Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - surrge

Страницы: [1] 2 3 ... 13
1
Келейные беседы / Re: Падение
« : 09 Март 2008, 00:30:46 »
Эх, Alexander, как же все-таки трудно с вами общаться. Кто же говорил о внешних формах подвизания?
Вот, например, мои слова:
(Имеются ввиду, конечно же, истинные монахи).
Разве истинное монашество - это внешние формы подвизания?

А насчет возвышения монашества (истинного, а не внешнего) -  любому, читавшему творения святых отцов и так ясно как белый день, что монашеское житие отстоит от мирского "елико отстоят востоцы от запад". Покажите мне творения святых отцов - мирян, пожалуйста. Таковые есть, не спорю, но каково их количество в соотношении с отцами из монахов? Правильно - мизерное. О чем еще тут говорить?
Еще раз приведу слова святого равноапостольного Константина Великого, сказанные "всего лишь" преподобному Псою Египетскому: «Если бы я только знал, как велика слава, уготованная монахам, я бы оставил свое царство и стал монахом». Сам святой равноапостольный император возвышает монашеское житие, как же вы пишете, Alexander, что это всего лишь какое-то "умственное имение"? Или вам виднее с высоты вашего опыта?

iunija, то то и оно, что двояко. Мы не ангелы и не духи пока еще, тело никуда не денешь. Все слова Писания относятся ко всему человеку, включая и душу и тело. Есть пост телесный и духовный, воздержание телесное и духовное, бодрствование телесное и духовное и т.п. Подвиги касаются всего человека, на всех его уровнях. Когда апостолы засыпали в Гефсиманском саду, Господь просил их "бодрствовать  и молиться", т.е. и внешне и внутренне. Опять же, Сам Господь в пустыне постился и внешне и внутренне. В процитированном месте Писания Господь говорил именно о внешнем действии, о буквальной раздаче имущества, а не о чем-то эдаком, "сакральном".

2
Келейные беседы / Re: Падение
« : 08 Март 2008, 12:34:47 »
Почему он не выбрал лучший путь?
Если бы все зависело только от выбора. Есть еще жизненные обстоятельства, которые складываются так, что нельзя осуществить этот самый выбор. Из чего понимаешь, что нет на то воли Божией.

Цитировать
И еще вопрос: пути семейных Иосифа и Марии, воспитавших Сына, и Самого Господа, живущего в миру, менее спасительны, чем монашеский путь Иоанна Предтечи?
Говорилось не о спасительности путей. Речь шла о наилучшем пути к совершенству, которого желает от нас Господь - "будьте убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть" (Мф. 5, 48).

Может быть, растолкуете, как живя с семьей в миру можно исполнить вот эти слова Господа: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною"?

3
Келейные беседы / Re: Падение
« : 07 Март 2008, 17:40:43 »
ИМХО не правомочно вообще говорить так разделяя. Сказано было не раздать все, а раздать все, взять крест свой и следовать за Господом. После этого речь уже не о мирянине. А те, кто просто раздали все и дальше не пошли, то ИМХО - это пример глубочайшей глупости...
Rodion, вы вырываете слова из контекста, потому и возникает такое недопонимание. В своем посте я отвечал mirnestranik, который тоже увидел кусок из другого поста и сделал свои выводы, не дочитав до конца.
Заметил, что это такая болезнь на форумах. Да и не только на форумах...

Alexander, что есть "избитая" истина?

4
Келейные беседы / Re: Падение
« : 07 Март 2008, 11:38:46 »
mirnestranik, а дальше вы не удосужились прочитать?
Например, вот это - "даже если мирянин раздаст все (что само по себе невозможно - как семью-то содержать?), он все же не сможет выполнить вот это условие - "приходи и следуй за Мною". Чтобы следовать за Господом нужно полное отсечение своей воли, полное послушание. Это удобно исполняется только в монастыре, где как раз и дается обет послушания".
Вы правильно пишете, но Иоанн Кронштадтский и Андрей Юродивый были исключениями, подтверждающими правило. Сколько известно святых, подобных Иоанну Кронштадтскому? Очень мало. Преподобных же известно великое множество (и еще больше, наверное, неизвестно). То что вы описали, можно и в миру исполнить, хотя и очень трудно, но вот полное послушание для мирян - вещь недостижимая, а без него невозможно достичь совершенства.

