Исихазм

Автор Тема: "Рождение свыше" по Иоанну  (Прочитано 14872 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

"Рождение свыше" по Иоанну
« : 29 Сентябрь 2019, 13:22:59 »
Загадочное “родиться свыше”, каких только разных толкований его не встретишь. Даже в некоторых переводах Иоаннова евангелия можно встретить «родиться снова» или «заново», что еще дальше уводит от смысла. Между тем, рождение свыше четко описано у Иоанна, в учении Христа о «Я Есть». Часто полагают, что это учение про Иисуса Христа, не про них. Это не так.

Родиться свыше и означает – стать "Я Есть".

Не Иисусу стать. Тебе.

Откуда можно узнать, что все, сказанное Христом в учении "Я Есть" относится не к одному Иисусу, но ко всякому, рожденному свыше? Где вычитать это все в Евангелии от Иоанна? Нет, все происходит в ином порядке: сперва человек узнаёт "Я Есть" в себе, затем видит, что все, сказанное у Ин. про "Я Есть" - сказано именно про него. И человек видит, что именно означают эти иоанновы "Я Есть", именно внутрь него самого.

Собственно, рожденным свыше "Я Есть" является только для ветхого человека, только из координат мира сего. Как в мир сей может родиться Тот, чрез Кого «все возникло, и без Него ничто не возникло, что возникло»? Ведь Он невместим в мир сей.

Но таков термин учения Христа у Иоанна.

Рождаются свыше «от воды и Духа» то есть "от воды” – в крещении иоанновом, которое есть крещение покаяния, тотальной умоперемены, полного разворота к Богу. И во втором крещении – от Духа, когда Дух, данный человеку Христом, входит в человека, и образует в человеке «источник воды-Духа*», текущей [скачущей, струящейся, вскипающей - варианты подстрочника] в Жизнь Вечную, во Христа.

Что это за загадочный "источник воды-Духа"? Это - "Я Есть".

Именно ему, рожденному свыше "Я Есть", и суждено быть на небе Царства: «И никто еще не восходил на небо, только с неба Сошедший, Сын Человеческий»

Рожденный свыше, знает в себе то, что:

Я Есть Истина. Прямое вне-словесное ведение Истины-Христа.

Я Есть Жизнь. Инаковая, иная, невообразимая, вечная нерушимая Жизнь

Я Есть Воскресение. Все что не Я Есть – то еще мертво, потому что Жизни в себе не имеет. В Я Есть воскресаешь в Жизнь Вечную - Христа, здесь и сейчас.

Я Есть Путь. Я Есть – само по себе и есть Путь. Больше нет насущной необходимости в святых книгах, святых наставниках, преданиях, молитвах, таинствах. Пребыть Я Есть – это самодостаточный Путь.

Я Есть Хлеб Живой с Неба, и Вода Живая. Я Есть истинно причащает человека. Это Таинство Евхаристии, которое отныне совершается внутрь нас. Это – внутреннее причащение Христа Бога Живого, Его плоти-Слова и Его крови-Духа Святого.

Я Есть Пастырь добрый и Учитель. Вот отныне твой единственный внутренний Учитель и Наставник, ведущий тебя прямиком к Отцу. Раввуни.

Я Есть Господь – вот Господин всему, воцаряющийся во всем, что есть в тебе, и во всем, что явлено тебе.

Я Есть не грешит (1Ин.). В Я Есть нет греха и быть не может. Пребудь Я Есть и тем безгрешен.

Я Есть – прежде Авраама. Я Есть – нерожденное и бессмертное и вечное. Я Есть действительно пребывает В Начале, с Богом, в Боге и Бог.

Я Есть дает благодать, мир и радость, от Отца.


<+>

Это все знает новорожденный свыше. А что узнаёт растущий?

Я Есть лоза, и вы – ветви. «Пребудьте во Мне, и Я – в вас. Пребывающий во Мне -и Я в нем, – тот приносит много плода, потому что без Меня не можете творить ничего.»
Пребыванием в Я Есть человек растет, чтобы «принести много плода».

Я Есть Дверь к Отцу. «Я — дверь: чрез Меня если кто войдет, спасен будет, и войдет и выйдет и пастбище найдет». Войдет к Отцу и выйдет на служение.

