Исихазм

Автор Тема: Богомыслие и молитва  (Прочитано 85752 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #60 : 12 Ноябрь 2005, 11:39:23 »
Kosach, , прошу прощения за бесцеремонность указания. Вы уже заметили, что мне близки приемы "дзен-христианства"? :)

Igor,  
Цитировать
Рассказал мне один монах-афонец в Пантелеимоне историю о чудесном обновлении иконы Спасителя в Покровском храме в ту самую ночь

Из своей молитвенной практики "перед образами" я вынес такой опыт: необычные случаи с иконами (и не только) - мироточение, благоухание, световые явления, определенные психические переживания и ощущения перед ними - часто связаны с переломными моментами в самой физической жизни и безусловно связаны с внутренним становлением.

Kosach

  • Гость
Богомыслие и молитва
« Ответ #61 : 12 Ноябрь 2005, 12:04:19 »
Вот это уже по-нашему, по-исихастски! :lol

Kosach

  • Гость
Богомыслие и молитва
« Ответ #62 : 12 Ноябрь 2005, 20:33:00 »
Наталia
иконоборческом споре просто так «дыма без огня не было».
------------------------------

Этак у нас все Вселенские соборы и догматические споры возникали как дым от огня... Конечно , спор не на пустом месте - а затрагивая основы  Богоустроения, Боговоплощения, образности и имясловия...  Если бы не было такого "дыма", мы бы давно задохнулись в ересях.

---------------------
По-малу моя точка зрения, которая неотделима от мнения Церкви, здесь звучит. Статью надо готовить, но я  не научный работник, чтобы сделать это быстро и аргументированно. Кое-какие размышления  у меня есть, но не оформенные в читабельный текст. Подумаю над этим...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #63 : 12 Ноябрь 2005, 21:14:24 »
Цитата: Kosach
Статью надо готовить, но я  не научный работник, чтобы сделать это быстро и аргументированно. Кое-какие размышления  у меня есть, но не оформенные в читабельный текст. Подумаю над этим...


Здорово! Когда напишете, дайте нам почитать.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #64 : 13 Ноябрь 2005, 10:38:22 »
Наталia привела рассказ митрополита Вениамина (Федченкова). И хочется здесь обратить внимание на следующие строки:

Цитировать
“И вдруг из переднего угла, из своей иконы, выходит Иван Предтеча явно и говорит мне: “Если тебе хорошо живется, так ты должна чем нибудь за это отплатить. Возьми вот, да зарежь себя в жертву!”


То есть бес в виде Иоанна Предтечи вышел из его иконы! Не надо этому удивляться. И такое бывает. Alexander упомянул тут о «световых явлениях» от иконы. Но знаю случаи, когда свет  оказывается бесовским. И если молящийся перед иконой варежку разявит, наблюдая (тщеславно) за этим явлением, то этот тусклый искривленный «нарошный» свет может как бы сорваться с места и изломанным лучом проникнуть в такого неопытного молитвенника. Результат неприятный – холодное оцепенение, смятение и страх. Может после такого явления преследовать долго отвратный запах и всякие другие неприятности, которые малодушного надолго отвращают от умного делания.
Икона – это окно в мир Первообраза, но вокруг этого окна может и всякая нечисть собираться.

Александр55

  • Гость
Re: Богомыслие и молитва
« Ответ #65 : 13 Ноябрь 2005, 11:40:28 »
Цитата: Kosach
Митрополит Антоний Сурожский
"Практически богомыслие и молитву часто смешивают, но в этом нет опасности, если богомыслие перерастает в молитву. Опасность возникает только тогда, когда молитва перерождается в размышление. Богомыслие и означает прежде всего размышление, – размышление, предметом которого является Бог. Если, размышляя, мы постепенно все глубже проникаемся духом молитвенного богопоклонения, если присутствие Божие становится достоверным и мы видим, что действительно пребываем с Богом, и если от размышления мы постепенно переходим к молитва, все правильно; но никогда нельзя допускать обратного процесса, и в этом смысле между богомыслием и молитвой существует четкое различие.
Богомыслие – деятельность мысли, тогда как молитва – это отвержение всякой мысли. По учению восточных Отцов, даже к благочестивым мыслям и самым глубоким и возвышенным богословским рассуждениям, если они возникают во время молитвы, следует относиться как к искушению и отгонять их; ибо, говорят Отцы, безрассудно думать о Боге и забывать, что находишься в Его присутствии. Все духовные наставники Православия предостерегают нас от подмены этой встречи с Богом размышлениями о Нем. Молитва по существу своему – стояние перед Богом лицом к лицу"