5
Келейные беседы / Re: Падение
« : 06 Март 2008, 15:29:47 »
vostok
Это неспроста. Вспомните место в Писании, когда к Господу подошел человек и спрашивал, как спастись. Господь ему отвечал: "Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать". То есть, это праведность, которой можно достичь всем, живя в мире, имея семью и детей. Но затем Господь сказал: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною". Это-то совершенство и не достижимо для живущих с семьями в миру, оно доступно только для монашествующих. Ведь даже если мирянин раздаст все (что само по себе невозможно - как семью-то содержать?), он все же не сможет выполнить вот это условие - "приходи и следуй за Мною". Чтобы следовать за Господом нужно полное отсечение своей воли, полное послушание. Это удобно исполняется только в монастыре, где как раз и дается обет послушания.

Многим святым было открыто, какой славы сподобляются монахи в Царстве Небесном - она действительно велика. Сами рассудите - человек оставляет все ради Христа, отвергается самого себя, даже своей воли, что может быть выше этого? Мученики пострадали один раз, а монахи страдают на протяжении всей жизни. (Имеются ввиду, конечно же, истинные монахи).

Приведу пример из Предания. Кто из Православных слышал о преподобном Псое Египетском? Наверное, в наших краях мало кто. А этому святому при его жизни Господь Иисус являлся 14 раз. В Египте, где он очень почитается и где есть монастырь его имени, его называют еще Христоносцем, потому как он однажды сподобился нести Самого Господа на своих плечах. Зато почти все слышали о святом равноапостольном императоре Константине Великом. Так вот, однажды явился в видении св. император Константин преподобному Псою и сказал: «Если бы я только знал, как велика слава, уготованная монахам, я бы оставил свое царство и стал монахом». Прп. Псой удивился: «Ты прекратил поклонение идолам и возвысил Христианство, разве после этого Христос тебя ничего не удостоил?» И император ему ответил: «Господь сподобил меня многих даров, но ни один из них не сравнится со славой, уготованной монахам». Если святые из лика равноапостольных сподобляются меньшей славы на Небесах, чем безвестные монахи, то становится понятно, почему на Руси "считалось, что если всерьёз хочешь послужить Богу, то надо обязательно идти в монахи."

6
Внешнее дело стимулирует внутренную молитву,мне так кажется.
Еще как стимулирует. Причем, не только внутреннюю. Если непотребные внешние образы и дела влияют на молитву, то как же благие дела не повлияют? Только первые губят молитву, а последние окрыляют.

7
Келейные беседы / Re: Падение
« : 02 Март 2008, 20:10:49 »
Сегодня, после долгого перерыва, накричал и обозвал жену в злобе. И это пришли после храма:( От чего, полный растрой в семье и  в душе.
И со мной такое бывало и не раз и не два. Увы. Я в этом познал козни бесовские и немощь человеческую. Ненавистна врагу рода человеческого благодать Божия, он любым способом стремится лишить нас ее борением на всех фронтах - в душе, в теле и через окружение.
Вот пришел я из храма, принес благодать, но забыл про всегдашнее трезвение и молитву - вот и падение. Таким образом и научаешься всегда трезвиться и молиться, а как иначе?
Встречает жена с недовольным лицом (допустим), а у меня уже готова тирада по этому поводу. А трезвился бы и молился, то и воздержался бы от тирады или начал противоречить помыслам, помолился бы за нее вместо этого.
Спасение после такого падения только одно - искреннее покаяние со слезами. Горячее прошение ко Господу простить за содеянное и помиловать и впредь избавить от таких падений. После этого чувствуется, что душа успокоилась, омылась, чувствуется, что Господь простил.

8
Диалог / Re: Чистые сердцем- кто они?
« : 28 Февраль 2008, 12:28:32 »
"Премудрость,прости",имхо,о том же.
Офф - слово "прости" значит прямо. То есть, станьте прямо, трезвитесь и внимайте премудрости.