Я Есть в Отце и Отец во Мне, и вы во Мне, и Я в вас. «Всё, что имеет Отец, Мое.»

Я Есть Свет миру.

Я Есть дает Любовь, от Отца. «Я вас возлюбил: пребудьте в любви Моей».

таково всего лишь самое общее, обобщающее наблюдение
___________________________________________________________________________________
* Ин.7:37 В последний же, в великий день Праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: если кто жаждет, да идет ко Мне и да пьет. Кто верует в Меня, как говорит Писание, из чрева его потекут реки воды живой. Это сказал Он о Духе, Которого должны были получить верующие в Него.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: "Рождение свыше" по Иоанну
« Ответ #1 : 01 Октябрь 2019, 07:48:19 »
Спасибо, прозелит! Осмысление и красивая поэтическая подача опыта.

В другой теме мы говорили, как практически происходит прохождение через смерть. А как практически происходит рождение свыше - на уровне ощущений и первичного понимания?

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Re: "Рождение свыше" по Иоанну
« Ответ #2 : 01 Октябрь 2019, 08:22:49 »
Ощущение-понимание что есть Небесная Родина. Земное - лишь жалкая тень. Рождаясь в Выси, отходишь от ветхости мира и хоть как-то пытаешься провести небесное в земное.

К рождению свыше не относятся планы пристроиться в рай, избежать ада или реинкарнации и т.п. (вариант планов зависит от воспринятых идей). Это всё эгоистичные мотивы о потом. Рождение свыше происходит в сейчас.
« Последнее редактирование: 01 Октябрь 2019, 08:39:34 от Skylander »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: "Рождение свыше" по Иоанну
« Ответ #3 : 01 Октябрь 2019, 15:06:48 »
Из рассказов рожденных, которыми они делились со мной, не получается вывести общий знаменатель, разве что у них тоже был острейший кризис, "на пороге". А так, вижу, что рождение на уровне ощущений - сугубо индивидуально, но не могу делиться их историями, так что поделюсь своей.

Я молился в сердце, и Христос стал, наконец, приходить. Приходя, Он был ближе, чем дыхание, умным чувствам моим это было явно. Но мне такой близости было мало, мне как воздух надо было, чтобы Он не уходил вообще. Тогда Он вообще оставил меня - так мое "я" это всё воспринимало. Я Его призывал, молитвенно звал. Мука была невыносима и конца ей не видно. Я все это время был под благодатью, но и она лишь умягчала. но никак не целила боль от Его ухода.

В то время я как бы случайно обнаружил то, как в теле переключаться в режим "меня нет". И когда уже было совсем невмоготу жить в моем "я", переходил в "меня нет". Это был никакой не выход, но переключение, иной режим. В нем никакого собственного"я" не было - сначала остаточное личное "я" попадало словно в ледяную пустоту, в бескрайний холод космоса и летело в нем в никуда без скафандра. Потом пропадало и это "я", совершенно,  и оставался только этот холодный, абсолютно безжизненный черный без звезд космос. В котором двигалось само движение, говорила сама речь, молилась Христу сама молитва и т.д. Никакого "меня" там в помине не было. Трудно описать восприятие явленного мира в те дни, да и ни к чему - это было сильнейшее ИСС. Но поскольку тело и речь были полностью отпущены на свободу полным отсутствием "я", они прекрасно справлялись без "меня".

Так шли дни. Вернее, дни и недели проходили в мире сем, а в этом ином безжизненном измерении времени нет - холодная бескрайняя ледяная вечность. Может, оно и есть та самая "тьма внешняя", крайний мрак, - без понятия. Удивительно тогда было - как это, никакого "я" нет, полная безличностность, а осознавание - есть. Да. было безличностное осознавание, потом стало понятнее, откуда. Но это - потом.

