Исихазм

Автор Тема: Мне очень нужен ваш совет  (Прочитано 55520 раз)

Vasilisa

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Re: Мне очень нужен ваш совет
« Ответ #300 : 12 Ноябрь 2017, 07:12:45 »
Ольга., тогда что есть кислород?

Благодать Святого Духа.
   Да, Оля, наверное так. Кислород- благодать Духа Святого. А дрова - силы души?

Ольга.

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Re: Мне очень нужен ваш совет
« Ответ #301 : 13 Ноябрь 2017, 12:55:02 »
Да. И силы души, и силы духа, и силы тела. Все вместе, наверное. Святые называют эти силы - ревность духовная и молитва.

Свт. Иоанн Златоуст
Цитировать
Толкования на 2 Тим. 1:6

По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение


Тебе нужно иметь ревность, чтобы возгревать дар Божий. Как огонь требует дров, так и благодать - нашего усердия, чтобы она воспламенялась… потому что от нас зависит и погашать, и воспламенять ее… От беспечности и лености огонь угасает, от внимания и усердия воспламеняется. Он есть в тебе, но ты доставляй ему больше силы; то есть исполняй его крепости, радости, веселия; стой мужественно.

Гомилии на 2-е послание к Тимофею 1.


Святитель Феофан Затворник в своей книге Наставления в духовной жизни
Цитировать
Ревность духовная

Она споспешает нам во спасении. Чем ее поддерживать


Начал Господь в вас дело обновления духовного. Веруйте и уповайте, что начный... и совершит (Флп. 1:6), если и ревность живую будете блюсти, и соответственных трудов опускать не будете. Ревность – дело благодати и свидетельство, что сия благодать неотступно в вас есть и производит благодатную жизнь... Пока есть ревность, присуща и благодать Святого Духа. Она – огонь. Огонь поддерживается дровами. Дрова духовные – молитва... Как благодать коснется сердца, тотчас порождается обращение ума и сердца к Богу – семя молитвы. Затем идет богомыслие.

Благодать Божия внимание ума и сердца к Богу обращает и на Нем держит. Как ум без действия не стоит, то, будучи к Богу обращаем, о Боге и думает. Отсюда память Божия – присная спутница благодатного состояния... Память Божия праздной не бывает, она непременно вводит в созерцание совершенств Божиих и Божиих дел: благости, правды, творения, Промышления, искупления, Суда и воздаяния. Все это в совокупности есть мир Божий или область духовная. Ревнующий неисходно пребывает в этой области, Таково уж свойство ревности. Отсюда обратно пребывание в этой области поддерживает и живит ревность. Желаете соблюсти ревность? Держите все прописанное настроение... Память – это дрова духовные... Имейте всегда под руками такие дрова и как только заметите, что огонь ревности слабеет, берите какое-либо полено из своих духовных дров и подновляйте огонь духовный. И все добре пойдет. Из совокупности таких духовных движений исходит страх Божий, благоговейное стояние пред Богом в сердце. Се страж и охрана благодатного состояния... Вникните в это хорошенько и обдумайте, вселите в сознание и сердце... и непрестанно оживляйте в себе... и живы будете... Воскресли вы, как говорите, а тут будете всегда в состоянии только что воскресшего. (Вып. 3, пас. 384, стр. 24–25)
« Последнее редактирование: 13 Ноябрь 2017, 13:13:49 от Ольга. »

Ольга.

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Re: Мне очень нужен ваш совет
« Ответ #302 : 13 Ноябрь 2017, 13:27:41 »
Вообще, все добрые дела - добродетели являются "дровами"... Пишет свт. Иоанн Златоуст:
...Благодать Духа, когда есть у нас добрые дела и душа орошается великою милостынею, пребывает в нас, как огонь, поддерживаемый елеем, а без нее отступает и удаляется... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 281).
« Последнее редактирование: 13 Ноябрь 2017, 13:45:02 от Ольга. »

Ольга.

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Re: Мне очень нужен ваш совет
« Ответ #303 : 13 Ноябрь 2017, 13:37:34 »
И прп. Симеон Новый Богослов разъясняет о "дровах":
...Как огонь, как только найдет дрова, зажигает их естественно, так и благодать Святаго и поклоняемого Духа ищет возгореться в душах наших, чтоб сиять и просвещать сущих в мире и чтоб посредством тех, коих просвещает, направлять стопы многих или чтоб приводить в должный чин жизнь всего народа христианского, да живут богоугодно все христиане, да приближаются к огню Божества и возгораются от Него, или каждый особо, или все вместе, если возможно, и сияют посреде как боги, во благословение и умножение семени Бога Иаковля, чтобы человек благовидный никогда не преставал сиять на земле как свет (прп. Симеон Новый Богослов, 75, 476).

