Исихазм

Автор Тема: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”  (Прочитано 60574 раз)

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #60 : 06 Май 2007, 12:46:18 »
"Держи ум во аде" - для меня это никогда не было понятно, хотя депрессия тяжёлая была. Держать ум в ней? - Увольте. Эти слова мне кажутся более близкими к католической мистике, чем к Православию с его отсутствием слишком ярких чувственных образов ("сердце Иисуса и т.д.). У пр.Исаака Сирина и пр.Макария Великиого я не встречал таких парадоксальных фраз, и, думаю, что можно спасаться, если и не поймёшь этого слова старца новоначальному монаху. Кто-то из наших литургистов (арх.Киприан или ещё кто) говорил о том несколько искусственном направлении, которое взяло после-византийская духовность, где не столько Свет и Преображение, сколько переживание адских мук м страх Бога, т.е. несколько надрывное и (я думаю) искусственное настроение. Хороший тон - я достоин адских мук (но вот понимает ли делатель что такое адские муки? - вряд ли, иначе и про рай бы рассказал). Это долго господствовало и ещё и сейчас есть. Будет ли дальше и в том ли истина? Кто знает. Я думаю, что нет. Сейчас ад страстей в мире. Опыт вечности - это необязательно опыт адских мучений. Лучше помнить о смерти, как о конце этого мира, чтобы уверяться в его временности и тщетности, а что будет там - суд и страх - да, можно помыслить, приговор - тоже, а что потом - кто его знает. Сейчас люди не настолько веселы верующие, чтобы их пугать, их чаще утешать надо, проповедовать Царство.

Сергей, "держать ум во аде" - практический метод, помогающий не осуждать ближнего и по возможности очистить молитву от страстей.

3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Когда испытываешь муки ада, тебе не до осуждения ближнего. Огнь поядающий - индивидуальное переживание, вызванное ветхостью собственной природы и виновник этого ты сам, а не ближний, который якобы грешил больше тебя. Метод молитвы в том, чтобы представить грядущую ситуацию уже сейчас и ужаснуться.

"Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом."

Кстати, Будда уподоблял одержимость человека страстями пребыванию в горящем доме.
Если понимать ад как местопребывание бесов и их господство, то наш мир во многом такой. Получается наш ум и так уже "во аде", просто не замечаем. :)
« Последнее редактирование: 06 Май 2007, 13:02:19 от Sергий »

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #61 : 06 Май 2007, 13:14:12 »
Простите но как тогда работать с ближними не подсказывая их грехи а они тебе-Так всех научают их различать-подсказы такие кидают по Бренчанинову-бренчи/ветви/ надо рубить и до корней добираться грехов,все рубить.Остров фильм наглядно показывает-уберем его юродство-он мог открыто им говорить-как игумен просил-Но его бы сразу выгналибы-за осуждение-вот он и кидал подсказы-намеки,а это осуждение как не крути.Ему сказано было-я свои грехи без тебя знаю-чего осуждаешь..Не суди да не судим будешь-это игумен зрячий-а мне нужны осуждения и подсказы,для исправления-я реагирую на грех мой-на его обнаружение а не на того кто обнаружил и сообщил-только рад что подсказали,но это не сразу-вначале гнев,злоба-а вынюхал,узнал-шпион,стукач-но получив пользу,к нему бегом-давай еще давай, давай копай глубже..Многие боятся исповедовать смертные грехи-причастность к смерти,-вот был на войне и получилось при тебе, а мы почти все были на войнах разных и были свидетели-как оно на самом деле-потому наше дело молится Богу и сожалеть-хотя возможно в Эстонии вели себя иначе воины-но там где я наблюдал-даже памятник не ставили бы,плохое дело убивать-видеть это плохо..спаси и сохрани Россию от этого..

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #62 : 06 Май 2007, 13:51:26 »
Простите но как тогда работать с ближними не подсказывая их грехи а они тебе-Так всех научают их различать-подсказы такие кидают по Бренчанинову-бренчи/ветви/ надо рубить и до корней добираться грехов,все рубить.Остров фильм наглядно показывает-уберем его юродство-он мог открыто им говорить-как игумен просил-Но его бы сразу выгналибы-за осуждение-вот он и кидал подсказы-намеки,а это осуждение как не крути.Ему сказано было-я свои грехи без тебя знаю-чего осуждаешь..Не суди да не судим будешь-это игумен зрячий-а мне нужны осуждения и подсказы,для исправления-я реагирую на грех мой-на его обнаружение а не на того кто обнаружил и сообщил-только рад что подсказали,но это не сразу-вначале гнев,злоба-а вынюхал,узнал-шпион,стукач-но получив пользу,к нему бегом-давай еще давай, давай копай глубже..Многие боятся исповедовать смертные грехи-причастность к смерти,-вот был на войне и получилось при тебе, а мы почти все были на войнах разных и были свидетели-как оно на самом деле-потому наше дело молится Богу и сожалеть-хотя возможно в Эстонии вели себя иначе воины-но там где я наблюдал-даже памятник не ставили бы,плохое дело убивать-видеть это плохо..спаси и сохрани Россию от этого..

