Умное делание

Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: Антиквар от 11 Октябрь 2010, 14:51:53

Название: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Антиквар от 11 Октябрь 2010, 14:51:53
Мне довелось на этой неделе два дня провести среди молчащих скал Каппадокии с ее покинутыми христианскими церквями и монастырями и еще несколько часов - в шумном Стамбуле, где сквозь буйно цветущую исламскую культуру и туристический фастфуд о погибшей Византии напоминают остатки золотистой мозаики, линии древних стен и очертания базилик.
В Каппадокии с ее грандиозными подземными городами, монашескими кельями в скалах невольно задаешься вопросом: как же могло монашество уйти отсюда? Почему оно ушло отсюда? Это ведь идеальное место для уединения, безмолвия...
Заходишь в церковь, где некода молился Василий Великий, тяжело карабкаешься в келью Симеона Столпника - но камни молчат. Остатки древних фресок рождают чувство благоговения и грусти об утраченном, но что, собственно, было утрачено?
Там пытаешься внутренне замереть, понять, услышать дыхание древних святых. И постепенно понимаешь оставленный ими урок: не привязывайтесь к месту. Не творите себе кумиров из святых мест Не ищите "зарядку из благодати" от прикосновения в гробницам или камням покинутых святынь. Важна ваша молитва, важны таинства - если таинства не являются для вас все той же "зарядкой". Христианство - вне земного пространства, с улыбкой говорят нам святые, которых мы ищем в давно оставленных кельях или гробницах.
Христианство вне времени, вторят святым призраки погибшей Византии, витающие над Босфором и Золотым Рогом, над многолюдными и живыми улицами Стамбула. Не творите себе кумиров из эпох и их форм, не твердите о православных империях, не пленяйтесь пышностью и красотой обрядов православия. Все это - преходяще. От этого остаются (или даже не остаются) - обрывки мозаик на стенах, очертания христианской базилики в мечети Айя-Софья, превращенной в суетливый музей.
По руинам византийских святынь, превратившихся в лабиринты времени и пространства, бродят ежедневно сотни тысяч людей. Одни фанатично ищут удачный ракурс для фото, другие -  мысленно скорбят "об утраченных православных святынях и павших твердынях", третьи - пытаются ощутить "благодать места"...
Но выход из этого лабиринта только один: это - небо, которое скрывается в сердце каждого из нас.
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Alexeiy от 11 Октябрь 2010, 14:55:26
Аминь! Именно Я образ Его неизреченной славы, даже если язвы ношу прегрешений!
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: прозелит от 11 Октябрь 2010, 21:20:29
К сожалению, не был в Каппадокии, но в Стамбуле жил пару раз,некоторое время, в азиатском квартале у Большого Базара.

Впечатление совершенно иное, чем у Вас, что и неудивительно: несколько часов и "пожить"-разные вещи.
Константинополь никуда не пропал, мистический камень Царьграда вправлен в оправу Истанбула так ловко и так органично, что отделить можно лишь с великим трудом. Его и искать не надо, надо просто жить там какое-то время, чтобы твои энергии начали об"единяться с энергиями этого города. Ведь мало в мире мест, которые готовы сразу же открыть себя прохожему путнику...

В пределах стены Константинополь воспринимается и переживается как абсолютно живой и вечный, в симфонии с Истанбулом Оттоманов и Ататюрка.
Это вовсе не "обрывки мозаик на стенах", но живой симбиоз.
Имхо-имхо, но если Вы хоть неделю пожили бы там, в сердцевине Константинополя, вохможно, изменили бы свое мнение...
Сейчас выпущена превосходная книга "христианские святыни стамбула", изд-во Индрик. Но уверяю вас, просто побродить несколько дней в древней части города с хорошим путеводителем(а потом-без путеводителя), и дух воспримет Византию слитую со Стамбулом.

Царьград слишком могуч, чтобы его вот так взяли и закатали в саркофаг исламского города.
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Антиквар от 11 Октябрь 2010, 23:29:43
Прозелит, ведь есть то, что неизмеримо выше "мистического камня Царьграда", всевозможных "энергий" этого или другого города, выше Константинополя, который можно переживать как "живой и вечный"  (именно что "как") - словом, есть то, что выше ловушек времени и пространства.   
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: прозелит от 11 Октябрь 2010, 23:43:49
да кто бы спорил, Антиквар.
Есть ловушки времени, есть ловушки пространства, а все это вместе - ловушки нашего падшего ума.
Но Стамбул - это такой родной Константинополь, что даже обидно стало :)
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Питирим от 12 Октябрь 2010, 00:24:33
...не привязывайтесь к месту. Не творите себе кумиров из святых мест Не ищите "зарядку из благодати" от прикосновения в гробницам или камням покинутых святынь. Важна ваша молитва, важны таинства - если таинства не являются для вас все той же "зарядкой". Христианство - вне земного пространства, с улыбкой говорят нам святые, которых мы ищем в давно оставленных кельях или гробницах.