Vasilisa

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Re: Мне очень нужен ваш совет
« Ответ #304 : 14 Ноябрь 2017, 06:14:00 »
 Оля,  спасибо! Вы столько цитат нашли! Да, ревность духовная, страх Божий, молитва, милость, пост, воздержание и т.д. - есть "дрова" для возжигания в нас благодати Святаго Духа. И Игорь мне о том же говорил.

 Если взять конкретно воздержание. В семейной жизни соблюдать это тяжело, тем более если вторая половина далека от духовной ревности.
Заметила, если удается долгое время сохранить это состояние, молитва приобретает совсем другое качество.И с постом тоже. Для меня это пока важно,  установление связи с Господом.
 С другой стороны, безусловная любовь, смирение, жизнь ради других важнее личной аскезы.
Не могу пока обрести внутренний баланс.
 
 
« Последнее редактирование: 14 Ноябрь 2017, 07:03:03 от Vasilisa »

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Мне очень нужен ваш совет
« Ответ #305 : 14 Ноябрь 2017, 08:34:13 »
...
 С другой стороны, безусловная любовь, смирение, жизнь ради других важнее личной аскезы.
Не могу пока обрести внутренний баланс.

Vasilisa, обрести внутренний баланс в мире, суть которого - постоянная изменчивость, процесс не быстрый и связан с обретением опоры вне системы. Второе - аскеза это инструмент для. И вот само это "для" значительно важнее этого инструмента. Но тут есть момент тонкий - "жизнь ради других важнее", в этом главное не перегнуть палку. Понимание человеком любви и смирения часто далеко от истины. Пока опора внутри системы - ваша "жизнь для" будет строиться из внутрисистемного понимания любви и смирения. То есть будет обыкновенной мирской суетой. Обычно нужной внешнему для внешнего. Ибо а куда деваться. По мере выхода (смещения) опоры за пределы системы, замещаются и понятия любви и смирения. И соответственно "жизнь для" приобретает совсем другой окрас и силу. Чаще "вопреки" системному. Поэтому аскеза в миру дело тонкое. С одной стороны сохранить, с другой стороны на погрязнуть. И мягко вывести в нужное русло.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Ольга.

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Re: Мне очень нужен ваш совет
« Ответ #306 : 14 Ноябрь 2017, 11:47:03 »
Если взять конкретно воздержание. В семейной жизни соблюдать это тяжело, тем более если вторая половина далека от духовной ревности.
Заметила, если удается долгое время сохранить это состояние, молитва приобретает совсем другое качество.И с постом тоже. Для меня это пока важно,  установление связи с Господом.
 С другой стороны, безусловная любовь, смирение, жизнь ради других важнее личной аскезы.
Не могу пока обрести внутренний баланс.

Вообще, подобные рассуждения касаются очень многих. Весь смысл в том: если БОГ откроется ЛИЧНО... А пока не открылся, будут всякие думы, мудреные вопросы. Я не только Вас имею ввиду, Ольга, а всех и себя, конечно же, кому Бог еще не открылся, пока...
А пока... Есть у каждого ищущего Бога свой опыт и есть весточки, которые помогают почувствовать Его и идти в нужном направлении.

Vasilisa

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Re: Мне очень нужен ваш совет
« Ответ #307 : 15 Ноябрь 2017, 02:08:58 »
Родион,  спасибо! Да, первая заповедь- Возлюби Б*га своего, затем возлюби ближнего. Кажется, начинаю понимать, что значит за пределами системы.

Ольга., спасибо! Конечно, есть весточки. Но в мирской суете, бывает теряются или неосознаются.

