Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Решился все-таки рассказать о некоем своем мистическом опыте. Начну издалека.
Жил я тогда в г. Коломне Московской обл. Летом 1995 г., после отпуска впал в сильнейшую депрессию, врагу не пожелаешь. Навязчивые страхи, тоска, мир стал черно-белым (на самом деле, перестал различать цвета), стал сторониться людей, в т.ч. и семьи, а без людей тоже не мог находиться. Казалось бы, после Афганистана прошло 8 лет, легче уже было. Но, видимо, столько всего накопилось и без этого…И стал я метаться, как мешочник по перрону перед отходом поезда. Добрые люди подсказали бежать скорее в монастырь, мол, там помогут. И сказали точно куда и именно к настоятелю. Вы не поверите: к нему я попал только с пятого!!! раза. То он в отъезде, то приехала делегация из-за границы, то уехал в командировку….А я-то в тоске, я-то все мечусь со своим мешком…И вот в октябре дождливым днем мы встретились во дворе монастыря, обнял он меня за плечо, как самого близкого друга, и ходили мы с ним так под дождем, и поведал я ему всю свою жизнь непутевую, размазывая по лицу капли дождя и слезы. Договорились о следующей встрече. Я тогда еще ничего не знал о таинстве исповеди и надеялся, что мой покаянный рассказ облегчит мою душу, но увы, так и ходил несколько дней со своим мешком неподъемным. А потом как встал на коленочки в храме, да как полились рекой слезы на исповеди…С этого дня забыл, что такое страх смертный, ушла вся тоска, перестал ругаться матом, а мешок стал гораздо легче. И так еще два раза. Вот после этого мешок мой Христос весь и выкупил. Конечно, я его сразу начал снова наполнять, но уже под Его присмотром, а это уже, сами понимаете, другое дело. Так я воцерковился.
Теперь мне хотелось бы привести реплику одного из участников форума (Lilya) как ответ на вопрос, почему трудно понять работы Экхарта. (Думаю, как и св. Силуана, и де ла Круса, и Сведенборга и т.д.): «Мейстер Экхарт был мистиком (в хорошем смысле этого слова). Это значит - имел непосредственное чувственное переживание нуминоза (юнгианский термин - "слово «нуминозный», как и «нуминозность», происходит от латинского numinosum, относимого к динамическому фактору или силе, или эффекту, независимым от сознательной воли"). Одно из последствий такого рода переживания - страстное желание рассказать миру об этом переживании. А это невообразимо трудно - особенно простыми словами. Чуть точнее может передать только символ - в поэзии, живописи. Экхарт сумел невозможное - простыми словами рассказывал о невыразимом. Понять его (не в полной мере, конечно) может тот и только тот, кто сам лично имел нуминозное переживание. Для остальных (включая образованных интеллектуалов) его тексты почти белиберда.» И это на самом деле так. Об этом же говорит де ла Крус, о.Софроний и т.д. (Как рассказать о снеге жителю тропиков? и пр. и пр.) Но рассказать всем о пережитом очень хочется, пусть и через 10 лет. Описать в точности очень все это сложно, невозможно даже, слов таких нет, не подобрать. Поэтому все нижеизложенное очень условно.
И вот на следующий год в ночь после праздника Крещения Господня, который встретил в храме вместе с семьей, где-то около полуночи во время сна я (но не во сне) вдруг увидел (не знаю чем и как, но видел) черный мрак, такой черный, какой и представить себе невозможно. Мрак в полном смысле, но мрак какой-то нестрашный, какой-то интересный, густой и какой-то живой, что ли. В этом мраке появились (как будто они всегда там были) светящиеся белым серебристым цветом (примерно как снег под солнцем, но все-таки по-другому) слова: «Иисус Христос я тебя люблю» (про знак препинания точно не помню, но по-моему его не было) как бы славянской вязью. Эти слова светили и сияли. Меня (мою «самость», душу, дух, в общем – то, что составляет мою сущность, я думаю) охватило неописуемое блаженство, ни с чем не сравнимое и никогда ранее не испытанное, такое блаженство, что как бы растворяешься в нем. Воля моя была парализована, меня начало втягивать «туда» и мне так хотелось, больше всего на свете хотелось «туда» уйти. Это было непреодолимое желание и «неизглаголанная радость». Нет таких слов, еще раз повторю, на всей Земле, чтобы это передать. Думаю, это и было действие любви Господней в мою способность сохраниться и не исчезнуть в ней (мой домысел). Внезапно все как бы захлопнулось бесшумно, исчезло, и я обнаружил себя лежащим на кровати с открытыми глазами, глядящими в потолок. Времени «там» не было как такового (мое ощущение), но все это произошло очень быстро, м.б. в течение 20 сек ? И все время была тишина. Удивленный (мягко говоря), помолился и, как ни в чем не бывало, уснул. На исповеди обо всем рассказал духовнику и он мне рекомендовал особо не распространяться об этом. Вот и не распространялся. Но стал серьезно изучать христианский мистицизм. Оказалось, неисчерпаемы эти богатства. Мне вот, совершенно недостойному этого, Господь открыл себя в мою меру восприятия, по своей неисследимой милости. Не за заслуги, не за святость (которых у меня, естественно нет), а по своему промыслу и из милости. Наверное, так было нужно. Уверен, если послание от Христа нашего любимого – никогда не ошибешься, что именно от него. Он это покажет ясно. Все остальное – от лукавого. Кстати, более со мной ничего подобного не было. Был один раз в том же году вещий сон-предупреждение, ну так это с кем не бывает. Сон он и есть сон. Недавно с вопросом «зачем мне это было?» зашел на сайт Псково-печорского монастыря и меня оттуда отправили к книге «Старец Силуан», которую давным–давно прочитал. Надо будет перечитать.
Прошу простить за косность языка, но ведь и тема весьма непростая.
Как говорит один из форумчан: «Будем жить!» Хочу добавить – со Христом!
:candle