Igor
спасибо за стремление понять и помочь разобраться.
Упорство в этом вопросе объясняется легко: мое воцерковление, моя вера и первые начатки молитвы были всегда непосредственно связаны с иконой и иконописью. На кафедре средних веков в СПГУ были хорошие специалисты - источниковеды, по крайней мере с первоисточниками ранней христианской истории удалось познакомиться хорошо. Но потом наука "разваливается" на схоластику, текстологию и искусствоведение.
Последующие годы мои занятия иконописью были скорее практические, чем теоретические, но место иконы в жизни Церкви и молитве христиан все время определяю и стараюсь формулировать Интуитивно чувствую - поэтому задаю вопросы... Есть постановления Соборов, есть догматические споры, есть и богословие. Но также понимаю, что только анализом текстов не всего можно добиться, поэтому мне очень важны свидетельства из личного общения с людьми , пусть и ненаучного склада ума, но с молитвенным опытом... Форум - место разговорное и не большой шанс, что кто-то решится вовеуслышание говорить о глубоко личном - но есть небольшой шанс, и я уже получаю много полезного из общения на форуме. Один что-то объясняет сухо и опираясь на текстовой исчник , а другой просто и интуитивно - а у меня складывается мозаика. Грубо говоря, когда Вы приводили в пример афонских монахов и их внешнее проявление почитания икон - для меня было бы неоценимо свидетельство того, что свое молитвенное делание они совершают , не вынося из кельи икону... Мои наставники тоже монахи, я знаю чем примерно руководствуются они. И понимаю еще одну вещь: люди до того разные, по-разному складывается не только жизнь внешняя, но и внутрунняя, и отношение с иконой у разных людей разное. Я только ОЧЕНЬ хочу устранить невежество в этом вопросе.
___________________
"Она – окно в мир Первообраза, но отходит она на второй план, наверное, тогда, когда сама душа открывается и сама душа становится окном."
_________________
Вы правы в этом, но ведь мы с Вами понимаем, что теоретически это так, но кто из нас может похвастаться тем, что его душа - уже окно? Мы все на пути к этому, значит нуждаемся в помощи и костылях - значит нужна нам икона?
__________________
" богословов-теоретиков"
_________________
смею сказать, что любые теоретики богословия сотни раз выверялись и проверялись не одним поколением богословов-практиков,да и сами они не только теоретизировали - иначе бы мы не держались за постановление Вселенских Соборов и не опирались на них. Если возникали сомнения в истинности того, или даже оттенке неистинности - шли диспуты и порой это продолжалось годы, пока общими усилиями не делалась выжимка - и тогда провозглашался догмат. В противном случае ереси громоздились бы в Церкви неисправленные и неопределенные. Это же и иконоборчества и 7Вс. Собора касается.
Последний Ваш пример ценен тоже. Обновление иконы произошло, чудо было увидено и узнано, причем после молитвы, службы. Одно не противоставляется другому - в результате молитвы Господь являет благодать. Когда-то мы были свидетелями такого-же чуда обновления иконы, которое происходило в течении Евхаристического канона. Это говорит о том, что в Церкви ничего нет случайного, украшательного, все выстрадано и выработано богословами-нетеоретиками. Утомляет только неразумное использование многими этого богатого наследия и опыта многими хрисианами.
Опять простите за многословие, я всегда стараюсь себя ограничить в тексте, чтобы не плодить празднословие, но иногда ясности мысли не хватает.