OyzerovichML

  • Сообщений: 115
    • Просмотр профиля

Re: Мне очень нужен ваш совет
« Ответ #308 : 18 Ноябрь 2017, 05:20:00 »
Ко всему выше сказанному о добрых делах и новозаветных заповедях, хотелось бы добавить, что исполнение или точнее попытка исполнения их, является очень важной вехой в жизни человека. Для тех кто ведет внимательную жизнь, я думаю меня поймут, эти попытки открывают весьма печальную сторону нашего состояния, а именно, не способность исполнения вышеприведенных заповедей. Любое такое исполнение заповедей любви является не совершенным, всегда с примешиванием какой либо страсти, мечтательности, например если сделал добро человеку, то тут же и посчитал себя либо праведным, либо видишь себя газами того человека добрым и от того каким то особенным, либо горд от исполнения. А ведь такие поступки должны быть естественными. В этом простом упражнении открывается вся наша падшая, извращенная природа. Для людей проводящих жизнь в молитве со временем открывается и более тяжелая картина, когда подвижник понимает, что весь алгоритм природы его (человека плотского), его мысли, планы и т.д. сводятся к одному достаточно простому  принципу - достижение своих целей с возможно минимальной затратой собственной энергии. При любом другом раскладе природа наша противится нашим потугам, воля, разум, силы души, стремятся в разном направлении и человек расстраивается, добро творить не комфортно. И в противном случае, при исполнении какой либо страсти все силы души дружно соединяются вместе в одном векторе, мучает только совесть и то не всегда. И вот парадокс вся внутренняя наша стремиться к рациональному плотскому бытию, а человека делает человеком как раз деятельность противоположная чисто рациональному, потому Отцы и сказали - заповеди духовные, а мы плотские и Макарий говорит: "яко николиже сотворих благое пред Тобою", это не высокопарное самобичевание - это КОНСТАТАЦИЯ ФАКТА! При вдумчивом отношении к жизни понимаешь, что так оно и есть и ни чего с этим не поделаешь. Вся праведность наша – что грязная тряпка, увяли как листья, все мы, и несут нас пороки, как ветер говорили о себе святые. Думаю чем ближе человек  к Богу тем более он сравнивает свое внутренне состояние с тем евангельским образцом и тем все более и более в результате он соглашается с Св.Отцами.  На мой взгляд чем внимательнее проводится жизнь, тем более молитва трезвит, так человек приобретает начальное смирение. Приходит более глубокое понимание себя, это тоже своего рода дрова к огоньку духовной жизни. Знать правду само по себе уже большое дело! Держи свой ум в аду и не отчаивайся!

Вот такие вот "неутешительные выводы приходят в голову по осени". :-)         

Vasilisa

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Re: Мне очень нужен ваш совет
« Ответ #309 : 18 Ноябрь 2017, 07:41:50 »
 OyzerovichML, здравствуйте!

...Любое такое исполнение заповедей любви является не совершенным, всегда с примешиванием какой либо страсти, мечтательности, например если сделал добро человеку, то тут же и посчитал себя либо праведным, либо видишь себя глазами того человека добрым и от того каким то особенным, либо горд от исполнения...
Так и есть. Согласна с Вами. По началу ветхий человек делиться ничем ни с кем не желает, все мне, все мое. Затем начинает церковную жизнь, узнает о заповедях, пытается делать что-то, и да, каждое сделанное им доброе дело, идет в зачет на небесах, что также укрепляет его значимость в своих глазах. Это о себе говорю.

... со временем открывается и более тяжелая картина, когда подвижник понимает, что весь алгоритм природы его (человека плотского), его мысли, планы и т.д. сводятся к одному достаточно простому  принципу - достижение своих целей с возможно минимальной затратой собственной энергии. При любом другом раскладе природа наша противится нашим потугам, воля, разум, силы души, стремятся в разном направлении и человек расстраивается, добро творить не комфортно. И в противном случае, при исполнении какой либо страсти все силы души дружно соединяются вместе в одном векторе, мучает только совесть и то не всегда. И вот парадокс вся внутренняя наша стремиться к рациональному плотскому бытию ...
       
Здесь тоже в точку. Особенно - достижение своих целей с минимальной затратой собственной энергии. Да, бывают мучения, как использовать свои силы, то ли на молитву, то ли на служение близким.Да и настоящая ли молитва эта, и настоящая ли любовь безусловная направляется к ближним?
 Конечно нет. Все от самости, эгоизма, расчета.Ветхая, плотская природа противится, ищет во всем для себя комфорта.
Но я так поняла, что нужно не ломать, не бороться со своей ветхой природой, а  родиться свыше. То есть сокровенный сердца человек должен зародиться внутри плотского и созреть.Тогда уже все служение Господу и ближним будет происходить естественно и легко.
Эта мысль из цитаты Александра, которую вставил Игорь Спасский в своей теме, простите за вставленную большую цитату, для меня она очень важна:

Приведу такой образ. Зародыш в семени покрыт семенной кожурой. Кожура защищает семя, и воспринимаем мы семена растений по их кожуре. Семя развивается, кожура твердеет... Только когда семя созреет и упадет в землю, под действием земных соков начнется прорастание зародыша растения. Тогда и прорвется кожура, и спадет она... Также и бутон растения наливается - под защитой верхних листьев, которые, когда придет время, раскроются - и появится цветок. Если кто вздумает преждевременно сломать кожуру, разбить скорлупу, раскрыть бутон - ничего хорошего не выйдет. И если травить и умерщвлять кожуру будет якобы ради зародыша - все семя погубит.

Вот и самость... Подобна она кожуре семени, и скорлупе яйца, и верхним листьям бутона. Пока не созреет зародыш (внутренний человек), умерщвлять самость - убивать всего человека. Внутреннее давление пробуждающейся жизни должно сломать скорлупу, раскрыть кожуру или бутон самости, и тогда будет преображаться человек. И искусственно этот процесс ускорить нельзя, иначе получиться урод, или засохнет растение или цветок. И посмотрите, как долго зреет семя и бутон набирает силу. Также долго и развиваются самостные свойства человека. Только бывают и пустые семена, и гнилые бутоны...