Но выход .... это - небо, которое скрывается в сердце каждого из нас.
Аналогичные мысли... Сколько ездил, сколько смотрел, вывод тот же, нет никакого смысла искать "былого"места...
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: margav от 12 Октябрь 2010, 09:37:06
Да не надо ничего искать, поскольку ничего и не потярено ни во времени, ни в пространстве...надо просто научиться зрить в глубь и прозревать невидимое...и Византия, и Константинополь продолжают жить и действовать...как и капподокийские монастыри...у Бога  все живы...а земные их следы должны напоминать, нам ныне живущим, об их пути и их опыте...чтоб мы изучая их на те же грабельки не наступали, по-возможности...такое вот понимание...
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: 000 от 12 Октябрь 2010, 10:41:38
...и  Византия, и Константинополь продолжают жить и действовать...как и капподокийские монастыри...у Бога  все живы...

смешали Вы margav в одну кучу (имхо) - мокрое и зеленое, каким образом у Бога живы  Византия, и Константинополь?
если Вашей логике следовать, то Соломонов храм, с приносимыми в нем кровавыми жертвами тоже у Бога жив ?
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: margav от 12 Октябрь 2010, 14:06:21
...и  Византия, и Константинополь продолжают жить и действовать...как и капподокийские монастыри...у Бога  все живы...

смешали Вы margav в одну кучу (имхо) - мокрое и зеленое, каким образом у Бога живы  Византия, и Константинополь?
если Вашей логике следовать, то Соломонов храм, с приносимыми в нем кровавыми жертвами тоже у Бога жив ?
Ну вы же о Сломоновом храме знаете и о кровавых жертвах помните...а откуда и для чего это знание и памятование?...впрочем, спросите у Него сами...если интересно...
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: 000 от 12 Октябрь 2010, 14:21:15
...впрочем, спросите у Него сами...если интересно...

Вы все в своем духе margav – стрелки на  Господа переводите.. но Он то на этот вопрос ответил "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20:38), и смысл Его ответа с Вашими словами  - не согласуется , поэтому мне чрезвычайно  интересно спросить именно у Вас, почему Вы распространяете слова  отнесенные к людям,  на средневековое Византийское государство и пр. социально-административные образования..
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Антиквар от 12 Октябрь 2010, 15:15:18
Византия, Каппадокия, Константинополь - это лишь частный случай, в котором проявляется общее. Можно вместо этих мест поставить Афон, Валаам, Киев, в конце концов даже свой приходской храм.
Привязанность к святым местам и эпохам - это ведь путь евангельских волхвов, долгий, извилистый и опасный. Волхвы - это не обязательно носители какой-то мудрости, это все мы, любящие святые места, поездки "к мощам", ищущие идеал в Византийской империи, "Святой Руси" и прочем.
И волхвы, петлявшие по времени и пространству,  добрались таки до святого города Иерусалима, но встретил их там не Младенец, а Ирод. И несмотря на свою книжную мудрость, житейскую смекалку и все прочее - волхвы не распознали коварства Ирода.
Такого Ирода (много-много иродов) встречаем и мы на своих дорогах - в приходах возле своего дома или где-нибудь в Иерусалиме, или на Валааме... И наш ум не позволяет нам их распознать. Наш ум не позволяет отыскать незаметную пещеру, где родился Младенец, мы готовы и дальше блуждать по лабиринтам времени и пространства, находя все новые святые и несвятые места, встречая все новых иродов, сбиваясь с пути.
Лишь промысел Божий - Вифлеемская звезда ведет нас все дальше. Но и волхвы видели звезду, однако же расспрашивали всех: где родился Царь Иудейский? А почему спрашивали волхвы? От недостаточной веры путеводной звезде - промыслу Божию. И мы делаем тоже - пишем письма на Афон, ездим к старцам, мощам, боимся сделать шаг без "благословения батюшки" и тд и тп.
Такой путь возможен, его никто не запрещает - волхвы ведь в конце концов приходят к Младенцу. Более того, вся нынешняя церковная культура ориентирует нас именно на "дорогу волхвов".
Но, как мы помним, есть и другой путь - путь евангельских пастухов.
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: 000 от 12 Октябрь 2010, 16:16:59
   Антиквар я с Вами соглашусь лишь отчасти, вещественная святыня понятие вполне православное и ничего ущербного я лично в нем не усматриваю, мы живем в тварном мире (более того являемся его частью), и этот мир не отделен от нетварных энергий соответственно творение может освящаться, т.е.  воспринимать, сохранять и сообщать благодать Божью, в писании тому есть масса примеров - "…сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх. 3:2-5) и т.д.
  другое дело, когда под этим соусом  начинают впариваться идеи  отношение имеющие к христианству очень условное.. т.е.  начинается – афонизация, или славянизация христианского мышления, пропаганда византизма, державности и пр., вот это уже беда, потому что христианство это  не национальная традиция и не культурно-самобытное явление
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Питирим от 12 Октябрь 2010, 16:17:48
...И мы делаем тоже - пишем письма на Афон, ездим к старцам, мощам, боимся сделать шаг без "благословения батюшки" и тд и тп.

