Исихазм

Автор Тема: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”  (Прочитано 60692 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #45 : 18 Март 2006, 00:34:09 »
Мню я, что канонизацию воспринимают часто как акт восхождения по  иерархической лестнице - некое продолжение награждения по типу: дали набедренник, камилавку, наперсный крест... Если наградили одного, почему обошли другого - совершенно эгоистическое представление и ревность вместо духовного сорадования!

И сравнивая удивительную духовную связку учителя и ученика: Силуана и Софрония с последующими известными старцами Афона, следует отметить, что никто из них не смог так сказать о любви Божией, как сказал прп.Силуан, напомнивший всему православному миру, что христанство начинается с любви к врагам!  Сказал и был услышан многими!

stranik-6

  • Сообщений: 3
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #46 : 04 Май 2007, 10:52:17 »
Отец Олег Моленко - истинный православный священник!
Да хранит его Господь!
« Последнее редактирование: 04 Май 2007, 11:03:51 от Alexander »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #47 : 04 Май 2007, 11:04:51 »
stranik-6, обойдемся без дешевой рекламы.

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #48 : 04 Май 2007, 11:30:57 »
Но прп.Силуан говоря "любовь" знал о чем говорит.

Как противоположность - один знакомый прапорщик, бывший в горячих точках,
тоже както мне сказал что "врага надо любить, иначе руки дрожат и обязательно
промажешь".

Вот и вопрос (вечный), что есть любовь. Ответ казалось бы очевиден - Он есть Любовь,
но это больше ответ на вопрос "Кто есть Любовь", и из Любви к нам Он попускает иногда для нашей
же пользы такое, что мы воспринимаем как горе и еще обижаемся, и еще не дай Бог
ропщем. Посему "что есть любовь" как проявление любви (реализация так сказать). Условия,
при каких человек может сказать - "ты меня любишь" или "ты меня не любишь" каковы?
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

stranik-6

  • Сообщений: 3
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #49 : 04 Май 2007, 14:46:03 »
stranik-6, обойдемся без дешевой рекламы.
Я никого не рекламировал. Я высказал свое мнение.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #50 : 04 Май 2007, 14:51:12 »
stranik-6 , тема называется "Держи ум свой во аде и не отчаивайся”, и Ваше мнение по этой теме именно такое? :)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #51 : 04 Май 2007, 20:08:07 »

  Когда Господь говорит к сердцу человеческому, тогда у человека рушатся всякие сомнения.  Ибо слово Божье приходит полное благодати, потому как Сам Господь благостен. И слово, сказанное Богом, тайным образом раскрывается знанием, виденьем и прозрением о чем говорит Господь. Человек  его(слово) прочувствывает на духовном уровне как величайшее понимание сказанного, как аксиому.  И это есть духовный акт между Богом и человеком. Я уверена, что сказанные слова Богом отцу Силуану, принесли знание и виденье того,что значит держать ум во аде...и о чем мы только можем догадываться. И поскольку это был личностный акт в которым участвовали двое, то меньше всего мы должны соотносить это к себе.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

AngelicCare

  • 3
  • Сообщений: 139
  • О если бы я был служен имени Господа Иисуса!
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #52 : 04 Май 2007, 21:11:49 »
stranik-6, не называй Моленко православным - ибо он рушит единую Церковь.

Адом у святых отцев называется расположение души, далёкое от неба. Полное страстей. Царством же - светлое расположение души. Потому слова Силуана вызывают как минимум отвержение. Ибо где око ума твоё - те духи имеют право влиять на душу. Не даром сказано Богом:

От Иоанна 6:39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную

"Видящий" - не просто "видевший", а зрящий.

«Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно». Оком называется здесь ум, а телом весь состав души. СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК. "Мысли на каждый день года"

Всякое искушение, наносимое нам ****, будем претерпевать с твердостью и постоянством, взирая оком веры на мздовоздаяние, уготованное на небе.
СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ. Аскетические опыты, том 1

Не спи, или пробудись, возлюбленная душа; изощряй выну око твое ко свету Божию; ходи в присутствии Божием; смотри бдительно не только за делами, но и за желаниями и за помышлениями своими; просвещайся внутренно Словом Божиим и молитвою, дабы и во время сна телеснаго заря духа не угасала в сердце твоем, и не допускала до тебя врага темнаго, сеющаго плевелы. СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ. Собрание сочинений, том 2

