Исихазм

Автор Тема: São Paulo, Brazil  (Прочитано 10651 раз)

Васёк Трубачов

  • Сообщений: 18
    • Просмотр профиля

São Paulo, Brazil
« : 29 Март 2022, 19:58:46 »
Привет, дорогое форумчане, из солнечного Сан Паулу!
Много лет я тайком посещаю ваш чудесный форум.
Накопилось кое-что, чем хотелось бы поделиться.

Васёк Трубачов

  • Сообщений: 18
    • Просмотр профиля

Re: São Paulo, Brazil
« Ответ #1 : 30 Март 2022, 21:34:58 »
Обратил внимание на то, что несмотря на название форума "Исихазм", самой исихии довольно таки мало в темах и ответах.
Много времени и места посвящяется либо самой "умной молитве", либо методам её достижения.
Другими словами, сам ум, с которым, якобы, ведётся борьба, вовлечён в рассуждения и поиск ответов по-полной.
Я нашёл лишь слабые отдельные реплики о полной остановке ума.
Ведь дело в том, что при реальной остановке ума начинается процесс сумасшествия в буквальном смысле, и возникает психологический барьер, за который не каждый решится пройти. После короткого времени страшного и кажущимся опасным безумия, ум включает мышление в паническом режиме. И тут для него все усвоенные им ранее наставления по молитве оказываются хороши в качестве спасательного круга.
После такого негативного опыта ум долго не отваживается его повторить, а в большинстве случаев и вообще никогда не возвращается к такому.
Мне было бы любопытно прочесть здесь ваши мысли о наличии этого барьера в сознании.
Я со своей стороны полагаю, что любые методы бесполезны, если они не преодолевают этот барьер.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: São Paulo, Brazil
« Ответ #2 : 30 Март 2022, 23:24:45 »
Васёк Трубачов, Вы не верно понимаете стремление св. отцов к "остановке ума", и саму "остановку ума" Вы понимаете неверно, видимо, начитавшись всякой ПЕРЕВОДНОЙ литературы о восточных практиках, так же по большей части неверно понимаемых европейской мыслью.
"Остановка ума" по св. отцам всего лишь есть остановка бесконечной пляски хаотичных помыслов в уме, непрерывно выплёскивающихся из глубин ума-духа "вверх-наружу" под восприятие наблюдателя-внимания ума человека, что достигается обычно непрестанной самодвижной молитвой, или на ранних этапах молитвенной практике просто непрестанной молитвой, ну, вообще просто внимательной молитвой.
Собственно и всё.
Ни о какой "полной остановке ума" нет никакой и речи.
Просто ум-дух человека берётся под полный контроль самим собой и человек вместо хаотичной пляски помыслов по сути больного своего ума обретает возможность потихоньку слышать Бога в своём уме-сердце, Которого человек просто не мог ранее слышать за хаотичной пляской своих неуправляемых им помыслов.
Суть то исихазма простая на самом деле.
Умное Делание просто есть метод лечения болезненной расщеплённости наших человеческих умов, потерявших и не находящих задуманных в них Богом изначальной спасительной для них связи с Собой.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Re: São Paulo, Brazil
« Ответ #3 : 31 Март 2022, 08:45:49 »
Бессмысленно вести "борьбу с умом" в лоб - будет только огрубление ума. И достигается не "полная остановка ума" а утишение ума, при этом мусорные мысли не исчезают совсем, становятся менее громкими и захватывающими, уже не мешают. Могут стать и совсем тихими и прозрачными не различимыми умом, если их специально не высматривать. Расширяется само пространство внимания в уме, когда можно спокойно наблюдать за происходящим в уме, без всяких "остановок ума". Это достигается как просто наблюдением за работой ума, так и внимательной молитвой, практикуя как в специально выделенное время, в неподвижности, так и во время обыденной деятельности, не требующей много внимания.

Васёк Трубачов

  • Сообщений: 18
    • Просмотр профиля

Re: São Paulo, Brazil
« Ответ #4 : 31 Март 2022, 08:58:38 »
Ни о какой "полной остановке ума" нет никакой и речи.
Именно об этом я и говорю, что в предлагаемой вами модели нет никакой остановки ума, и следовательно, вы сами, используя такую практику, никогда не подходили к порогу безумия (в прямом смысле), поскольку ваш ум всегда бывает занят то молитвой, то изгнанием помыслов.
Он никогда не молчит.