...вся нынешняя церковная культура ориентирует нас именно на "дорогу волхвов"...
Написал письмо на Афон и сразу поехал к старцам... По дороге заехал к мощам, много беседовал ... Вспомнил про письмо на Афон - не благословленное оно... Испугался...  :-o Стал искать ориентиры и спрашивать окружающих...
(http://ipicture.ru/uploads/101012/thumbs/7uTylAyHjS.jpg) (http://ipicture.ru/Gallery/Viewfull/1527429.html)

И ВОТ НАШЕЛ ДОРОГУ ВОЛХВОВ...  :-D
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Питирим от 12 Октябрь 2010, 16:20:43
Лишь промысел Божий - Вифлеемская звезда ведет нас все дальше...
Аминь. Говорят к Богу приходят не экскурсии с гидом а одинокие странники...
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Антиквар от 12 Октябрь 2010, 16:58:00
   Антиквар я с Вами соглашусь лишь отчасти, вещественная святыня понятие вполне православное и ничего ущербного я лично в нем не усматриваю

Я тоже не отрицаю вещественных святынь. Ведь и Господь ходил по земле и исцелял прикосновением. И причащаемся мы вином и хлебом.
Просто  по себе и по другим я замечаю, как легко и незаметно святыня отрывается нами от Творца, как легко создается самодостаточный мирок, где Бог занимает вроде бы центральное, но формальное место.
Этот мирок может быть обставлен "по-православному", может и иначе - не так уж важно как. Но в нем тварное всегда занимает место Творца. И всегда наблюдается завороженность тварным.
И вопрос в том, как свернуть с дороги волхвов на тропу пастухов :)




Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: 000 от 12 Октябрь 2010, 17:11:40

в этом контексте  вполне соглашусь со всем постом .. :-)

Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: 000 от 12 Октябрь 2010, 17:33:15
А почему вы не хотите спросить у Господа? Думаете, Он не ответит?

margav если Вы не в курсе то сообщаю, что на форумах  собирается для того, чтобы что-то обсудить на нормальном человеческом языке  и что бы в чем-то разобраться, поэтому прекратите кликушествовать и дайте нормальный, внятный  ответ, а не хотите отвечать так и скажите ..

Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: stille от 12 Октябрь 2010, 20:34:11
 Я вот думаю, может ли быть мысленное вхождение в сюжеты библейские (хотя бы при её чтении, не как образы при молитве) ловушкой времени и пространства... Пока мне кажется, что, образно выражаясь, вхождению в вечность Церкви, как в семью, не препятствует созерцание её земной истории.
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: stille от 12 Октябрь 2010, 20:43:19
 Если без антагонизмов, не препятствует такое созерцание, и не становится ловушкой. Христианская Церковь на срезе истории как семья вокруг Творца во главе с Его Сыном Иисусом Христом. Только не затмевать Творца внутрисемейными отношениями, в семье самый главный Отец.
 
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Питирим от 12 Октябрь 2010, 20:49:13
Я вот думаю, может ли быть мысленное вхождение в сюжеты библейские (хотя бы при её чтении, не как образы при молитве) ловушкой времени и пространства...
Человек - таинственная Церковь... священное писание можно назвать человеком... Телом всегго Священного Писания, Ветхого и Нового Заветов, служит историческая буквальность Его; душей же - смысл написанного...

Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 кор 4.16)

Относительно Священного Писания, в духовном смысле постигается как челове. Чем больше отступает буква Его, тем более преобладает Дух...

Максим Исповедник.
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: stille от 12 Октябрь 2010, 21:11:57
 Такое сравнение Св.Писания с человеком (телом – душей – духом) понравилось, спасибо.
 Также верно, что тело наше храм Духа. И мы отдаём земле кровь, чтобы получить Дух. Дух может быть заключённым в теле или букве как в тюрьме, а может свободно дышать как в Своём храме.
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Антиквар от 12 Октябрь 2010, 21:39:31
Я вот думаю, может ли быть мысленное вхождение в сюжеты библейские (хотя бы при её чтении, не как образы при молитве) ловушкой времени и пространства... Пока мне кажется, что, образно выражаясь, вхождению в вечность Церкви, как в семью, не препятствует созерцание её земной истории.

При вхождении в библейские сюжеты нас подстерегают и ловушки восприятия. Когда мы, читая и перечитывая Священное Писание, перестаем воспринимать его живой текст, а в очередной раз мысленно упираемся в некогда услышанное или помысленное толкование.
Так, часто в воскресных проповедях в храмах дают толкования тех или иных евангельских эпизодов. Толкования вполне верные, но - из года в год повторяющиеся. Текст Евангелия как бы заслоняется, невольно перестаешь искать новое, более глубокое. Эта же ловушка подстерегает, когда своим умом доходишь до собственного толкования.
Сквозь эти ловушки восприятия также приходится продираться, чтобы видеть живой текст Писания, а не бесконечно перетряхиваемый калейдоскоп толкований.
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: stille от 13 Октябрь 2010, 03:15:52
 Спасибо, Антиквар.
 Подумалось, в ловушку времени и пространства романтик с Библией в руках всё же может попасть, это: «как у первых христиан», «так, как во времена апостолов» и т.п. («как во времена Византии» та же пьеса). Хорош настрой, но ясно, скорее будет обычным антагонизмом церковной реальности (если без вспомогающей благодати), что и видим во множестве библейских кружках вокруг этой идеи.
 А ещё и ловушка восприятия… Всё же буква меньше подвержена этой ловушке, оттого то древние ветхозаветной и раннехристианской церкви передавали знание о Творце только Преданием и поэзией Святого Духа, исключая иные формы…Сегодня вот тебе и фильмы библейской коллекции, и изображения, [скульптура], церкви/соборы, да и толкования, - оно вроде и прекрасно, но и затмить духовное восприятие Создателя могут (Чистого Духа; Его Замысел – Исполнение – Освящение от Отца Сыном, и Святым Духом; Пресвятой Троицы как Первоисточника всех логосов…)
Сквозь эти ловушки восприятия также приходится продираться, чтобы видеть живой текст Писания, а не бесконечно перетряхиваемый калейдоскоп толкований.
Справедливо! Но всё ж пока Дух не оживотворит, читаются Писания как историческая летопись, что печально, или как «памятник религиозной мысли», что вообще уже мрак… Наше продирание здесь освобождение от мифологем (?), и Стяжание… Насчёт святоотеческих толкований видать как с догмами: можно застлать в первом и заковать в кандалы во втором случае свою свободу во Христе.
И вопрос в том, как свернуть с дороги волхвов на тропу пастухов :)
Кто бы ответил…ведь и дорога одна…Кто бы повернул, и надо ли… :-D
"Христианский волхв" сегодня астролог? Или богослов, историк, философ, филолог? Кто бы объяснил…А пастух? Наверно, и сегодня всё тот же…
 
