Св. отцы единодушно рекоммендуют всем христианам молиться часто во всякое время и на всяком месте. В то же время они никогда не настаивали на том что исихазм, сердечная и созерцательная молитва доступны для всех. Св. Феофан в этом смысле представляет исключение – он рекоммендовал всем своим корреспондентам занятие сердечной молитвой. Но другие отцы были более сдержаны и понимали что это «не для всех, а кто вместит», и хотя никогда не говорили что исихазм – только для монахов, но не утверждали также что он необходим и доступен для всех. По видимиу, как и для священства и монашества, как и для разных творческих областей мирской деятельности, на это требуется способности, призвание от Бога и воля Божия. Не все могут быть священниками, монахами, художниками или музыкантами, и также не все – исихастами. Здесь нет никакой «элитарности» или высокомерия, а лишь смиренное следование воле Божией. Особенно противопоказан исихазм людям предрасположенным к психическим расстройствам. Если нет призвания и воли Божией, важно трезво оценить свои возможности, вовремя распознать свои пределы и не пытаться прыгнуть выше планки установленной Богом каждому из нас. Чаще всего люди не расположенные к духовному не чувствуют и влечения к такой деятельности, но бывает что, как некоторые желают стать актёрами не имея призвания, так некоторые пытаются стать созерцателями без воли Божией на то и не имея к этому необходимых данных. К сожалению в молитвенной жизни трудно определить объективные критерии успешности, и бывет нелегко распознать есть ли в наличии такие данные и не противопоказано ли человеку заниматься умно-сердечной молитвой. Видимо, в этом и состоит одна из ролей духовного руководства – распознать способности ученика и волю Божию и предостеречь от бесполезных, а иногда и опасных духовных упражнений.
«Многими обителями Спаситель назвал различные ступени и состояния нравственной зрелости там в раю. Хотя Царство одно, но имеет в себе много различий. В нём есть лица небесные и земные в смысле добродетелей и разные видения и степени обожения. Иная слава солнца, иная луны и иная звёзд. И звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15.41), несмотря на то, что все они сияют на одном видимом Божественном небе» (прп. Григорий Синаит)