И ещё: Непонятно откуда у вас есть знание того, что задумал о нас Бог?

Михайло

  • Сообщений: 327
    • Просмотр профиля

Re: São Paulo, Brazil
« Ответ #5 : 31 Март 2022, 09:04:49 »
Остановка ума это приход Благодати, в результате получается созерцание.
Смотришь на природу птиц небо солнце тень и умиляешься как все прекрасно.
Но это не полная остановка Святые пишут о восхищение когда все внешнее пропадает. 

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: São Paulo, Brazil
« Ответ #6 : 31 Март 2022, 09:12:15 »
- Целью духовной практики не является остановка ума. Цель и смысл духовной практики - ежесекундное единение с Богом. Если искать этого Единения, ум потихоньку и естественно остановится сам собой.

- При остановке ума творится созерцание, ощущается нежное едва уловимое ангельское сообщество, разные опять же очень тонкие и нежные потоки Света и т.п.
Если при остановке ума начинается сумасшествие и безумие - это повод задуматься о правильности своей духовной практики.

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Re: São Paulo, Brazil
« Ответ #7 : 31 Март 2022, 09:22:43 »
Васёк Трубачов, если пишите из опыта, то возможно у Вас не "безумие" а просто невмещаемость более Высшего в ум, поэтому и ум подклинивает. Такое "безумие" совсем не должно быть правилом или чем-то особенным - просто ум не выдерживает более высоких состояний.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: São Paulo, Brazil
« Ответ #8 : 31 Март 2022, 11:53:03 »
И ещё: Непонятно откуда у вас есть знание того, что задумал о нас Бог?
А как быть с Богом и совершенно не иметь представления об этом?
Это невозможно по определению.
"Представление об этом" возникает само собой из глубины сердца и никуда уже деться не может.
Естественно, это не плод рационального размышления, это вещь сугубо иррациональная, но весьма убедительная.
Это и есть то, что носит название вера, надежда, любовь.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Sergius

  • Сообщений: 19
    • Просмотр профиля

Re: São Paulo, Brazil
« Ответ #9 : 31 Март 2022, 14:36:29 »
Raisa, полностью поддерживаю: «Целью духовной практики не является остановка ума. Цель и смысл духовной практики - ежесекундное единение с Богом». Зачем останавливать ум? С учетом строения души, ум и так останавливается все время, когда мы не в нем, не на его уровне находимся. Например, так есть хотим, что больше ни о чем думать не можем. Столько эмоций, что мысли сбиваются. Так расчувствовались, что как нас зовут забыли). Итого, полное, ежесекундное единение с Богом возможно, когда:
- Телесные желания полностью под контролем, едим хлеб и воду)
- Достигнуто полное смирение, нет реакции ни на похвалу, ни на критику;
- Ум остановился потому, что решил все задачи, ему уже все в этом мире понятно и известно;
- Сердце решило, что раз снизу его ничего не беспокоит, то мы уже умерли и переключилось в посмертный режим. Кстати, пытаться останавливать сердце, как ум, не рекомендуется)
После этого, когда нас уже почти ничего не связывает с этим миром, можно сутками наслаждаться чувствами умиления, благодати, изумления, приятным обществом ангелов и святых на духовном уровне. А потом можно приступать уже и к конечной цели, общению с Богом, которое происходит на самом верхнем уровне сознания, на уровне Божественного начала. Этот уровень локализуется в верхней части груди, там, где Святые Отцы рекомендовали удерживать внимание для молитвы, используя, как временную помощь, контроль дыхания. Мы видим, что телесные, личностные и другие мирские проблемы, скорее всего, до своего разрешения, не дадут возможности полного ежесекундного единения с Богом в молитве – общении, однако, видение и опытное знание нашей душой конечной цели своего бытия дает мощную мотивацию, а опыт духовной связи с Вышним миром дает еще и ценную информацию и помощь для этого разрешения. Хочется так же предупредить начинающих исихастов, особенно не знакомых с писаниями Святых Отцов, что без условия соблюдения правил святости жизни, эксперименты с высшими уровнями сознания могут закончиться в дурке, простите мой французский)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: São Paulo, Brazil
« Ответ #10 : 31 Март 2022, 16:41:09 »
Полагаю, то, что здесь было сказано о начальном, деятельном этапе исихастской практики, так и есть. Но после деятельной, наступает  созерцательная жизнь, собственно исихия, то священнобезмолвие, о котором в нижеприведенных цитатах  говорят отцы. Эту вершину исихии важно не забывать в рассуждениях о том, что нет никакой "полной остановки ума".