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Антиквар от 13 Октябрь 2010, 10:42:54
"Христианский волхв" сегодня астролог? Или богослов, историк, философ, филолог? Кто бы объяснил…А пастух? Наверно, и сегодня всё тот же…
 

Мне кажется, "волхвы" - это далеко не только те, кто пытается "пробиться" к Богу с помощью силы интелллекта.  "Волхвы" - это еще и множество тех, кого можно принять за "простецов".
Потому что "дорога волхвов" - это не только чтение богословских и исторических книг, но это - и обрядовая жизнь множества воцерковленных людей.
В этом смысле интелллектуал, предающийся где-нибудь на руинах римского Колизея высокоумным размышлениям об исторических судьбах христианства, и простая бабулька, ставящая свечку в обычном приходском храме и хорошо знающая, где надо креститься, а где - только кланяться, оба этих персонажа - могут быть волхвами. И "православнутый" паломник, разъезжающий по старцам и монастырям - тоже волхв.
Выскажу совсем уж "опасную" мысль - многие Святые Отцы тоже были "волхвами".
Потому что состояние "волхва" - это внутреннее сотояние, которое внешне может проявляться очень по-разному.
Сложившаяся за века христианская культура ориентирует нас именно на "дорогу волхвов" - когда в небе светит Вифлеемская звезда, но мы идем по земле - долго-долго, кружа, петляя по запутанным лабиринтам, где полно всего - от византийских руин до приходских суеверий.
"Дорога пастухов" - она, наверное, короткая, но крутая, как пастушья горная тропа. Начинается она с короткого усталого вздоха: "Господи, помилуй!". Но каждый шаг по этой тропе для "волхва" очень тяжел: даже собственный ум начинает распинать молитву, вбивать в нее гвозди тяжелым молотом, чтобы вернуть тебя на привычный путь волхвов.
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Питирим от 13 Октябрь 2010, 18:54:04
Выскажу совсем уж "опасную" мысль - многие Святые Отцы тоже были "волхвами".
Потому что состояние "волхва" - это внутреннее сотояние, которое внешне может проявляться очень по-разному.
Сложившаяся за века христианская культура ориентирует нас именно на "дорогу волхвов" - когда в небе светит Вифлеемская звезда, но мы идем по земле - долго-долго, кружа, петляя по запутанным лабиринтам, где полно всего - от византийских руин до приходских суеверий.
"Дорога пастухов" - она, наверное, короткая, но крутая, как пастушья горная тропа. Начинается она с короткого усталого вздоха: "Господи, помилуй!". Но каждый шаг по этой тропе для "волхва" очень тяжел: даже собственный ум начинает распинать молитву, вбивать в нее гвозди тяжелым молотом, чтобы вернуть тебя на привычный путь волхвов.
   Поддержу совсем уж "опасную" мысль... Многие святые отцы вероятно не знали о своей святости, возможна она была дарована им после успения... Посему были они как и каждый из нас со своими дарами, немощами и обычными человеческими слабостями...
   Состояние "волхва" возможно это состояние больше внешнего чем внутреннего поиска или кружения... Кружения до тех пор пока не укрепиться надежда, а за ней вера и Любовь к путеводной Звезде...

Отбросив Все, человек может полностью в простоте следовать наикратчайшим путем пастухов...
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Антиквар от 13 Октябрь 2010, 19:28:02
   Состояние "волхва" возможно это состояние больше внешнего чем внутреннего поиска или кружения... Кружения до тех пор пока не укрепиться надежда, а за ней вера и Любовь к путеводной Звезде...
Отбросив Все, человек может полностью в простоте следовать наикратчайшим путем пастухов...

У "волхва" вход во внутренний мир лежит за лабиринтом, в котором могут быть и блестящие богословские концепции и обычные суеверия. "Волхв" страшится выйти из этого лабиринта и блуждание по нему нередко принимает за "умное делание".
Он должен отбросить все, но именно это для него очень тяжело. Мир и падший ум начинает распинать его тяжелым молотом, прибивать к себе гвоздями.

