже и не знают, что такое эти чувства. Как и не знают даже описаний противоположных чувств. Иудей тут, конечно, поперхнется. Моисея в синагоге считают смиреннейшим не по этим качествам.

Славик

  • Сообщений: 252
    • Просмотр профиля

Спасибо автору,что разделил эти состояния..но в конце и правда вернул читателя к тому же чувству вины,которое собирался лечить.имхо.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Да, действительно, в этом тексте дан достаточно хороший анализ невротического состояния, но, как верно выше заметил elm, получается, что невротик виноват априори. И при этом не указывается, а что ему делать. Это все равно, как мальчик из элитной семьи говорит парню, выросшему в каком-нибудь рабочем поселке:  а почему это ты в Кембридже не учишься?
« Последнее редактирование: 25 Июль 2017, 15:51:28 от Антиквар »

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Славик, да, это очень хорошо, что есть и такая статейка в сети. Спасибо, что человек, и спасибо, что психолог. :) Можно, кстати, наблюдать, как православный эгрегор, который и сколачивается на негативных чувствах - вины, агрессии, страхе и т.п ,и внешне и внутренне не знает что делать с "бешеным" конем. Как загнать его в стойло? Там наверху примечание - статья не включена в издание. Клирик, по-настоящему вкусивший свободы от этого чувства - это подобно бешенству, для которого нету прививки (у эгрегора). Можно изолировать. Чувство это - преимущественно основа "христианских" эгрегоров, как ненависть - многих расово-фашистких.

Ну и правда, что все это начинается отдельно от церкви... В ней находит лишь возможность прогресса. Надо понимать, что чувство неполноценности - это не вот тут грешу не могу справиться, и не просто неприятно смотреть на себя в зеркало (т.е. внешне). А гордынька все так извращает, что гниль своя выставляется прекрасной для себя, а от доброго отвращаешься. В результате и религиозной благочестивой практики в том числе.

Dmitrii

  • Сообщений: 476
    • Просмотр профиля

Э. Берн. Игры в которые играют люди
http://modernproblems.org.ru/philosofy/159-games1.html?start=12#content
Возможно кому то полезным окажется

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля

Э. Берн. Игры в которые играют люди
http://modernproblems.org.ru/philosofy/159-games1.html?start=12#content
Возможно кому то полезным окажется
Читал, давно когда-то. Вполне интересная книга. Но все равно, детский сад. Максимум, позволяет понять игру, а для некоторых просто узнать о её существовании уже на осознанном уровне. Кто более умный, тот придёт к правильному выводу, распространяющемуся уже за пределы данного труда. А именно - всё представляет игру эго. Абсолютно всё. Самообличение, самоосуждение, как и противные - самовосхваление, хвастовство просто две валентности, это все только укрепляет эго потому что это его "дети". Уберите "я" и уйдет все остальное.
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)

Dmitrii

  • Сообщений: 476
    • Просмотр профиля

Вполне интересная книга. Но все равно, детский сад.

А согласен.
А вот эта?;-)
Мерло-Понти Морис — «Феноменология восприятия»
http://www.klex.ru/26l

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля


А вот эта?;-)
Мерло-Понти Морис — «Феноменология восприятия»
http://www.klex.ru/26l
Незнакомо.
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)

svod

  • Сообщений: 4031
    • Просмотр профиля

В любом случае психология в чистом виде, есть мудрость мира сего. Если психолог имеет ум Христов, то он имеет некоторые преимущество перед тем, кто имеет ум Христов, но не психолог. Но и это преимущество в пределе своих стремлений ко Христу не имеет каких либо преимуществ ни у первого перед вторым, ни у второго перед первым.

"Поток тайн Твоих, подобно волнам океана, захлестывает разум мой. Хотел бы я, Господи, умолкнуть перед ними и не говорить, но они оказались подобными горящему пламени в сердце моем, пожигающему кости мои. Совесть моя обличает меня и показывает мне грехи мои. Тайна Твоя ошеломляет меня, но принуждает меня взирать на нее. В молчании она указывает мне: «Не медли приблизиться из-за страха грехов своих, о грешник, ибо именно через размышление о них скверна греха будет удалена из разума твоего». (Исаак Сирин).
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Славик

  • Сообщений: 252
    • Просмотр профиля

Ребят,хотелось бы услышать Ваше мнение что же такое святоотеческое я хуже всех и т.д? У меня как то получается что и " я хуже всех и я лучше всех это две стороны  игры эго.(самости)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Ребят,хотелось бы услышать Ваше мнение что же такое святоотеческое я хуже всех и т.д? У меня как то получается что и " я хуже всех и я лучше всех это две стороны  игры эго.(самости)

Честно говоря, никогда этого не понимал. Как человек может знать: хуже он всех или не хуже всех?  Ответ по определению будет неправдивым, даже если он и совпадет с правдой. Потому что утверждаешь то, чего не знаешь. Я знаю о себе только: грешный, очень даже, но зачем меряться с другими своей "хужестью"?