По своему не шибко большому разумению и из писаний отцов вынес такую мысль, что подсказывать нужно тем, кто просит. Иначе можно дойти до представления себя эдаким ангелом с огненным мечом, обличающим погрязший в грехе мир. А про собственные бревна забыть, да еще и добавить за счет гордыни.

Осуждение особо досаждает во время молитвы. То это возмущает, то другое не нравится. В итоге получается, что

"Враг мечтательно изображает как бы духовные вещи и вместо благодатной теплоты наводит свое неравномерное жжение, вместо веселья бессмысленную радость и мокротное наслаждение, отчего явно происходят самомнение и тщеславие."

AngelicCare

  • 3
  • Сообщений: 139
  • О если бы я был служен имени Господа Иисуса!
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #63 : 06 Май 2007, 14:01:14 »
Ох тяжко когда грехи твои тебе показывают... Враг душу задавливает до самого... Едва с душой-то себя ощущаешь - как не разгневаться...

Но когда отпускает - как благодарен от чистой души, от чистого сердца тому, кто показал...
Что желаешь другому, когда тот устремлён к жизни, к любой благодати святой и непорочной, к Богу, то желаешь себе в полноте и совершенстве.
Это формула отражения стужаний в духе.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #64 : 06 Май 2007, 14:09:41 »
Ох тяжко когда грехи твои тебе показывают... Враг душу задавливает до самого... Едва с душой-то себя ощущаешь - как не разгневаться...

Но когда отпускает - как благодарен от чистой души, от чистого сердца тому, кто показал...

Согласен. В широком смысле "просит" - готов принять и понять, что стараются помочь, а не унизить.
« Последнее редактирование: 06 Май 2007, 15:25:50 от Sергий »

Maria

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #65 : 07 Май 2007, 10:10:40 »
Rodion: «Вот и вопрос (вечный), что есть любовь. Ответ казалось бы очевиден - Он есть Любовь, но это больше ответ на вопрос «Кто есть Любовь», и из Любви к нам Он попускает иногда для нашей же пользы такое, что мы воспринимаем как горе и еще обижаемся, и еще не дай Бог ропщем. Посему «что есть любовь» как проявление любви (реализация так сказать). Условия, при каких человек может сказать – «ты меня любишь» или «ты меня не любишь» каковы?»
В общем смысле – самозабвение ради блага другого, принятие его ноши, сораспятие. Понимание «блага» зависит от опыта, мудрости и разумения любящего; форма творения (действия) блага определяется его «земным статусом» (ролью) в жизни любимого.

AngelicCare: «Я хотел бы услышать ваши описания состояния "ум во аде". Достаточно подробно, если можно. Прошу не теоретических изысков, но описания деятельного познания этого состояния.»
Малое имхо, смысл - спуститься в собственный ад. Осмысление того, что миром движет самость (жажда, захват, наслаждение, подчинение себе). Искусственность, автоматизм, разложение, мимикрия, подделка под хорошесть. Сам полон этим и всё вокруг. И все, что делал почти три десятка, при внешней пристойности, - это укреплял свои прелестные качества под маркой «индивидуальность» и нес искушения. Большее ничего. Сначала ужас и потрясение. Благодарность Господу, что дал увидеть. Словно, наконец, дошло, что так много читал у Отцов о прелести, покаянии, смирении, а еще раньше – в восточных учениях об иллюзии, страдании, отказе от себя и пр. «Не отчаивайся» - когда уже занимаешь позицию наблюдателя, и утешение в – Господи, помилуй.
« Последнее редактирование: 11 Май 2007, 14:25:27 от Maria »

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #66 : 07 Май 2007, 14:28:19 »
Цитировать
     Прошло пятнадцать лет со дня явления ему Господа. И вот однажды, в одно из таких мучительных ночных борений с бесами, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, Силуан встает с табурета, чтобы сделать поклоны, но видит пред собой огромную фигуру беса, стоящего впереди икон и ожидающего поклона себе: келлия полна бесов. Отец Силуан снова садится на табурет и, наклонив голову, с болезнью сердца говорит молитву:
       «Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?» И был ему ответ в душе:
       «Гордые всегда так страдают от бесов» .
       «Господи,— говорит Силуан,— научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа». И снова в сердце ответ от Бога:
       «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся» .