 
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Питирим от 13 Октябрь 2010, 20:38:00
Он должен отбросить все, но именно это для него очень тяжело. Мир и падший ум начинает распинать его тяжелым молотом, прибивать к себе гвоздями.
   Мда не простая задача, говорят на это иногда не хватает всей жизни... А иногда наступает момент и словно открывается УМ и появляются силы и Любовь - и нужно лишь сделать шаг...

   Интересно где заканчивается эта тонкая грань полезного внешнего или видимого пути "волхва"...
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Антиквар от 13 Октябрь 2010, 23:31:37
   Интересно где заканчивается эта тонкая грань полезного внешнего или видимого пути "волхва"...

Не знаю. Но тут в ветке уже говорилось, что "путь волхва" не значит ущербный путь, это один из двух возможных путей. Другое дело, что, похоже, не все по нему доходят до пещеры с Младенцем, слишком много очарований на пути. И иродов тоже.
Мне кажется, чтобы удержаться "на грани полезного внешнего" надо сдержанно (трезво) относиться к внешнему: будь то соблюдение обрядов, приходская жизнь, путешествия по святым и прочим местам, погружение в историю христианства и тд.
Ни в коем случае не отбрасывая внешнего и не очаровываясь им, стремиться привести его в гармонию с внутренним. Помня, что главное - все-таки внутри. И что с тебя однажды спросят вовсе не за судьбы Византии и не за проблемы горы Афон.
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: stille от 13 Октябрь 2010, 23:45:07
 На форуме много мыслей о пути к Младенцу волхва и пастуха.
Например: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1108.msg9888#msg9888
В целом путь волхва – ума и мистерии; путь пастуха – сердца и откровения: если сжать, наверно самая подходящая пара слов. Ловушек, в т.ч. временных и пространственных, и опасности запутаться в их сетях/лабиринтах на первом пути больше, что здесь чётко и обозначили.
"Волхвы" - это еще и множество тех, кого можно принять за "простецов".
Потому что "дорога волхвов" - это не только чтение богословских и исторических книг, но это - и обрядовая жизнь множества воцерковленных людей.
Ведь обрядовая жизнь считай мистерия (пер. с лат. служба). Когда вокруг неё (обряда) сослужат Святые Ангелы -  Таинство. «Простота» тут и вправду в кавычках скорее.
 Как знаем, Бог всегда осознавался Простым, коя простота совершенство. Для нашего осмысления её Господь сказал нам (как один из примеров) «будьте как дети» (Мф.18:3). Все верные пути ведут к ней; хотя условно, видимо, и можем связать путь пастуха с простотой более, нежели чем путь волхва.
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: stille от 14 Октябрь 2010, 00:02:02
Цитировать
Выскажу совсем уж "опасную" мысль - многие Святые Отцы тоже были "волхвами".
Потому что состояние "волхва" - это внутреннее сотояние, которое внешне может проявляться очень по-разному.
Ну, что уж здесь... Святой Дух не стирает личностную индивидуальность: авторы Библии разным языком но одним Духом писали, так и Святые Отцы.
В святоотеческих писаниях человеческий фактор превалирует... 
..имхо, не такая уж опасная мысль. :-)
p.s. Не против совести скажу, Св.Писания для меня больший авторитет.
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Антиквар от 14 Октябрь 2010, 00:11:57
Ведь обрядовая жизнь считай мистерия (пер. с лат. служба). Когда вокруг неё (обряда) сослужат Святые Ангелы -  Таинство. «Простота» тут и вправду в кавычках скорее.
 Как знаем, Бог всегда осознавался Простым, коя простота совершенство. Для нашего осмысления её Господь сказал нам (как один из примеров) «будьте как дети» (Мф.18:3). Все верные пути ведут к ней; хотя условно, видимо, и можем связать путь пастуха с простотой более, нежели чем путь волхва.

Христианские обряды за две тысячи лет невероятно усложнились, обросли многозначной символикой. То есть сами превратились в лабиринт. И разговоры о "пути пастухов" чреваты тем, что их участников живо запишут в протестанты :)
Простота нынче понимается как исполнение обрядов, не вникая в их суть. И вообще, рекомендуется и в окружающую действительность не слишком вникать. Но ведь это не та, евангельская простота, это лишь подделка под простоту.
В свое время в королевском Версале ставились пасторали про пастухов и пастушек. А у Марии-Антуанетты была даже милая молочная ферма. У нас, конечно, не Версаль, но пасторали мы тоже любим :)
Но как версальские пасторали были сметены кровавым ветром революции, так жизнь сметает раз за разом и наши пасторальные декорации.
Поиск простого оказывается самым сложным. Но начало поиска - оно в коротком вздохе "Господи, помилуй!" И в трезвении. Лучше уж самому разобрать пасторальные декорации, чем ждать, когда жизнь их в очередной раз на тебя обрушит.
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Питирим от 14 Октябрь 2010, 00:42:01
Мне кажется, чтобы удержаться "на грани полезного внешнего" надо сдержанно (трезво) относиться к внешнему: будь то соблюдение обрядов, приходская жизнь, путешествия по святым и прочим местам, погружение в историю христианства и тд.
... с тебя однажды спросят вовсе не за судьбы Византии и не за проблемы горы Афон.
   Иногда приходит мысль :roll:, что это индивидуально и "не все йогурты одинаково полезны"... Должна быть грань, но как ее чувствовать? с медвежьим то подходом... Возможно как вы и говорите, выход - ставить во главу угла внутреннее, оно и определит полезную меру внешнего и всему научит...