9
Диалог / Re: Чистые сердцем- кто они?
« : 27 Февраль 2008, 22:42:58 »
какое-то внутреннее мое представление об этом (оно может быть непраильным, я не отрицаю), противоречит Вам.
Аще Господь созиждет в нас сердце чисто, то все наши представления и домыслы будут излишни. Так что, как по мне, то лучше молиться с божественным Давидом "сердце чисто созижди во мне, Боже", пока Господь его не очистит, чем пытаться осмыслить недомыслимое. Спаси Господи!

10
Ощущения приходят и уходят, чего их бояться? Бояться надо пристрастия к этим ощущениям и мнения, что мы уже достигли чего-то эдакого и что мы уже не ничто, а "великое нечто", не в пример ближнему.
Прелесть есть помрачение ума, кто из нас не страдает этим? Просто бывет прелесть пострашнее любой другой, так сказать, "обыденной" прелести. Как например та, что была у прп. Исаакия, затворника Киево-Печерского (егоже и память ныне совершаем).

Испытав некий экстаз и разжжение, просмотрев несколько фильмов в воображении, бежать поскорее поделиться опытом, чтобы и всем было так хорошо и тепло в сердце, как и мне - разве это на явный признак ее самой, распрелестной и вовсе не мнимой прелести?

11
Диалог / Re: Чистые сердцем- кто они?
« : 27 Февраль 2008, 21:40:58 »
Поэтому чистое сердце, ... даже не может назвать что-либо грехом...
Как же не может? А диавола диаволом оно может назвать? Или черное вдруг становится белым, а тьма светом для чистых сердцем? Что вы это такое пишете, iunija?
Грех был, есть и останется грехом и для чистых и для нечистых сердцем. Тьма была, есть и останется тьмой. (Другое дело, что чистый сердцем будет "ходяй и светяй" в этой тьме).

Цитировать
чистое сердце, в моем понимании не может дать никакой оценки греху
Думается, что оно и не дает. Дающий оценку - судья, а чистый сердцем, зрящий Бога, не судит, поскольку выну зрит Единого Судию одесную себе. Видение греха и распознание его как такового не есть оценка, суждение. Увидев тьму, разве мы оцениваем или судим? Мы, скорее, сопоставляем, сравниваем и затем констатируем факт - это тьма, отсутствие света, потому как из опыта знаем (видели) и то и другое. В уме как бы происходит сопоставление, сравнение - "свет или тьма"? Если не свет, то тьма, если не тьма, то свет. Где здесь оценка? Оценка подразумевает некую шкалу ценностей, в этом же случае никакой оценки не происходит.
Кстати, если чистые сердцем святые не видели греха, то с чего им было молиться за весь мир, "во зле лежащий", за нас грешных?

Цитировать
как неискушенное малое дитя все видит одинаково
"Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби", сказал Господь. Дети не ведают греха, они просты, как голуби, но они и не мудры, как змии. Мудрость то и позволяет отделять пшеницу от плевел, "всё испытывать, доброго держаться".

12
Диалог / Re: Чистые сердцем- кто они?
« : 27 Февраль 2008, 18:05:42 »
Вы говорите, что первоисточник  виденья чужих грехов -это познание, в первую очередь своих. Вот тут, мне думается все наоборот.  Почему-то сначала мы видим только чужие согрешения.
Нет, я этого не говорил, вернее, не писал. Я писал, что люди "могут распознать этот грех в других, как и многие другие, которыми были одержимы сами".
Вы пишете, что "почему-то сначала мы видим только чужие согрешения". Но если я когда-то лгал, то разве я об этом не знаю? И если я теперь услышу ложь, сам уже не будучи лжецом, то разве ее не распознаю? Ведь у меня был соответствующий опыт.
Еще раз повторюсь - если мы и видим чужие грехи, то это вовсе не значит, что мы тоже до сих пор одержимы ими. Мы были одержимы ими и потому они нам знакомы. Как если бы я, скажем, перестал пить кофе и увижу другого пьющего его, разве я не вспомню его вкус и не узнаю, что это кофе, даже не прикоснувшись к нему? Познав грех мы так же сможем распознать его в других.

