Колхозник, извиняюсь, что долго не отвечал. Мой ответ на #5 этой темы.
Лопухин толкует Ин. в координатах синоптических евангелий. С чего бы это, ведь в Ин. - своё, довольно явно выраженное антияхвистиское учение, а 8:44 - цитата из Ин. Вкратце, скажу, что согласно Ин.:
Благодать, истина, откровение истинного и благодатного Бога, явление поклонников в духе и истине произошли только через Иисуса Христа, сошедшего с Неба Отца.
До Христа в этом мире не было ни Богоявления, ни Его благодати, ни Его истины, ни Его поклонников в духе и истине.
Явленный через Моисея закон не являлся ни благодатью ни истиной.
Поклонники Яхве в этом законе не есть поклонники Отца в духе и истине.
Яхве, явивший себя в законе, и пророках, являвший себя евреям в библейской истории,не есть Бог-Отец Небесный, Которого людям явил только Единородный Сын, сущий в лоне Отчем.
Восшедшие на небо Яхве герои ВЗ восходили не на Небо Отца, на которое никто не восходил и не нисходил, кроме Иисуса Христа, а на небо Яхве.
''Приходит час и есть уже'' - этим утверждается абсолютная уникальность явления Иисусом Христом благодати, Истины, Жизни вечной, - истинного Бога в истории человечества, в истории этого мира, абсолютно исключающая возможность подобного богоявления в известном по ВЗ прошлом.
В Ин. нет ступенчатого откровения, нет эволюции идей.
В Ин. речь не о том, что бога Яхве долгое время никто не понимал как должно. Его как раз прекрасно понимали. Яхве являл Израилю себя многократно, являл свою ''благодать'' и свою ''истину'' и искал себе поклонников согласно своей собственной истине. Но его благодать и истина не являлись благодатью и истиной Отца Иисуса Христа. Здесь речь об абсолютно различных источниках.
То есть:
Благодать Отца это не благодать Яхве.
Истина Отца это не истина Яхве.
Небо Отца это не небо Яхве.
Поклонники Отца это не поклонники Яхве.
Отец Иисуса Христа - это не Яхве.
Яхве никогда не открывался людям как Божественная Любовь. Вместо того - как гнев, отмщение и ревность. Богословы учат в веках - Бог постоянен. Яхве именно таков в своих делах, в своих проявлениях.
Любовь Отца Небесного, о которой сказано в Ин. и которую явил людям Христос - это не про Яхве.
По Ин., Иисус Христос - Сам Скиния Живого Бога, Он - истинный Храм. Только Христос - Бог явленный, являющий Отца, АЗ ЕСМЬ, Сущий. Кто являлся и кто заявлял это до Него - «суть вор и разбойник».
Но кто же тогда согласно Ин., Яхве, описанный в ВЗ? Выбор невелик. Или «князь мира сего» [греч. «архонт космоса»]. Или тот самый, отец лжи, в ком нет Истины. Если, конечно, это не один и тот же персонаж в Ин.