   Уверен, молчание большему научит, нежели тонны книг... Покой даст узнать сокровенное...
"познай господа"..."законы моя вмыслех их, и на сердца их напишу их и буду им Бгъ и тии мне будут людие..."

   Афон, Оптина, Валаам, Лавра... всюду хорошо. всюду польза. но не всем. нужно обрести свое...
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Антиквар от 14 Октябрь 2010, 00:50:26
  Уверен, молчание большему научит, нежели тонны книг... Покой даст узнать сокровенное...
"познай господа"..."законы моя вмыслех их, и на сердца их напишу их и буду им Бгъ и тии мне будут людие..."

Мгновения внутреннего молчания, когда их доводится переживать - они как драгоценные капли. Они действительно значат больше, чем тонны книг, годы паломничества и прочее.
Причем такие мгновения приходили и в личную "довоцерковленную эпоху". Другое дело, что тонны книг, паломничества и прочее помогли узнать истинную цену таким редким каплям-мгновениям.
Хочется чаще замирать, хочется, чтобы эти редкие капли превратились в полноводную прозрачную реку и составили бы саму жизнь.
Но довольствуемся каплями. Пока.
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Питирим от 14 Октябрь 2010, 00:52:58
...Простота нынче понимается как исполнение обрядов, не вникая в их суть. И вообще, рекомендуется и в окружающую действительность не слишком вникать. Но ведь это не та, евангельская простота, это лишь подделка под простоту.
К сожалению есть такое дело...

Лучше уж самому разобрать пасторальные декорации, чем ждать, когда жизнь их в очередной раз на тебя обрушит.
Не уловил мысль.
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: stille от 14 Октябрь 2010, 06:55:56
Христианские обряды за две тысячи лет невероятно усложнились, обросли многозначной символикой. То есть сами превратились в лабиринт.
Ловушка обрядоверия, видимо, одна во все времена; фарисейством ли, хоть как назови в любом религиозном пространстве. Но как зачастую приходим к её обнаружению (или иных ловушек), посмотрите: либо спонтанное откровение сердца (пастух), либо экскурс ума в историю и сравнение с сегодняшней ситуацией (волхв). Второй случай – пример того самого "продирания" сквозь время с целью освобождения от, а не приобретения ловушки; вероятно верный шаг волхва.
Простота нынче понимается как исполнение обрядов, не вникая в их суть. И вообще, рекомендуется и в окружающую действительность не слишком вникать. Но ведь это не та, евангельская простота, это лишь подделка под простоту.
Так точно! Такая реалия представляется искажением смысла простоты в принципе. Трудно связать простоту с обрядами… "Просто исполняй обряды и спасёшься", - простая вера или наивное маловерие? Обряд по вере – Таинство/Литургия, сам для себя – пустая мистерия, а то и вредная (?).
...
  Если вникание в суть обряда (в его символизм, сакральные смыслы) больше прерогатива волхва, то пастух, наверно, как раз просто по вере…будет следовать?... но ведь вот же Младенец! Совсем рядом, пройди ко хлеву (сердцу) от пастбища (ума)! Чему следовать, за какой звездой, куда?.. Простота веры открывается Истиной Христовой, как просто открывается от Ангела евангельскому пастуху рождение Младенца …
p.s. просьба не принимать как бесполезность обрядов для пастуха.
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Питирим от 14 Октябрь 2010, 10:32:27
 :-o
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Антиквар от 14 Октябрь 2010, 15:40:41
Лучше уж самому разобрать пасторальные декорации, чем ждать, когда жизнь их в очередной раз на тебя обрушит.
Не уловил мысль.

Мысль в том, что ни в коем случае нельзя играть: ни в набожность, ни в монашество, ни в простеца, ни в мудреца. За такие игры жизнь потом бьет жестоко.

Так точно! Такая реалия представляется искажением смысла простоты в принципе. Трудно связать простоту с обрядами…

Обряд можно сравнить с одеждой. Одежда необходима, и здорово, когда одежда красива. Но плохо, когда одежда начинает властвовать над человеком. То же самое можно сказать и об обряде.

Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Питирим от 14 Октябрь 2010, 16:05:57
Мысль в том, что ни в коем случае нельзя играть: ни в набожность, ни в монашество, ни в простеца, ни в мудреца. За такие игры жизнь потом бьет жестоко.
Акцент в этом предложении на слове ИГРАТЬ? правильно понял?
Не вижу ничего зазорного ни в монашестве, ни в браке, ни в набожности, ни в простеце... Важно научиться быть самим собой. Иначе рано или поздно ждет встреча с реальным миром...

