Антиквар,
Извините за может быть глупый вопрос: а насколько сейчас в православном мире распространено имяславие? Сводится ли дело к отдельным сторонникам или же есть довольно многочисленные течения? Или это вообще "пройденный этап"?
Антиквар, насколько я понимаю, имяславие (в узком смысле) не является практическим течением - оно представляет из себя попытку богословского осмысления имени Божиего и его действия в нашем мире. Вроде бы существуют группки, которые заявляют о своих имяславских склонностях, - они, по видимому, тяготеют к альтернативно-книжному молитвенному "исповедничеству".
По сути же все молитвенники прославляют имя Божие. При рациональном складе и молитве внешними устами, естественно, никакого глубокого опыта и понимания смысла молитвы быть не может - а есть вырождение номинального православия в завуалированный протестантизм.
Трагедия заключается в том, что номинальное православие (разумею под ним главенствующее мышление), не приняв идей имяславия, в действительности заявило об окончательном разрыве со святоотеческой традицией. Дни церкви (и Российской империи) были сочтены. Если Византия перед своей гибелью правильно осмыслила (насколько смогла) сердцевину православного учения в лице т.н. паламизма, имеющего глубокие корни в афонском исихазме, то Синод русской церкви военными штыками, наоборот, оборвал чахлые и кривые побеги имяславия, идущие от скрытых в глубине золотых корней афонского монашества.
Искусного садовода - русского Паламы не нашлось - богословие и монашеская практика потеряли единство... Впрочем, уже Григорию Паламе во времена оны досталось не мало, и в дальнейшем православное святоотеческое учение было похерено.
Ошибка имяславия в том, что оно (в лице своих выразителей) вместо гибкого и свободного развития (на которое, впрочем, не было ни сил, ни времени), отвердело, не выпрямившись и не утвердившись. Быстрое догматическое отвердение оказалось катастрофой - имяславие мгновенно заметили и постарались - по сложившейся привычке - прополоть. А затем стали одумываться - да не успели - оказались прополотыми сами.
И теперь главное, о чем буду повторять неустанно. Благодать и многовековой опыт афонского монашества - как мистической вершины и сердцевины православия - с крушением имяславия утеряны не были. Передача благодати и излияние ее на весь православный мир произошли не с помощью догматических средств, как это было в Византии, а через слово афонского старца Силуана и его ученика Софрония.
Не случайно вокруг имени (и главы) прп.Силуана разыгрывались странные игры, и не случайно раздается змеиное шипение - как реакция на имя арх.Софрония - со стороны современных "имяславцев", хотящих восстановить мертвую оболочку этого учения. У них отнята сила и благодать и отдана всем жаждущим и алчущим - это дар монашества миру - мимо патрологических амбиций, догматических споров и клерикально-жреческого превозношения.