А пока...мучительны были обе экзистенции, кажется, в течение  многих месяцев. Но именно в этот "космос", в этот ледяной безжизненный бескрайний сосуд-вместилище вошел в один момент, вдруг и сразу Христос. Откуда-то "извне", из глубин этого космоса явился и тотчас наделил, пронизал и напитал весь пустой ледяной космос Собой. Жизнью, Светом. И сразу весь космос стал бескрайним живым простором неба во мне, а в этом небе - Солнце Христос. Наверняка, это не сразу было осознано после шока такого вселения. Но это было одно из первых пониманий. И другое раннее понимание, совместно с первым - вот Он, явился подлинный центр всего моего существа!

Многое не помню в этом периоде, тем более, хронологию остальных параллельных процессов, по причине мощной внутренней перестройки, производимой в мне в то время (перед тем?) Духом.

Так что, всё по ев.Фомы:
Цитировать
Сказал Иисус: Пусть ищущий не перестаёт искать, пока не найдёт.
И когда найдёт, он возмутится. И когда возмутится, он удивится и воцарится над всем.
и еще:
Цитировать
Я удивляюсь тому, как такое великое богатство поместилось в такой нищете!
потому что именно удивление-изумление тоже было одним из первых мощных впечатлений. Как это, "в такой нищете" пришел пребыть Тот, кого мир не может вместить! Ведь прочие составы вовсе не стремятся отдать царство и владычество, так что они оказывали порой яростное сопротивление Жизни, особенно поначалу. На контрасте с Солнцем-Христом это сопротивление очень остро ощущается поначалу. Борьба за твоё внимание, борьба за твоё сердце идет не на шутку. И в то же время, не у кого учиться, и не с чем соотнестись в опыте, а то, что вот Он - твой Учитель, и Центр отсчета всего - это далеко не сразу доходит...как и многое иное.
« Последнее редактирование: 01 Октябрь 2019, 15:31:29 от прозелит »

Колхозник

  • Сообщений: 3111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: "Рождение свыше" по Иоанну
« Ответ #4 : 01 Октябрь 2019, 23:15:37 »
Умирание самости (прохождение через смерть) наряду с многими специфическими мистическими проживаниями, приходится как раз на период вынашивания и рождения свыше. Период крайне болезненный и неприятный, по причине глобальной внутренней перестройки.

Со временем, яркие мистические переживания тех лет притупляются, а на их место приходит новое понимание того что с тобой происходило, есть возможность все спокойно пересмотреть. 

С недавних пор стал замечать то что раньше не проявляло себя. Например, стал сильно чувствовать "внутреннего человека", приходится пересматривать свою внутреннею антропологию. Если раньше ощущал свою душу, то сейчас вижу именно внутреннего человека(различия очень значительные). Все обладают бессмертной душой, но не всякая душа рождается свыше, в последнем случае она обретает новые свойства и особенности по своему строению. Если душа как бы потенциал(уникальное семя), то будучи рожденной, она становится чем-то другим, более действенным, состоявшимся, тем, что на важный шаг ближе к главной цели.

Oxygen

  • Сообщений: 2061
    • Просмотр профиля

Re: "Рождение свыше" по Иоанну
« Ответ #5 : 02 Октябрь 2019, 08:55:45 »
"Рожденный свыше" обнаруживает себя в том "месте", где времени нет. Он может смотреть, как из обратной перспективы. Там Свет  с в е т и т.  Потому что - живой.
Я называю это реальностью, в отличие от действительности (где жизнь проходит в интервалах, то есть во времени, и свет функционален, как то, что оформляет предметный мир).
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: "Рождение свыше" по Иоанну
« Ответ #6 : 02 Октябрь 2019, 12:35:53 »
Oxygen, да, точно Вы заметили, профанные три времени исчезают, жизнь происходит в "четвертом времени" или "времени Бога", в его непрерывном континууме. Тогда как в профанном времени человек пребывает дискретными "вспышками"- интервалами, когда осознание собственного "я" возникает вспышкой, затем провал, затем снова осознание "я" загружается. Человек этого не замечает, для него отдельные вспышки осознания "себя" сливаются в непрерывное кино, как 24 кадра из проектора сливаются в непрерывное движение. Человеку возможно увидеть практически, в определенных условиях: непрерывность осознания "себя" - это иллюзия. Тогда как Я Есть действительно , Я Есть -  непрерывное Сознание здесь и сейчас, это вечное сейчас, в котором покоится Я Есть. И это тоже отнесу к первичному пониманию рожденного - "времени больше нет".