Хорошее интервью. Вообще, крайне мало современных текстов, которые были построены на основе собственного опыта и поверены опытом святоотеческим. И выступление старца - радует, ибо виден и опыт, и умение этот опыт донести.

А слабости... Они идут от статичности взгляда и погрязшести (специально ставлю это резкое и неправильное слово) в монашеской самости, для которой дуальная стихия борьбы, аскезы и умерщвления стала родной. Это монашеская самость живет и развивается за счет борьбы и умерщвления (вкупе с беспрекословным послушанием). Кстати, беспрекословное послушание и позволяет самость отдельного человека вливать в самость коллектива. Только сама-то самость при этом никуда не исчезает, появляется одна видимость ее уничтожения.

Для полнокровной жизни (которую и пришел дать Господь) уничтожение самости не годится. Там, где она уничтожается, там и человек уничтожается. Либо дается иллюзия уничтожения самости, а самость переносится в монашеское (или какое-либо другое) хранилище.

Самость должна преобразиться: отпасть, как кожура семени - только тогда, когда зародыш этого захочет - самим током дарованной ему жизни свыше.

И развивать, конечно, надо не самость человека, а самому человеку следует развиваться.
Теперь только вопрос в том, как все-таки не стать пустым семенем или гнилым бутоном, а в свое время созреть и родиться?

OyzerovichML

  • Сообщений: 115
    • Просмотр профиля

Re: Мне очень нужен ваш совет
« Ответ #310 : 18 Ноябрь 2017, 09:52:43 »

 Теперь только вопрос в том, как все-таки не стать пустым семенем или гнилым бутоном, а в свое время созреть и родиться?


И Вам здравствуйте, Vasilisa.

Наверное опять сорву бурю критики в свой адрес, но все таки попробую высказать свои соображения. Понимаете, в духовной жизни как в квантовой физике, свои законы и не всегда сразу понятные. Тут главное не то, что бы во время созреть и родиться, а главное путь, ведь и Господь сказал "Прежде ищите..." не сказал же ведь "Кто найдет...". Могу предположить, точнее я в этом лично уверен, человек познавший себя, свои немощи, понявший кто он без Бога - уже СПАСЕН! Но спасённость и святость это вещи разные. Святость без познания себя не возможна, это фундамент на котором храм святости может быть построен, хотя в этом очень многие и погрешают, считая это делом маловажным и не обязательным, на этом форуме это частенько проскакивает. В любом строении фундамент главное! А вот спасённость без святости может вполне быть. Моисей не был же аскетом или исихастом, а Бога видел да еще и лицом к лицу! Кто еще такого сподобился? И написано был кратчайшим из людей - и это не сказка так оно и есть! Везде можно услышать разные мнения, одни относятся к святости, другие к спасённости, не правильно было бы лить все в одно, так делают дилетанты. Когда и в какое время кому созреть и родиться свыше только Ему одному известно, у кого то это спрашивать смысла думаю нет. Это Его времена и сроки. Что в этом случае делать? - просто молиться по мере сил, смирятся и ждать, в этом и суть. Каждый день, каждый раз, сталкиваясь со своим "мертвецом" (ветхим человеком) понимать кто я без Бога! Главное тут не напридумывать себе свою собственную святость. И еще рождение свыше еще не означает полное преображение - нет, начатки страстей, ветхость остаются с человеком до смерти и воскресения тел и только после этого там мы будем по настоящему новыми людьми. Тело, отчасти и сам человек, через смерть благодатью должны перековаться в нового человека, без этого к сожалению никак. 

Славик

  • Сообщений: 252
    • Просмотр профиля

Re: Мне очень нужен ваш совет
« Ответ #311 : 18 Ноябрь 2017, 12:27:13 »
Озерович,Вы случайно не профессор Осипов?))

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Мне очень нужен ваш совет
« Ответ #312 : 18 Ноябрь 2017, 12:46:56 »
У Озеровича есть опыт, который никаким профессорством не подменишь. Опыт важный, только излишне негативный, пораженческий даже...

OyzerovichML

  • Сообщений: 115
    • Просмотр профиля

Re: Мне очень нужен ваш совет
« Ответ #313 : 18 Ноябрь 2017, 12:54:38 »
Озерович,Вы случайно не профессор Осипов?))

Нет, только совершенно случайно, а вы что то имеете против Алексея Ильича?

Славик

  • Сообщений: 252
    • Просмотр профиля

Re: Мне очень нужен ваш совет
« Ответ #314 : 18 Ноябрь 2017, 13:24:29 »
Было время Осипов очень помог,он прекрасный искренний человек. Потом настало время полностью оставить Осипова со всеми его построениями.)