Правильное, выверенное богомыслие и богословие и молитву соделывают совершенной, а иначе бы Господь принёс с небес образец совершенной молитвы только, которую и принёс от Отца и о богомыслии и богословии не упомянул бы и словом Своим. Однако пример молитвы даётся в Евангелиях однажды, а во всём остальном слове Господнем пример богомыслия и богословия. Ибо не молитва прежде, так как и аборигены молятся, но прежде богомыслие и богословие. Правильное же богомыслие и богословие и молитва сердечная в этом богословии путь есть к совершенной молитве и сочетанию, обручению духа человеческого с Духом Господа Бога. Вот почему не молитва прежде, а принятие дара веры через откликнувшееся слово Божие в человеке. Иначе молитва будет несовершенной и уводить от Господа Бога в язычество и суеверие, то есть хотя наличие молитвы и будет звучать в человеке, но ко Господу не пойдёт и ответа не последует.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #66 : 13 Ноябрь 2005, 14:03:07 »
Igor,  
Цитировать
Но знаю случаи, когда свет оказывается бесовским. И если молящийся перед иконой варежку разявит, наблюдая (тщеславно) за этим явлением, то этот тусклый искривленный «нарошный» свет может как бы сорваться с места и изломанным лучом проникнуть в такого неопытного молитвенника.

Все так. И вот уже икона начинает разговаривать с человеком, дает советы, направляет, потом "ангелы" приходят,  и последними - санитары... или пожарники. Расскажу анекдотичный случай из драматической жизни. Была у нас в общине женщина - жила на стройке церкви вместе с собакой. А послушалась она у "старицы", которую силы невидимые вели и все ей рассказывали и предсказывали. Между прочим, предсказания сбывались.

Пес ее был умным и избалованным. Как-то раз - дело было после литургии - пес вырвался с церковного участка и бросился за проходящей машиной - та его сбила. Выбежал священник, наклонился над собакой, всматриваясь в ее глаза... Пес вскоре выздоровел, а через его хозяйку до нас дошла "мистическая" интерпретации истории, поданная "старицей": когда священник и собака смотрели глаза в глаза, то душа собаки перешла в священника, а душа священника...

Пес и вправду был весьма умным - он и сейчас жив. Хозяйка только - мы ее очень любим - вскоре ушла от нас (ес-но, по благословению "старицы"), а затем по неразумию своему потеряла жилплощадь (продала квартиру ради жизни в деревенской общине, а приобретенный в деревне дом случайно спалила).

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #67 : 13 Ноябрь 2005, 17:20:33 »
У меня вот пациентке Николай Угодник из иконы советовал, сколько граммов водки надо выпивать...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Kosach

  • Гость
Богомыслие и молитва
« Ответ #68 : 14 Ноябрь 2005, 08:53:04 »
Бесовские силы могут любые обличия принимать, для неокрепшего ума духовного. Поэтому любое умное делание, молитва, богомыслие должны проходить постепенно, желательно под руководством умудренных людей, на  крайний случай всегда есть простое руководство: смирение. Молитва со смирением и осознанием себя недостоиным явлений и чудес, а коли таковые случились по воле Бжией - искать способа проверять, что это было - нельзя наедине оставаться с этим, всегда есть опасность, что ты возгордился и враг нашел лазейку прельстить тебя.  Икона, коль скоро она является частью молитвенного делания, может также быть способом прельстить  молящегося. А уж если заниматься иконосозерцанием - то есть находиться в состоянии молитвы бессловесной - всегда  рядом грань своей немощи - мысль утекла от богомыслия - вот тебе и щель для нечистого. Не икона сама по себе  "проводник" разных сил - а человек точка соприкосновения полянопротивоположных сил. А способов у лукавого - множество... Я только знаю, что облик Божией Матери бесы принять не могут - а остальном они лукавы до конца!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #69 : 14 Ноябрь 2005, 12:10:05 »
Kosach,  
Цитировать
Я только знаю, что облик Божией Матери бесы принять не могут

Есть такое мнение - безосновательное по простой причине. Облик кого-либо может создавать сам человек, и коль он (подсознательно) пожелает, то увидит, что угодно.

