Действительно, эти книги помогали дойти до Православия. Правда, многое памятьуслужливо повычеркивала - потому что это были костыли для первых шагов. Сейчас, оглядываясь, удивляет только одно : эти то авторы до конца придерживались именно этих костылей, так и дохромали до конца жизни, это не служило для них этапом в познании.
Во время учебы на кафедре медиевистики у нас был хороший семинар по западной раннесредневековой философии, и там показано характерное отличие от более поздней философии : они строили свои системы и выкладки на основе и в рамках учения Церкви, Работа велась на создание более продуманного учения Церкви, на углубление понятий, толкований Священного Писания. И стоило чуть отклониться ( или казалось, что кто-то чуть отклоняется ) в сторону - человек осуждался чуть ли не как еретик ( так было, если помните, с Оригеном или поэтом Абеляром) Но этот аскетизм и консерватизм на Западе не спас общество от эпохи Возрождения, а потом и Реформации - "передавили" - вот и взорвалось. А там уже ударились в другую крайность: кто во что горазд мог рассуждать о тайном и явном, о мистике и Небестой иерархии.
А на Православной стороне мира? Если Запад развивал философию, которая так или иначе все равно направлена на ось "человек - человек", сначала в рамках Церкви, потом вне Ее, то здесь вся литература - это жития, о молитве и т.п. - т.е. иррациональная ось "человек - Бог" И даже 18 век отгородил декоративно существующий Петербург от всей России, которая продолжала жить в этой оси. И только в безбожное время к нам хлынул поток тех, кто не стремился к аскетическому самоограничению, тех, которые в своей гордыне считали возможным создать новые учения и философии, позволяли себе по-новому учить о Боге и создавать свои церкви.
И наше общество не защищено от "растекания по древу познания" - и приходится уже самому определять, за что браться , а что отложить.
Потому что все мы вышли из безбожной совдепии, и нужно было время нащупать свой путь, но если уж в море вспомогательного и второстепенного нашли дорожку верную - поблагодарим провожатых - и расстанемся с ними. :adieu