Alexander, не только "святая патина времени" увеличивает стоимость продукта в дхарма-бизнесе, но и экзотическая упаковка. Впрочем, в передаче тантрических учений происходят серьезные перемены. Как мне видится, за последние несколько лет и до дилеров тантры, и до ее западных потребителей стало доходить, что западный человек ну очень сильно отличается в своем исходном состоянии ума от тибетца или индуса. И дело не только в "ищущем" пресыщенном западном уме, но и в его исходной, весьма специфической обусловленности. За последние 30-35 лет десятки тысяч людей на Западе получили передачу множества тайных тантрических учений, но на практике результат явно плачевный, и неизбежен оказался вывод: чтобы западному человеку как-то воспринять тантрические учения, его надо учить совершенно иначе, чем людей Востока. В результате, одни восточные учителя пытаются на Западе как-то перестроить обучение, хотя нередко буксуют в глубоких колеях многовековых стереотипов, и их крепко бьют за ревизионизм их же коллеги. Но уже появляются новые, западные учителя, которые получали и много лет практиковали традиционное учение, но увидели его узкие места и стали радикально обновлять и корректировать, кто аккуратно с пиететом, кто - нет. Процесс интересный, пока непонятно, выживут ли учения тантры на Западе, или сильно мутируют. Зато, хорошие шансы у адвайты ) вернее, у нео-адвайты, потому что адвайта уже мутировала на Западе.
Полагаю, если понимать, в чем сущность тантры как пути преображения, можно увидеть (пусть отчасти) сходство с христианством, если различить в христианстве путь преображения. В тантре, в частности, на всякий яд находится антидот, негативное преображается в позитив, чем мощнее страсть, помысл или впечатление, тем больше угля в топку преображения. Сходство видится не в психофизических методах, но в понимании необходимости преображения взамен отсечения или отбрасывания.
Путь преображения тантр - постепенный. Высшая же колесница буддизма - это непостепенный путь, это не путь преображения, а путь самоосвобождения. Пребывание в истинной природе ума, изначальном состоянии Как Оно Есть, само-освобождает ВСЕ помыслы, страсти и всё восприятие. Будучи освобождены от цепляния ума за них, мысли, страсти и впечатления-восприятия само-освобождаются, в том самом пространстве, откуда и проявились, без следа, как рисунки на воде. Они оказываются тем, чем и были - драгоценным орнаментом освобождения, в динамике. Развидеть этот путь в христианстве (с его спецификой) нелегко, но возможно.