Kosach

  • Гость
Богомыслие и молитва
« Ответ #70 : 14 Ноябрь 2005, 15:31:10 »
Представлять - это  выдавать желаемое за действительное, самого себя обманывая, а речь идет о том, что кто-то примет этот облик... Впрочем, это  устное предание Церкви я упоминаю о нем просто к слову о хитростях лукавого...

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #71 : 14 Ноябрь 2005, 19:49:16 »
Цитата: Наталia
Еще согласна с Igor, что иконоборческом споре просто так «дыма без огня не было».

Вот, например, как Прот. Георгия Флоровского в книге «Восточные Отцы. Добавление» рассматривает данный вопрос:
«Как ни странно, ключ к пониманию этого спора для нас, кажется, утерян. Происхождение, значение и природа иконоборческого конфликта остаются неясными и загадочными. Современные историки не сходятся между собой в самых основных понятиях... Не будет преувеличением сказать, что позиция иконопочитателей известна и понятна нам гораздо лучше позиции иконоборцев. Богословские убеждения и стремления защитников святых икон достаточно ясны. Их суммировали и разъяснили выдающиеся авторы нашего времени... Богословская позиция иконоборцев, напротив, остается неясной. Конечно, это связано прежде всего с недостатком информации. Наши документы неполны и отрывочны; труды иконоборцев в основном уничтожены, и нам приходится восстанавливать их по свидетельствам противников... Принято считать, что защита святых икон преподобным Феодором Студитом, а ранее — преподобным Иоанном Дамаскиным, основана на принципах неоплатонизма. Сама концепция “первообраза” и “образа” (как отражения на более низком уровне) — чисто платоническая.... Согласимся, что они были платониками или, по крайней мере, ориентированы на платонизм. »
...
И все-таки, Kosach, лучше бы вы на самом деле рассказали нам свою точку зрения в духе статьи Павленко по советам Evgeny, Alexander, Victor.


Сейчас прочел эту цитату из Флоровского, она выглядит несколько анекдотично. Все-таки патрология за это время продвинулась значительно вперед. Конечно, иконопочитание не имеет никакого отношения к неоплатонизму (а если имеет, то значительно на более высоком уровне понимания этой проблему, чем у Флоровского), а откуда ведет свое происхождение иконоборчество, хотя здесь и не все ясно, но все-таки эта проблема стала значительно яснее, и воззрения иконоборцев реконструированы в последнее время более надежно.

Так как я автор той самой "статьи Павленко", то отвечу на вопросы по имяславию и конопочитанию, на какие смогу, если это кому-нибудь интересно. Разумеется, отвечу только на каком-то своем уровне понимания, так как проблематика этих вопросов очень сложная и утверждать, что я здесь все (или даже что-либо) понимаю абсолютно точно и окончательно, было бы слишком самоуверенно с моей стороны.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #72 : 14 Ноябрь 2005, 20:07:56 »
Евгений:

Цитировать
Конечно, иконопочитание не имеет никакого отношения к неоплатонизму


Вот-вот, Флоровский меня местами очень удивляет. И это его утверждение неясно на чем основано:

Цитировать
Принято считать, что защита святых икон преподобным Феодором Студитом, а ранее — преподобным Иоанном Дамаскиным, основана на принципах неоплатонизма. Сама концепция “первообраза” и “образа” (как отражения на более низком уровне) — чисто платоническая....


Тоже обратил на это внимание. Вообще, к тому времени ученый народ "образовывался" на Аристотеле, а не на Платоне.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #73 : 14 Ноябрь 2005, 20:16:04 »
Да, концепция эта (у иконопочитателей), во-первых, не платоническая, и это уже доказано в литературе (хотя внешнее сходство имеется). А во-вторых, она и не составляет суть иконопочитания, так как главное в нем не восхождение к Первообразу, а Его присутствие в образе.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #74 : 14 Ноябрь 2005, 21:48:37 »
Согласен, всё, что угодно и в любых пропорциях...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...