Пастушечьи декорации... полагаю правильно понял слово "pastorale"... Всегда задавал себе вопрос  :?, почему люди не говорят по русски, это пасторальные декорации?  :-D
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Антиквар от 14 Октябрь 2010, 16:42:38
Да, Питирим, все верно.
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: stille от 15 Октябрь 2010, 01:07:05
Обряд можно сравнить с одеждой. Одежда необходима, и здорово, когда одежда красива. Но плохо, когда одежда начинает властвовать над человеком. То же самое можно сказать и об обряде.
Хорошее сравнение. Можно развивать, что раз одежде лучше быть красивой: очищаем/омываем её покаянием, украшаем добродетелями и т.д.
 Все наши добродетели (любовь, мир, радость, долготерпение…) в неискажённом виде являются несозданными свойствами Творца. Мы даже ими называем Его: Щедр, Милостив, Долготерпелив, есть Любовь. Значит, примеряя эту одежду, остаётся не быть манекеном, но со-менять внутреннюю природу, тогда и восприятие этих одежд будет приближаться к верному, как к несозданным (нетварным) свойствам нашего подобия Творца. (а истинный Образ Отца лишь Христос, мы созданы по образу, наверно так вернее уточнить…)
 Помимо одежды, хочется сравнить (те же обряды) со снаряжением, на поверхности внешних вод одеваем его для безопасного погружения во внутренние. Наверняка были уже подобные аллегории. Волхв хорошо готовится, заряжает баллоны акваланга, протирает стёкла маски; а пастух просто ныряет с задержкой дыхания, как это делают ловцы жемчуга…С аквалангом или без, путь во внутренние воды за Жемчужиной.
Мысль в том, что ни в коем случае нельзя играть: ни в набожность, ни в монашество, ни в простеца, ни в мудреца. За такие игры жизнь потом бьет жестоко.
Акцент в этом предложении на слове ИГРАТЬ? правильно понял?
Не вижу ничего зазорного ни в монашестве, ни в браке, ни в набожности, ни в простеце... Важно научиться быть самим собой.
Детям хорошо, даже играют искренне, не заморачиваются выглядеть глупо... Именно гордость, страх "выглядеть не так" часто препятствуют искренности. Ловушка, при том что одежды добродетелей одевать совсем и "не зазорно"...
 В одеждах добродетелей идём на брачный пир (Мф.22:2-14), или на маскарад.
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Антиквар от 15 Октябрь 2010, 13:32:58
Помимо одежды, хочется сравнить (те же обряды) со снаряжением, на поверхности внешних вод одеваем его для безопасного погружения во внутренние. Наверняка были уже подобные аллегории. Волхв хорошо готовится, заряжает баллоны акваланга, протирает стёкла маски; а пастух просто ныряет с задержкой дыхания, как это делают ловцы жемчуга…С аквалангом или без, путь во внутренние воды за Жемчужиной.

Иногда чувствуешь себя петухом из басни Крылова, который нашел жемчужное зерно и размышляет, а к чему оно?
Мгновения внутреннего безмолвия прерываются кукареканьем ума-петуха, которому не нужен жемчуг, а нужны обычные зерна.
Жемчужина как будто то и дело оказывается в твоих руках, но она - не из твоего мира. Не знаешь, что с ней делать дальше. А дальше - крик петуха. Раз, другой... Не в этом ли, кстати, один из смыслов евангельского эпизода об отречении Петра?
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: stille от 15 Октябрь 2010, 23:23:44
 Не знаю, Антиквар…
 Есть старая память о родном Эдеме, истинно нашем мире…Заботливый и любящий зов Творца к Адаму (Быт.3:9) звучит... Отголоски безмятежной и тихой вечности в сердце человека; «Адам, где ты?» заложен в наших генах Вопрос, на который нет ответа, но он звучит в вечности… Находящимся в яме потомкам Адама трудно смириться перед постоянством любви Божией, так что на вопрос «Где ты?» криво отвечаем «Как же так!». Логичней ответить «В яме!», и освещать этот мрак Светом Жемчужины, и в её лучах отделять зерна от плевел. В этом настоящем питаемся зерном, не жемчугом.
 Насчёт эпизода с отречением Петра...всякая трактовка позволительна, но не всякая полезна :-)...особенно ленивому.
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Антиквар от 16 Октябрь 2010, 00:35:02
Не знаю, Антиквар…
 Есть старая память о родном Эдеме, истинно нашем мире…Заботливый и любящий зов Творца к Адаму (Быт.3:9) звучит... Отголоски безмятежной и тихой вечности в сердце человека; «Адам, где ты?» заложен в наших генах

Тихий вечер. Прошлое искрится
где-то рядом, за глухой стеной.
Мчится золотая колесница
над Землей - не этой, а иной,
над Землей, где жили мы когда-то,
а быть может, и не жили мы,
где пылали алые закаты
и звучали песни тишины.
Что это, игра воображенья?
Или просто память нас томит?

В темном небе  - мелких звезд круженье,
и пунктиры замкнутых орбит.
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: stille от 16 Октябрь 2010, 04:01:16
Цитировать
И тает в уголках минойских глаз
Видение потерянного рая.
Но если древность красоты полна,
То носят нас по кругу времена!
То Византия, то Святая Русь, то "как в апостольской экклезии".
От сей ловушки временной лишь откажусь ради Эдема, как кричит в брате Поэзия:
Что это, игра воображенья?
Или просто память нас томит?
Нет утешенья в Музе: нет в её словах смиренья. :cry:
На самом-то деле, она сама помнит всеобщее Отпадение от Творца...
Перед Возвращением, попробуем сублимировать её в русло сердечного Богу моления: Господи Иисусе Христе, помилуй меня!
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Антиквар от 16 Октябрь 2010, 14:12:33
Нет утешенья в Музе: нет в её словах смиренья. :cry:
На самом-то деле, она сама помнит всеобщее Отпадение от Творца...
Перед Возвращением, попробуем сублимировать её в русло сердечного Богу моления: Господи Иисусе Христе, помилуй меня!