У меня к вам вопрос, Апостол Павел был чист сердцем? Если да, то он, по вашим словам, должен был видеть "во всем и во всех одну чистоту". Как же тогда тот же самый Апостол Павел писал что, "люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы..." Ведь получается, что он видел всю эту нечистоту в людях? Получается, что чистое сердце все же видит нечистоту в ближних? Был ли он одержим этими грехами, чтобы уметь распознать их в других? Не думаю. Возможно, некоторыми и был до своего обращения. Как же он распознал другие? Думается потому, что чистое сердце то как раз и видит все чисто, без помрачения. До покаяния люди не видят своих грехов из-за помрачения, поэтому грехи других как бы указывают на нечто сходное в них самих, на что следовало бы обратить внимание. После покаяния, однако, картина несколько меняется - человек оставляет греховную жизнь (пусть и не сразу и не до конца), но видение грехов в других от этого не умаляется, умаляется осуждение других за эти грехи, поскольку есть познание своих собственных, подобных грехов. Теперь видение греха в другом как бы меняет направление внимания - оно не сосредотачивается на другом, на его грехе, а возвращается внутрь, к себе, в поиске того же самого в себе самом и если не находит соответствия (скажем, подобный грех был оставлен), человек все равно окаявает самого себя за то, что был им тоже когда-то одержим и страшится, как бы опять не впасть в него.
Таковы мои мысли на этот счет.

13
Диалог / Re: Чистые сердцем- кто они?
« : 27 Февраль 2008, 11:44:27 »
"Чистии сердцем Бога узрят". Чистота сердечная - это когда видишь Бога во всем. Остается ли видение греха? Думается, что да. Иначе получается, что видение Бога во всем исключало бы существование диавола, но это не так. Поэтому чистота сердечная есть видение Бога и всего, что не от Него, не причастно Ему.

14
Диалог / Re: Чистые сердцем- кто они?
« : 27 Февраль 2008, 11:33:09 »
iunija, мы можем быть непричастны к некоторому греху теперь, будучи верующими, но в то же время видеть его в других, поскольку были причастны к нему до обращения ко Христу. Его в нас уже нет, мы им не одержимы, но знаем, каков он, из собственного опыта и потому легко замечаем его в других.
Насколько я понял, вы пытаетесь сказать, что, поскольку я вижу в человеке ложь, то я до сих пор остаюсь лжецом. Вот я вам и пишу, что это не всегда так.

Видение в человеке образа Божия "на ранних стадиях духовного пути" вряд ли возможно. Каким образом, если человек еще сам не чист сердцем и не видит его в самом себе? Тут так же как и с грехами, чтобы его увидеть в ближних, нужно сначала увидеть его в самом себе, так сказать, "познать его на собственном опыте".
Как можно рассуждать о чистоте сердечной? Ее можно познать на опыте, как и любовь. А сказать, что она есть "что-то такое весомое, чуть ли не совершенное, которая видит во всем и во всех одну чистоту" - это все равно что ничего не сказать. Это всего лишь умозаключения.

"какие пороки оно может увидеть в других? Никаких!?"
Как же тогда уврачевать эти пороки в ближних, если не видеть их? Почитайте святых отцов и увидите, что это не так.

15
Диалог / Re: Чистые сердцем- кто они?
« : 27 Февраль 2008, 10:37:07 »
 Если я,например, говорю о ком-то, что он лжец, то не лгунья ли я сама. Потому что если бы во мне не было бы этого греха, смогла бы ли я увидеть этот порок в брате моем?
Не совсем так. Кто из нас не был одержим страстями и пороками до обращения ко Христу? Многие из нас лгали и поэтому даже после покаяния и обращения ко Господу могут распознать этот грех в других, как и многие другие, которыми были одержимы сами. Нельзя распознать в других лишь тот грех, который сам не содеял.

Цитировать
Не потому ли, что в чистоте своего сердца, они не способны увидеть прегрешения других, поскольку не имеют в своей основе греха( но тайно видя себя прегрешнейшими)?  Или просто находят оправдание согрешившим?
Скорее, они прозирают сквозь грехи человека и видят образ Божий в нем, а грехи - как некое наслоение, загрязнение на этом образе. И любовь в таком случае относится к образу Божию в человеке, невзирая на его грехи, пусть даже самые страшные.

Страницы: [1] 2 3 ... 13