Ум есть око души, ему свойственно усматривать истину и различать от лжи, а принимать и, так сказать, усвоивать оную есть дело сердца и воли. СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ. Собрание сочинений, том 3

Ты подвизаешься иметь открытым око ума. Возводишь очи к Живущему на небеси (Псал. CXXII. 1); по возможности созерцаешь Его совершенства, и их явление в Его качестве Творца, Промыслителя и Спасителя: и, предваряя всякое другое дело, возбуждаешь твое сердце к прославлению Его: востани слава моя; востану рано (Псал. CVII. 3). Низводишь око ума на сотворенныя существа: и, сквозь них вновь усматривая Божию премудрость, благость и дивный промысл, вновь возбуждаешь твою душу к хвале Бога: благослови душе моя Господа; Господи Боже мой, возвеличился еси зело (Псал. CIII. 1). СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ. Собрание сочинений, том 5

Об аде же:
Чтo, если услышишь или увидишь в чтении слова неблагонравия, неблагоговения, неверия? – Поспеши заградить ухо твое и закрыть око твое от тлетворнаго ветра. Не прельсти себя мыслию послушать или прочитать из любопытства, или для забавы. Не касайся сажи. Не играй огнем. Не желай узнать вкус яда. Тлят обычаи благи беседы злы (1 Кор. XV. 33). СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ. Собрание сочинений, том 5

У нас внутри есть духовное око, которым мы в миллион раз больше видим, чем телесным зрением, которое есть только орудие нашего душевного ока, проводник, чрез который душа или думает, или познает все видимые предметы. Какие предметы созерцания этого духовного ока? Явления мира духовного. Кроме видимого мира есть Бог, бесконечный Дух, бесконечный Ум, все сотворивший и творящий в мире вещественном, который есть осуществление Его мыслей (идей), и есть мир духовный, ангельский, бесчисленный, живущий в постоянном созерцании Божества и всех дел Его всемогущества и премудрости. Духовное око наше и относится больше всего ко Господу, и в этом случае действие Его называется созерцанием и богомыслием; это созерцание и богомыслие может простираться в бесконечность, как бесконечен Сам Бог, и имеет свойство очищать душу от греха, усовершать и приближать все больше и больше к Богу, Источнику нашего света, или нашей мысли и нашей жизни. СВЯТОЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ Моя жизнь во Христе, часть 2

Куда поместишь свой ум - к тому духу приближешься. Ум - к Богу! И никак иначе.
« Последнее редактирование: 04 Май 2007, 21:27:36 от AngelicCare »
Что желаешь другому, когда тот устремлён к жизни, к любой благодати святой и непорочной, к Богу, то желаешь себе в полноте и совершенстве.
Это формула отражения стужаний в духе.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #53 : 05 Май 2007, 00:53:53 »
GeorgiZ совершенно правильно написал, что сам Силуан разъяснил смысл:

"С тех пор я держу ум свой во аде, и горю в мрачном огне, и скучаю о Господе, и слезно ищу Его, и говорю: "Скоро я умру и вселюсь в мрачную темницу ада, и один буду гореть там, и тосковать о Господе, и плакать: "Где мой Господь, Которого знает душа моя".

Это отсылка к житиям Византийских святых. Имя святого не вспомню. История примерно такая. Отшельник прибывая в пустыне усомнился, что в мире еще остались истинные делатели молитвы и обратился с этим к Богу. Бог ответил, что истинные делатели есть и не только в пустынях, но и в миру. Бог сказал: "Ты спасаясь долгие годы в своей пустыне еще не достиг меры сапожника из Дамаска, трудящегося среди суеты и страстей. Иди и поучись у него истинному деланию."

Отшельник с большим трудом и страхом нашел посреди города будку сапожника и бросившись к нему в ноги просил научить правильной молитве. Сапожник очень удивился, что его так высоко оценил святой подвижник и сказал - Все мое делание состоит в том, что я постоянно повторяю себе: Все эти люди - хорошие и плохие - спасутся и попадут в рай. Один я - последний грешник - буду из глубин ада взывать к Господу моему.

То, о чем пишет прп.Силуан - ссылка на этот случай. Держать ум в аде - уже при жизни представлять себя единственным попавшим в ад (считать себя самым последним грешником, чтобы не сравнивать и не осуждать ближних) и взывать к Господу со всей искренностью и отчаянием человека горящего в аду.