Действительно, для рассудочного ума "в голове" реальная остановка ума - это полное сумастшествие. Такому уму лучше и не связываться с остановкой ума, он страшно боится кончиться в безмыслии. Потому что рассудочный ум, в его падшем (невоссоединенном) состоянии - это лишь часть ума, искусственно оторванная от сущности ума. Тогда как сущность ума, которая пребывает в духовном сердце человека, имеет свой, естественный, и чрезвычайно комфортный режим существования, - подлинное безмолвие, которое открывается делателю лишь в исчерпании и полном умолкании всех помыслов. Безмыслие. Сущности ума нет вообще никакой надобности "думать мыслями", ей присуще иное, инсайтное мышление, мгновенными внемысленными, внесловесными озарениями, которые в мириады раз более  емкие и объемные, чем мысли рассудочного ума. Когда рассудочный ум, сходя в сердце, воссоединяется с сущностью ума, он со временем занимает своё должное место. Место рассудочного, мыслящего мыслями ума - быть "толмачом", переводящим инсайтное мышление сущности ума в последовательность мыслей. Перевод ради словесной коммуникации. При этом, перевод происходит с неизбежной "потерей данных", ведь словесное мышление слишком урезано, ограничено в сравнении с инсайтным.
Имхо.

Вот выборка из статьи, говорящая о динамической "перенастройке" режима деятельности ума, при переходе от деятельной жизни  к созерцательной в Умном Делании, и пунктиром показана постепенность такого перехода.
Вся статья православного епископа Каллиста Уэра также довольно интересна.

Цитата: Каллист Уэр "Безмолвие и Молитва: Ступени Исихии"
Эта сторона исихии раскрывается в другом определении, принадлежащем Иоанну Лествичнику: "Исихия есть отложение помыслов", по сути, перекликающемуся со словами Евагрия: "Молитва есть отрешение ума от всяких помыслов". Следовательно, путь исихии - это всегда путь "самоопустошения". Пока УМ не "совлечет" все зрительные образы и человеческие понятия, он не может предаться чистому созерцанию Божественного. Поэтому исихастом в подлинном смысле слова становится лишь тот, кто перешел деятельной жизни к созерцательной.

Св. Григорий Синаит противопоставляет исихаста "деятелю" (praktikos) и далее пишет об исихастах, которые "... имеют достаточно сил быть в одном Боге и молясь Ему сердечно, удерживаться от помыслов" Таким образом, исихаст не избегает встреч и бесед с людьми, но способен в своей молитвенной жизни уходить от образов, слов и "рассуждений" - "восходить превыше чувств к чистому безмолвию".

Это "чистое безмолвие" именуется "духовной нищетой", однако оно не сводимо к "отсутствию" или "лишению". Действительно, исихаст, насколько это вообще возможно, стремится "совлечь" ум от всех человеческих представлений, но цель этого самоопустошения исключительно творческая - оно наполняет всеохватным чувством Божественного Присутствия.

Суть исихастского делания очень точно передают слова Предтечи о Мессии: "Ему должно расти, а мне умаляться" (Ин 3, 30). Исихаст отказывается от "деятельности" не для того, чтобы предаться праздности, но чтобы войти в действие Божье. Его безмолвие не отталкивающее, не пустое, - пауза между словами или передышка в затянувшейся речи, но полновесное и созидательное. Это напряженное, чуткое внимание, бдительность, трезвение и, прежде всего, вслушивание.

Когда молишься, - советует современный православный автор из Финляндии. - оставайся безмолвен, пусть говорит молитва - точнее, пусть говорит Бог. Человеку... должно пребывать в безмолвии, один Бог да глаголет". Вот она, цель всех устремлений исихаста. Таким образом, исихия означает переход от "моей" молитвы к молитве Божией во мне или, по терминологии святителя Феофана Затворника, от "трудовой" или "делательной" молитвы к молитве "само-действующей" или "самодвижной".

