По теме, предложу несколько наблюдений о том, как сейчас рассматриваются помыслы и страсти, и работа с ними. Мощный информационный обмен за последние 10-15 лет собрал отовсюду великое множество психофизических методов работы со страстями и помыслами. Что касается помыслов, здесь и методы острой фиксации ума с объектом/без объекта, и всматривание в промежуток меж мыслями, и особая направленность взгляда, и определенная фокусировка внимания ума, и Центрирующая Молитва Синтии Буржо, и другие.Что касается работы со страстьми, есть, например, Пригласительная Молитва Синтии Буржо, о которой писал здесь. То есть, все эти методы универсальны, и не завязаны на специфическую традицию, потому что в их основе понимание внутренней антропологии человека.
Но все эти методы - по сути, костыль или временная заплатка. Потому что разбираться с помыслами и страстьми здесь предлагается человеческой самости, "моему собственному я", которое и представляет из себя набор из притянутых эгоцентрическим притяжением помыслов, которые склеены страстями и впечатлениями в повествование о "самом себе". Как клубок помыслов может вести борьбу с помыслами?
Окончательное решение проблемы с помыслами и страстями - в познании самого себя, своей Персоны, своей истинной природы во Христе. При этом, возникает знание того, что эта природа, сама по себе - универсальный растворитель. Как в небе растворяются облака, так все помыслы растворяются в небе безмолвия ума. Как тают тучи, так и все страсти растворяются без следа простым пребыванием в истинной природе. Здесь уже не преображение помыслов и страстей, из плохих в хорошие или из нечистых в чистые; здесь происходит их само-освобождение, в тот простор, откуда они и возникают. Конечно, здесь крайне важно трезвенное внимание, чтобы всякий помысел или страсть были преданы нашей истинной природе, перенаправлены в нее. Но ток энергии трезвенного внимания - и есть неотъемлемая часть нашей истинной природы, нашего нового человека во Христе. Процесс такого самоосвобождения протекает постепенно, в динамике, как заново учиться ходить: привычные, накатанные паттерны, наработанные самостью за долгие годы, имеют значительную инерцию.
Имо.