Собственно путешествия по разным странам и континентам и стихоплетство помогли (по крайней мере мне) прийти к двум вещам: 1) ощущение "потерянного рая", утраченного "золотого века", 2) многообразный мир без Православия был бы неполон.
Потом уже было время возвращения (а по сути вхождения) в Православие, поиск утраченного рая внутри себя.
Со временем менялось понимание Православия (от одной из религий, вплетенной в этот мир, до надмирного, надвременного). Утраченный рай пока не возвращен :) Надо бы развесить объявления на столбах и по вокзалам походить - может, где-нибудь в углу рядом с мусором валяется :)
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: прозелит от 16 Октябрь 2010, 16:51:35
в горах мусора нашего неочищенного ума и седца что только не валяется, Антиквар. Рай вот тоже завалялся...
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: stille от 16 Октябрь 2010, 21:39:53
Собственно путешествия по разным странам и континентам и стихоплетство помогли (по крайней мере мне) прийти к двум вещам: 1) ощущение "потерянного рая", утраченного "золотого века", 2) многообразный мир без Православия был бы неполон.
Ясно. Но зачем так -  стихоплетство. В стихах (Ваших, как понял; погуглил и немного ознакомился с ними) не золотой, но серебряный век просматривается.
 Разве плохо искусство или те же путешествия с увлечением историей как хобби/работа Христианину?, - риторически спрашиваю, ведь "познаётся по плодам".
Утраченный рай пока не возвращен :)
В какую меру нам менять природу земли: взращивает зерно и никак не хочет произрастать манной небесной :?… А по Эдему лишь томление или радостная память. Предположу, что здесь мы можем видеть его как сквозь замочную скважину, и не более, и лишь предположу. 
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: iunija от 16 Октябрь 2010, 21:55:12
Антиквар
Цитировать
Утраченный рай пока не возвращен Smiley Надо бы развесить объявления на столбах и по вокзалам походить - может, где-нибудь в углу рядом с мусором валяется Smiley

А что Константин, пошли бомжевать. Вот точно, почему-то я уверена, что рай прячется именно среди мусорников.  Только разгрести их надо как следует...во всяком случае есть надежда на то, что он там.
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: margav от 16 Октябрь 2010, 23:43:49
Бомжевать? зачем?  :?...везде хорошо, где нас нет... куда-то идти...чтобы разгребать мусор...нельзя что ли прямо на месте разгребать?...в душе...там...под грудами мусора...глубоко...утерянное сокровище...копай не хочу... :wink:
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: Антиквар от 17 Октябрь 2010, 01:09:55
Разве плохо искусство или те же путешествия с увлечением историей как хобби/работа Христианину?, - риторически спрашиваю, ведь "познаётся по плодам".

Нет, это не плохо (и не хорошо). Просто это чревато многочисленнными ловушками, потому что ум склонен очаровываться временем и пространством. Со временем этих ловушек становится меньше, а может быть они становятся более изощренными. Но такой путь напоминает путь по концентрическим кругам (и хорошо, если так, если это не движение по замкнутому кругу).

Антиквар
Цитировать
Утраченный рай пока не возвращен Smiley Надо бы развесить объявления на столбах и по вокзалам походить - может, где-нибудь в углу рядом с мусором валяется Smiley
А что Константин, пошли бомжевать. Вот точно, почему-то я уверена, что рай прячется именно среди мусорников.  Только разгрести их надо как следует...во всяком случае есть надежда на то, что он там.

Жизнь показывает, что самые интересные и нужные находки случаются в самых неожиданных местах. А уж надежда - она точно любит прятаться там, где не чаешь ее обрести :)
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: mirnestranik от 17 Октябрь 2010, 15:56:52
А что Константин, пошли бомжевать. Вот точно, почему-то я уверена, что рай прячется именно среди мусорников.  
Но это же ментальная схема :-)...
Название: Re: сквозь ловушки времени и пространства
Отправлено: stille от 21 Октябрь 2010, 19:01:14
 Если захочу - найду схему хоть в Нагорной проповеди, не говоря о вытесанных на камне заповедях :-)...(и где же здесь свобода!; все христиане рабы! :-)). В спорах, противопоставлениях, схемах может что-то приоткрыться, если получится созерцать в единстве сверху частности.
Вот точно, почему-то я уверена, что рай прячется именно среди мусорников.  Только разгрести их надо как следует...во всяком случае есть надежда на то, что он там.
Так и нищие христиане палестины в_то_время ( :roll:), прямо понимали слова Господа и просто были по Его обетованию блаженны.
 Да хоть даже иносказательно пойму здесь «мусорники» - тоже соглашусь… Страшная штука – стесняться или бояться своего мусора.