Тема свободы/несвободы личности остро актуальна в современном богословии и не только. Она также активно обсуждается в рамках других наук о человеке. Большой вклад в диалог между богословами и психологами/философами внес Пауль Тиллих. Вот мой конспект из его главного труда "Систематическая теология": "Третья онтологическая полярность – это полярность свободы и судьбы. Невозможно понять откровение, не имея понятие о свободе. Человек является человеком потому, что он обладает свободой, но ей он обладает лишь в её полярной взаимозависимости с судьбой. Когда свобода и необходимость противопоставляются друг другу, то необходимость понимается в терминах механистической обусловленности, а свобода – в терминах не обусловленной случайности. Вещь, в качестве полностью детерминированного объекта, лишена свободы. Отрицание необходимости никогда не образует опыт свободы. Свобода – это свобода не функции («воли»), но человека, целостного «я». То, что не центрировано; то, что изолировано от общего процесса «я» в силу естественного или искусственного разделения (например в случае болезни или в лабораторных ситуациях), то обусловлено или механизмом стимула и реакции, или динамизмом отношения между бессознательным и сознательным. И тем не менее невозможно вывести детерминированность целого из детерминированности изолированных частей. Онтологическое целое предшествует частям и наделяет их характером частей особого целого.
Свобода воспринимается на опыте как размышление (взвешивание аргументов и мотивов, решение и ответственность. Самоцентрированная личность взвешивает мотивы и реагирует на борьбу между ними как целое посредством своего личностного центра. Эта реакция и называется «решением», которое «отсекает» возможности. У личностного центра есть возможности, но он не тождественен ни одной из них. Слово «ответственность» указывает на то, что наделенная свободой личность обязана отвечать, если её спросят о принятых ею решениях. Каждый из нас отвечает за то, что совершилось посредством центра его «я» - этого средоточия и «органа» его свободы. Наша судьба – это то, откуда возникают наши решения; это неограниченно широкая основа нашей самости, это я сам как нечто данное, сформированное природой, историей и мной самим. Судьба – основа свободы. Свобода соучаствует в формировании судьбы. У вещей нет судьбы, потому, что у них нет свободы. У Бога нет судьбы потому, что он сам есть свобода. Судьба указывает не столько на оппозицию свободе, сколько на её условия и границы.
В терминах аналогии мы можем говорить о полярности спонтанности и закона, они взаимозависимы. Закон делает спонтанность возможной, а сам закон является законом лишь потому, что он детерминирует спонтанные реакции. Закон природы не отменяет спонтанных реакций самоцентрированных образов (гештальтов), но детерминирует те границы, которые они не могут перейти."
Давайте попробуем установить диалог на эту тему и мы, по-возможности помогая друг другу определяться в понятиях.