Подлинное внутреннее безмолвие, исихия, в глубочайшем смысле этого понятия, есть непрестанная молитва Святого Духа в нас. "Когда вселится в ком из людей Дух, - пишет св. Исаак Сирин, - тогда не прекратит он молитвы: ибо сам Дух молится всегда (Рим 8, 26). Тогда и в сонном, и в бодрственном состоянии человека молитва не пресекается в душе его, но ест ли, пьет ли, спит ли, делает ли что, даже и в глубоком сне, без труда издаются сердцем его благоухания и испарения молитвы".

В другом месте св. Исаак уподобляет переход к самодвижной молитве входу в открытую ключом "клеть", а саму молитву - безмолвию благоговейно застывших перед хозяином слуг. "Молитвенные движения языка и сердца суть ключи... А что после сего, то уже есть вход в сокровенные клети. Здесь да умолкнут всякие уста, всякий язык; да умолкнет и сердце - этот хранитель помыслов, и ум - этот кормчий чувств, и мысль -эта быстропарящая и бесстыдная птица, и да прекратится всякое их ухищрение - все сие да прекратится потому что пришел Домовладыка".

Каллист Уэр

https://mystichrist.livejournal.com/66180.html
« Последнее редактирование: 31 Март 2022, 16:54:57 от прозелит »

Васёк Трубачов

  • Сообщений: 18
    • Просмотр профиля

Re: São Paulo, Brazil
« Ответ #11 : 31 Март 2022, 16:52:13 »
Васёк Трубачов, если пишите из опыта, то возможно у Вас не "безумие" а просто невмещаемость более Высшего в ум, поэтому и ум подклинивает. Такое "безумие" совсем не должно быть правилом или чем-то особенным - просто ум не выдерживает более высоких состояний.
Скорее всего дело выглядит так:
Ум не только не выдерживает "более высоких состояний", а просто-напросто не выдерживает прекращения своей любой активности.
По-видимому, имеется какой-то источник, из которого ум черпает предметы и позывы к своей постоянной деятельности, прекращающейся только во сне без сновидений.

Васёк Трубачов

  • Сообщений: 18
    • Просмотр профиля

Re: São Paulo, Brazil
« Ответ #12 : 31 Март 2022, 17:01:47 »
Raisa, полностью поддерживаю: «Целью духовной практики не является остановка ума. Цель и смысл духовной практики - ежесекундное единение с Богом». Зачем останавливать ум?
Вам не кажется, что любая активность ума, и желание "ежесекундного единения с Богом", в том числе, отдаляет вас от единения с Ним, превращая вашу жизнь в борьбу за единение?
Скажите, где находится этот самый Бог, с которым необходимо достичь единения?
Разве вам не интересно было бы посмотреть на самого себя с полностью остановленным умом, да не на пять минут, а насовсем?

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: São Paulo, Brazil
« Ответ #13 : 31 Март 2022, 18:24:31 »
Sergius, не очень (мне) просто "въехать" в Вашу систему координат, но кое-что попробую прокомментировать.

что без условия соблюдения правил святости жизни, эксперименты с высшими уровнями сознания могут закончиться в дурке
Раньше бы также сказала, но сейчас мыслю чуть шире. "Святость жизни" - понятие каждый раз усовершающееся, нет её как чего-то конечного. Пути людей самые разные: у одних всё идёт по принципу постепенного отмирания - то есть он м.б. живёт не совсем, мягко говоря, святой жизнью, ленив и поросячлив достаточно, но постепенно, следуя за Духом, ему становится неинтересно/скучно/невкусно/не впечатлюще/не питающе и т.д. и то и это. И он таким образом клочками приходит к "святой жизни".