Мне этот случай показался очень полезным. Время от времени пытаюсь представлять "держание ума во аде". Очень хорошо отсекает осуждение и способствует бодрствованию во время молитвы.

Думаю, отличие прп.Силуана от Моленко в том, что прп. Силуан ни при каких обстоятельствах не осудил бы Моленко.

Вообще забавный случай. Примерно как собачка лающая на скалу. Может собачке кажется, что во время лая она круче скалы. :-) Но это не так.
« Последнее редактирование: 05 Май 2007, 02:04:51 от Sергий »

AngelicCare

  • 3
  • Сообщений: 139
  • О если бы я был служен имени Господа Иисуса!
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #54 : 05 Май 2007, 05:29:30 »
Вспомнить можно, например, пример из Паисия Святогорца, "духовная борьба":

Помню, как много лет назад мы приехали со Святой Горы в Урануполис  и собирались ехать дальше — в Салоники. Нам подали грузовик, уже загруженный всякой всячиной: чемоданами, апельсинами, рыбой, пустыми грязными корзинами из-под рыбы... В тот же кузов стали забираться люди: дети из Афониады , монахи, миряне. Кто мог — усаживался на досках, остальные стояли на ногах. Один тучный мирянин втиснулся на скамейку рядом со мной. От тесноты ему было очень неудобно, и он стал громко возмущаться: "Что же это за безобразие!" А чуть подальше от него сидел монах, весь заставленный вонючими рыбными корзинками, — у бедняги оставалась снаружи только одна голова. Грузовик тронулся в путь по разбитой проселочной дороге, его трясло и раскачивало на ухабах. Вставленные одна в другую корзины валились на монаха, и он, стремясь уберечь голову, отталкивал их руками. А мой тучный сосед по скамейке продолжал громко выражать неудовольствие тем, что сидел немного стесненно. "Ну что ты все кричишь? — урезонивал я его. — Посмотри, каково приходится твоему соседу! Как ты там, отец?" — спросил я монаха. "Здесь лучше, чем в аду, Геронда", — с улыбкой ответил он. Один сидел и при этом мучался, а другой радовался, несмотря на то что на него сыпались горы вонючих рыбных корзин. А дорога была неблизкая — около двух часов езды. Ум мирянина представлял, насколько комфортной была бы поездка в автобусе, и он был готов разнести все в пух и прах. А монах радовался, думая о тех страданиях, которые испытывал бы в аду. "Через два часа мы доедем до места и выберемся из этого кузова, — рассуждал монах. — А несчастные [грешники] мучаются в аду вечно. Да и мучения там адские — не чета всем этим корзинкам и людской давке. Слава Тебе, Боже, — здесь не так плохо, как там".

...

— То есть, Геронда, люди, имеющие добрые помыслы, добились этого посредством борьбы?

— Это зависит от человека. Одни имеют добрые помыслы с самого начала своей духовной жизни и продвигаются вперед. Другие, поначалу имея добрые помыслы, впоследствии теряют бдительность и начинают поддаваться помыслам "левым". Третьи имеют вначале "левые" помыслы, но, следя за собой и видя, сколько раз они оступаются, перестают себе доверять и впоследствии имеют помыслы добрые. У одного человека половина помыслов может быть доброй и половина — злой. У другого могут преобладать добрые помыслы, у кого-то, наоборот — злые. К примеру, человек собирается стать монахом. В зависимости от обстановки, от условий, в которых он жил в миру, у него имеются различные добрые и недобрые помыслы. Он может иметь десять-двадцать и даже восемьдесят процентов недобрых помыслов. Начав внутреннюю работу и наблюдая за собой, такой человек старается изгонять злые помыслы и возделывать помыслы добрые. Продолжая стараться, он спустя время достигает того, что имеет одни только добрые помыслы. Количество времени, необходимое на то, чтобы ушли злые помыслы, будет зависеть от того, как долго он имел их в миру. По истечении еще какого-то времени добрые помыслы тоже мало-помалу прекратятся и человек достигнет состояния некой опустошенности. На этой стадии у человека нет ни добрых, ни недобрых помыслов, и это даже приносит в его душу некое беспокойство. Находясь в таком состоянии, человек начинает задаваться вопросом: "Что это? Что сейчас происходит? Сперва у меня были помыслы злые, но они ушли, уступив место добром. Но вот сейчас у меня вообще нет помыслов — ни плохих, ни хороших". А после этой опустошенности ум исполняется Божественной Благодатью и приходит божественное просвещение.