Колхозник

  • Сообщений: 3111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: "Рождение свыше" по Иоанну
« Ответ #7 : 02 Октябрь 2019, 13:47:02 »
"Рожденный свыше" обнаруживает себя в том "месте", где времени нет.

После рождения свыше мы получаем достаточно свободы для нового духовного восприятия(перемещения по) действительности-реальности. В данном случае, наш дух может развоплощаться от тварных оболочек, до Первопричины - Духа, а часто, просто идет концентрация внимания не от ума, а от него, что и создает подобное виденье-восприятие. В этом состоянии, время теряет актуальность в человеческом его понимании, по факту его и нет вовсе. Там же обнаруживается "Я Есть", это первое тварное чувство от Духа "облеченное" в Слово. Сам же Бог Отец из духа(без оболочек) "воспринимается" как Ничто из которого исходит Дух.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: "Рождение свыше" по Иоанну
« Ответ #8 : 02 Октябрь 2019, 13:59:49 »
За недостатком времени - краткая заметка. Отсутствие земного (профанного) времени - важный признак. Согласование вечного времени и земного - проблема, которая растет по мере освоения-соединения внутреннего и внешнего. Миг "вечности" - порой месяцы и годы земного времени.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: "Рождение свыше" по Иоанну
« Ответ #9 : 02 Октябрь 2019, 14:28:49 »
Колхозник,
Цитировать
Там же обнаруживается "Я Есть", это первое тварное чувство от Духа "облеченное" в Слово. Сам же Бог Отец из духа(без оболочек) "воспринимается" как Ничто из которого исходит Дух.
Если и "Ничто", то именно светоносно-ясное ведение, бесконечно исполненное творческим потенциалом Ничто, в котором все то, что Отец дал Сыну.
"Все что Ты дал Мне" - говорит Сын, всё - из этого "ничто". Тем, что взято из глубин "ничто" и Сын творит, как Отец творит.

Об этом "ничто" хорошо сказал Мейстер Экхарт:
Цитировать
Там, где Отец рождает в сокровенной глубине Своего Сына, бьет ключом эта природа. Природа же эта проста и едина. И если с ней и связано нечто, что проглядывает через все, то это «ничто».
и еще:
Выйди же ради Бога из самого себя, чтобы ради тебя Бог сделал то же. Когда выйдут оба — то, что останется, будет нечто единое и простое. В этом едином Отец рождает Сына в глубочайшем источнике. Там расцветает Святой Дух, и там возникает в Боге воля, которая принадлежит душе. <...>Все вещи созданы из «ничто». Поэтому настоящий источник их — «ничто».
« Последнее редактирование: 02 Октябрь 2019, 14:50:25 от прозелит »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: "Рождение свыше" по Иоанну
« Ответ #10 : 02 Октябрь 2019, 14:34:33 »
Согласование вечного времени и земного - проблема, которая растет по мере освоения-соединения внутреннего и внешнего.
Когда "время появится", не могли бы Вы подробнее написать об этой проблеме. В чем именно она заключается для Вас? Почему проблема видится "растущей"? И каким видится решение?

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: "Рождение свыше" по Иоанну
« Ответ #11 : 02 Октябрь 2019, 16:12:47 »
Не разделяю умирания и рождения свыше.
Это переплетённые части одного процесса: смерти/родовых мук рождения и первого крика, с чёткой фиксацией и осознанием самого момента водораздела: умирание/рождение.

После рождения же ты ещё совсем совсем младенец ...

Далее обучение гнозису и гнозис, как обучение ...
Обучение чему?
В итоге только одному: обучение гнозису Бога=Любви.
Обучение настоящим образом, практическим.
И это совсем не тривиальный процесс, как, например, мне представлялось будучи совсем ещё только новорождённым в Духе, когда всё вокруг и во мне сияло и искрилось Божией Благодатью ...

Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: "Рождение свыше" по Иоанну
« Ответ #12 : 02 Октябрь 2019, 18:29:52 »
прозелит, проявление вечного во временном событийно. Событие состоялось - вечное отразилось во временном касанием-мгновением, а в земном исчислении прошли годы. А могли бы дни, но инерция, искажения, сопротивление растянули-распяли событие на длинной вешалке земного времени. Высшая часть нас - во вневременном (вечности), а низшая?.. Она участвует в хаосе земных дел, в лучшем случае, бесполезных, пока в их вязкой среде не будет воспринята крупица света - и произойдет небольшая подвижка. И торопить нельзя - сначала игнор, а затем бунт и быстрая поломка.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: "Рождение свыше" по Иоанну
« Ответ #13 : 02 Октябрь 2019, 18:51:26 »
Я молился в сердце, и Христос стал, наконец, приходить. Приходя, Он был ближе, чем дыхание, умным чувствам моим это было явно. Но мне такой близости было мало, мне как воздух надо было, чтобы Он не уходил вообще. Тогда Он вообще оставил меня - так мое "я" это всё воспринимало. Я Его призывал, молитвенно звал. Мука была невыносима и конца ей не видно. Я все это время был под благодатью, но и она лишь умягчала. но никак не целила боль от Его ухода.

В то время я как бы случайно обнаружил то, как в теле переключаться в режим "меня нет". И когда уже было совсем невмоготу жить в моем "я", переходил в "меня нет". Это был никакой не выход, но переключение, иной режим. В нем никакого собственного"я" не было - сначала остаточное личное "я" попадало словно в ледяную пустоту, в бескрайний холод космоса и летело в нем в никуда без скафандра. Потом пропадало и это "я", совершенно,  и оставался только этот холодный, абсолютно безжизненный черный без звезд космос. В котором двигалось само движение, говорила сама речь, молилась Христу сама молитва и т.д. Никакого "меня" там в помине не было. Трудно описать восприятие явленного мира в те дни, да и ни к чему - это было сильнейшее ИСС. Но поскольку тело и речь были полностью отпущены на свободу полным отсутствием "я", они прекрасно справлялись без "меня".

Так шли дни. Вернее, дни и недели проходили в мире сем, а в этом ином безжизненном измерении времени нет - холодная бескрайняя ледяная вечность. Может, оно и есть та самая "тьма внешняя", крайний мрак, - без понятия. Удивительно тогда было - как это, никакого "я" нет, полная безличностность, а осознавание - есть. Да. было безличностное осознавание, потом стало понятнее, откуда. Но это - потом.

А пока...мучительны были обе экзистенции, кажется, в течение  многих месяцев. Но именно в этот "космос", в этот ледяной безжизненный бескрайний сосуд-вместилище вошел в один момент, вдруг и сразу Христос. Откуда-то "извне", из глубин этого космоса явился и тотчас наделил, пронизал и напитал весь пустой ледяной космос Собой. Жизнью, Светом. И сразу весь космос стал бескрайним живым простором неба во мне, а в этом небе - Солнце Христос. Наверняка, это не сразу было осознано после шока такого вселения. Но это было одно из первых пониманий. И другое раннее понимание, совместно с первым - вот Он, явился подлинный центр всего моего существа!

Многое не помню в этом периоде, тем более, хронологию остальных параллельных процессов, по причине мощной внутренней перестройки, производимой в мне в то время (перед тем?) Духом.


Понятны все слова, понятия, интенции и смыслы в сказанном Прозелитом.
Понятно даже то, что не высказано.
Хотя я бы, конечно, наверняка всё выразил иначе и с другими акцентами.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: "Рождение свыше" по Иоанну
« Ответ #14 : 02 Октябрь 2019, 22:29:01 »
Alexander,
Цитировать
а низшая?.. Она участвует в хаосе земных дел, в лучшем случае, бесполезных, пока в их вязкой среде не будет воспринята крупица света - и произойдет небольшая подвижка. И торопить нельзя - сначала игнор, а затем бунт и быстрая поломка.
откуда "воспринята крупица света"? Ведь идет иной процесс, это свет начинает исходить, изливаться  изнутри человека. И человек, пусть еще едва-едва, небольшими подвижками, малыми шажками, но начинает становитсья, от своего рожденного Центра, - той "прозрачностью", сквозь которую свет светит в "хаос земных дел".Светом миру.