Другой, муж благородный, делает шаги навстречу, считает нужным чистить свою площадку и хорошим тоном готовиться к встрече Дорогого Гостя, что, конечно же, приносит свои плоды. Но у него есть одна засада - можно так полюбить какой-то работающий способ (например, Иисусову молитву и богослужение), что уже не заметить, как им подменяется и отдаётся предпочтение, чем, собственно, самому уже искомому - Гостю. И когда такой способ прекращает быть действенным, человек изумляется: "Почему?" Он не совсем помнит, что Путь узок, и потому, что узок, нужно каждый раз искать и находить новые способы для Живого Общения. Они могут быть неожиданными и не такими как у Васи и Пети, но как правило за рамки глобальных вселенских принципов не выходят, не входят в противоречие, да.

Ну а то, что некоторые порося, пресытившись ощущениями, хотят сразу очень высоко расширить свой диапазон, минуя предварительные стадии - так да, им будет по носу щелбан. Большой и возможно надолго ))

Итого, полное, ежесекундное единение с Богом возможно, когда:
- Телесные желания полностью под контролем, едим хлеб и воду)
Очень не факт, что это обязательно дарует богообщение. Это лишь один из способов, который индивидуален, может быть рабочим в определённые периоды. Что одного вознесёт на небеса, у другого значительно обеднит краски и радость жизни, вызовет уныние и болезни, в которых ни до чего.
Надо пробовать и понимать подходяще это или нет.
- Достигнуто полное смирение, нет реакции ни на похвалу, ни на критику;
Самому можно, пожалуй, только возыметь желание и стремление к смирению. А на деле сердце смиряется очень-очень долго и трудно, для этого и нужен весь этот строй дикой и ненормальной жизни, чтобы тайное, сокрытое от сознания, действительно выработало и возымело непадательное состояние смирения.
- Ум остановился потому, что решил все задачи, ему уже все в этом мире понятно и известно
Тут интересно - и да, и то, опять же на что необходимо время. И с другой стороны, мне видится, познать-понять этот мир - это неукорная функция ума, попутная как бы, которая не мешает созерцанию. "Созерцатель-хранитель" в режиме непрестанного "вкл", и рядом пониже функция "исследователь" тоже в режиме "вкл" до нужной поры-времени, при нормальном проявлении этой функции пересечения и мешания "созерцателю-хранителю" не происходит.
Сердце решило, что раз снизу его ничего не беспокоит, то мы уже умерли и переключилось в посмертный режим. Кстати, пытаться останавливать сердце, как ум, не рекомендуется)
Интересное восприятие, я значит, оказывается, уже давно проживаю в посмертном режиме )) Почему можно жить тут, только если что-то беспокоит, а жить блаженно и счастливо нельзя? И каков смысл в затее остановки прохода, артерии, русла и т.д. - дышать в таком случае чем?
После этого, когда нас уже почти ничего не связывает с этим миром, можно сутками наслаждаться чувствами умиления, благодати, изумления, приятным обществом ангелов и святых на духовном уровне. А потом можно приступать уже и к конечной цели, общению с Богом
Здесь я Вас не поняла. Чем общение с ангелами отличается от богообщения? Вы же ведь в курсе, что с Ним напрямую Туда - можно, но обратно Он отвечает через разных Своих посредников, меньших Светов, потому что так для нас удобоваримо, а напрямую, пишут, невозможно ни увидеть, ни выдержать Мощь.

Васёк Трубачов

  • Сообщений: 18
    • Просмотр профиля

Re: São Paulo, Brazil
« Ответ #14 : 01 Апрель 2022, 03:54:37 »
Как я понял из ответов нескольких участников этого форума, те, кто здесь проявился после заданного мной вопроса о "барьере" в сознании, пользуются в своей практике (не буду называть её духовной пока) определённым набором руководств некоторых авторитетов, возможно перешагнувших когда-то через порог безумия замолчавшего ума, и оставивших своё письменное наследие.
И вам вполне достаточно для повседневной жизни внутри этих, не ваших, представлений, более-менее точно им следовать, не имея никакого желания выйти за пределы усвоенного материала.
Кто-нибудь может мне сказать, откуда у вас имеется уверенность (убеждённость) в единственно верной модели, как было здесь обозначено, единения с Богом?
Как на ваш взгляд - могут ли существовать другие системы обретения этого единения помимо Умного Делания?

Поверьте, я нисколько не хочу подрывать авторитет любимых вами учителей молитвы. Просто хотелось бы знать насколко вы тверды в своих убеждениях.