Так старцу явились эти слова. Чтобы смирилась душа нужно принять весь ад вокруг, видеть что твориться,
но не превозносить себя при этом выше и не мнить себя этого недостойным, не мнить себя достойным большего,
ведь все мы заслужили этот ад сами. Но как не опустить тогда руки? А просто не отчаяться. Верить. И Он явит
милость свою, так как Он есть Любовь и не подаст детям своим камень когда они попросят хлеба.
Старцы видели греховность, и свою в том числе, но они также и уповали на Спасителя не допуская сомнения
в том, что Он спасет и их грешных, и нас, грешных, помилует. Вот это я думаю и значит "держать ум во аде и
не отчаиваться".
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Виктория

  • Сообщений: 43
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #67 : 08 Май 2007, 00:45:23 »
держать ум в аду -научиться себя укорять не только за грехи ,но за малейшую тень греха ,за малейшее искушение .научитесь -мир поменяет краски .удачи .
пы.сы . не забывайте про любовь
Рождение Человека в человеке начинаеться с войны человека с Человеком (с)

Виктория

  • Сообщений: 43
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #68 : 08 Май 2007, 00:48:29 »
Машенька ,а Машенька ,а в Еванглии говориться что есть Любовь .только попробуй сие сердцем уразуметь ,а не логикой
Рождение Человека в человеке начинаеться с войны человека с Человеком (с)

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #69 : 08 Май 2007, 10:13:33 »
Отец Николай ( Гурьянов ) помоему  говорил
"Весь ад сейчас на земле. Смотри. Держись."
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #70 : 08 Май 2007, 11:06:52 »
держать ум в аду -научиться себя укорять не только за грехи ,но за малейшую тень греха ,за малейшее искушение .научитесь -мир поменяет краски .удачи .
пы.сы . не забывайте про любовь

Виктория,
простите, мне кажется, самоукорение вряд ли поможет. Иисусова молитва - желание очиститься от греха, исповедь своих падений и понимание собственной слабости на этом пути.

Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?


все, что возможно человеку - призывание Христа наподобие евангельских слепцов:

И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня?
Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши.
Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.

Самоукорение, имхо, работа бесов. Они используют укорение, пытаясь довести человека до отчаяния и смерти. Христос дает благодать, по сравнению с которой грех теряет свою притягательность и силу. Укоряет закон, благодать милует. Мне так кажется.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #71 : 08 Май 2007, 11:24:17 »
Sергий, мне кажется, вы смешиваете самоукорение и уныние, а это разные вещи.
Без самоукорения нельзя, ведь оно ведет к осознанию собственной греховности и в конце концов приводит к пониманию не на словах, а что называется всем сердцем, невозможности свершить внутреннюю перемену собственными силами. Тогда и появляются проблески смирения и начатки подлинного упования на Господа.
Но, действительно, тут важно не свалиться в штопор уныния и отчаяния, особенно когда одни и те же грехи мучают тебя постоянно.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #72 : 08 Май 2007, 11:44:55 »
"Я и сам себя не сужу, Судия же мне Господь" ап. Павел. Сергий прав. Мы (большинство из нас) не можем судить себя Судом Праведным, и посему самоосуждение - самочинное осуждение себя - такой же грех, как и то, что мы осуждаем. Посему, позволим Богу судить нас Любовью, а не своей самости осуждать душу на основе гордыни.

Бог нам показывает наши недостатки, чтоб мы избавлялись от них, с Его же помощью, чтобы приносили Ему их в жертву.
« Последнее редактирование: 08 Май 2007, 11:50:10 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #73 : 08 Май 2007, 11:54:11 »
Sергий, мне кажется, вы смешиваете самоукорение и уныние, а это разные вещи.
Без самоукорения нельзя, ведь оно ведет к осознанию собственной греховности и в конце концов приводит к пониманию не на словах, а что называется всем сердцем, невозможности свершить внутреннюю перемену собственными силами. Тогда и появляются проблески смирения и начатки подлинного упования на Господа.
Но, действительно, тут важно не свалиться в штопор уныния и отчаяния, особенно когда одни и те же грехи мучают тебя постоянно.

Уважаемый Антиквар, я имел в виду, что нужно с сокрушением исповедовать свои грехи перед Христом, а не перед ветхим Законом. Самоукорение, оно же самокопание и болезненная саморефлексия обычно ведет к унынию и отчаянию за счет порочного круга - я судья (гордыня) и я же обвиняемый (уныние). С одной стороны возрастает гордыня, с другой уныние, грехи все умножаются. У судьи все больше работы и чувства собственной значимости, у обвиняемого все больше сроки. :)

« Последнее редактирование: 08 Май 2007, 12:14:58 от Sергий »

Виктория

  • Сообщений: 43
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #74 : 08 Май 2007, 12:25:32 »
Серёжа,Антиквар ,и сказал господь "яко опасно ходите " в этом нужен интуитивный подход иногда грань настолько тонка ,что ОЙ.
Укор - ещё одна ступень на лестнице к Всевышнему .следуйте в направлении ,которое приводит к сердечному раскаянию в своих грехах и тогда сердце начнёт гореть и взывать,и тогда у вас будет не молитва ,а живой разговор с Гоподом .
 
Рождение Человека в человеке начинаеться с войны человека с Человеком (с)