Evgeny,
Тем не менее я не встречал хорошего и беспристрастного обзора учения свт.Григория в православной литературе, видимо потому что эту тему стараются избегать.
Митрополит Макарий (Оксиюк) "Эсхатология св. Григория Нисского" (Киев,1914). В сети есть рецензия Епифановича на этот труд.
Наверное, действительно, эту тему стараются избегать. Складывается впечатление, что и Максим Исповедник ее избегал. По крайней мере, не опровергал совсем Григория Нисского, но и не был сторонником его учения.
Хотелось бы обратить ваше внимание на труд епископа Василия (Родзянко) «Теория распада вселенной и вера Oтцов».
http://www.pagez.ru/olb/257.php В свете это работы я по-другому взглянула на так возмущавшую меня ранее теорию апокатастасиса ибо апокастасис оказался логически выводимым из антропологии Св.Григория Нисского и, в частности, понятия природы человека. Попробую коротко пересказать суть, как поняла.
Дело в том, что все мы, хотя бы даже из послания Св.апостола Павла, наслышаны об Адаме и Новом Адаме - Христе. Так вот Адам, содержал в себе всех людей (будущих). Именно в нём отразилась вся полнота природы человека. Потому мы ВСЕ и согрешили в Адаме, у нас была единая воля, потому не у детей оскомина от кислого винограда, а это МЫ если виноград, посему и несём справедливо все первородный грех. Именно первородный грех и привёл к рассечению единого человека на много-много испостасей. Можно сказать, что Адам был Церковью до грехопадения. Ну а о церкви до грехопадения, как известно, говорили мужи первых веков христианства. Например, Ерм в "Пастыре": «Во время сна, братия, очень красивый юноша явился мне, говоря: «кто, ты думаешь, та старица, от которой получил ты книгу?» Я сказал: Сивилла. «Ошибаешься, говорит он, она не Сивилла». «Кто же она, господин?» И он сказал мне: «она есть Церковь Божия». Я спросил его, почему же она стара? «Так как, сказал он, сотворена она прежде всего, то и стара; и для нее сотворен мир»