Душевная практика представления себя осужденным - полезна, очень сильно помогает в борениях помыслов.
« Последнее редактирование: 05 Май 2007, 05:44:35 от AngelicCare »
Что желаешь другому, когда тот устремлён к жизни, к любой благодати святой и непорочной, к Богу, то желаешь себе в полноте и совершенстве.
Это формула отражения стужаний в духе.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #55 : 06 Май 2007, 09:07:16 »
Я заметил что многие в США недооценивают опыт русских православных подвижников которые несмотря ни на что есть в России..Они приняли православие с Царским режимом пышное,с росписию-хорами-закусками сытыми им эти яствы панаравились ..Батюшки необиятные с ядреными голосами..Думают вот ана полна коробушка -сейча с Кирибеевич с Калашникобым шватятся на патеху,Распутин герой при царе..Это все затмило то что были аскеты сильнейшие исихасты о них молчат..Службы пышные-круги крестные -вот выпало то что написано в теме-Ты всегда виноват -ты недостоен ничего-никаких дворцов,ни каких пышностей-дави себя до гроба-чем сильнее тем искренне стесниш себя-дая дышать другим легче..Все лезут на шею-.Тут вот возьмут с улицы нищего-повозятся с ним и говорят ну вот иди,ты уже отмолен..И везут на остановку-давай строй новую жизнь.Выйдя из монастыря-это падение сразу-В монастыре все кто из нормальных монахов не чуствует что исправился-а бесконца в потере-то блуд проморгал,то кому то нагрубил,то полени гдето отлежал   время золотое для подвига,подлость кругом..Вообше не идет то что есть борьба в полную силу-держать себя в слезах,на краю у входа в ад,и в ожидании спасительной руки Бога..

AngelicCare

  • 3
  • Сообщений: 139
  • О если бы я был служен имени Господа Иисуса!
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #56 : 06 Май 2007, 09:19:38 »
Чем более внимание привязано к слову "борьба" - тем менее слову "спасение".

Первый шаг к Богу - здравие. Душевное.

Не чисты слова ваши. Чисты ли мысли? Здравие - непопущение нечистот в душе. Строгое и полное силы. Здравой.
Что желаешь другому, когда тот устремлён к жизни, к любой благодати святой и непорочной, к Богу, то желаешь себе в полноте и совершенстве.
Это формула отражения стужаний в духе.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #57 : 06 Май 2007, 11:19:20 »
"Держи ум во аде" - для меня это никогда не было понятно, хотя депрессия тяжёлая была. Держать ум в ней? - Увольте. Эти слова мне кажутся более близкими к католической мистике, чем к Православию с его отсутствием слишком ярких чувственных образов ("сердце Иисуса и т.д.). У пр.Исаака Сирина и пр.Макария Великиого я не встречал таких парадоксальных фраз, и, думаю, что можно спасаться, если и не поймёшь этого слова старца новоначальному монаху. Кто-то из наших литургистов (арх.Киприан или ещё кто) говорил о том несколько искусственном направлении, которое взяло после-византийская духовность, где не столько Свет и Преображение, сколько переживание адских мук м страх Бога, т.е. несколько надрывное и (я думаю) искусственное настроение. Хороший тон - я достоин адских мук (но вот понимает ли делатель что такое адские муки? - вряд ли, иначе и про рай бы рассказал). Это долго господствовало и ещё и сейчас есть. Будет ли дальше и в том ли истина? Кто знает. Я думаю, что нет. Сейчас ад страстей в мире. Опыт вечности - это необязательно опыт адских мучений. Лучше помнить о смерти, как о конце этого мира, чтобы уверяться в его временности и тщетности, а что будет там - суд и страх - да, можно помыслить, приговор - тоже, а что потом - кто его знает. Сейчас люди не настолько веселы верующие, чтобы их пугать, их чаще утешать надо, проповедовать Царство.
Простите меня

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #58 : 06 Май 2007, 11:28:26 »
Сергей С., что Вы здесь пишете, отчасти верно - для новоначальных, которым предлагают уныние. Слова же старца Силуана - для тех, кто подвизается по-настоящему, а не придумывает подвиги.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #59 : 06 Май 2007, 12:12:34 »
Ну дай Бог.
Простите меня