Исихазм

Автор Тема: О соединении ума с сердцем  (Прочитано 36326 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #30 : 20 Февраль 2007, 21:31:26 »
Рассмотрим случай, когда помимо них еще и наше воображение (а может и не только оно) рисует нам какой-то образ, руководствуясь. по-видимости, благим желанием быть с Господом на молитве "здесь и сейчас", "видеть" Его.

Вообще по поводу образности в молитве еще в первые века были разногласия. У Флоровского есть статья об этом здесь, хотя по-моему Флоровский акцентирует на богословской спороне и упускает практическую. Дело тут вовсе не в богословии и не в Оригене. С богословской точки зрения по крайней мере держать в уме образ Христа как он изображен на иконе вполне допустимо. Настоящая проблема в практической опасности такой пратики. Более поздние отцы неоднократно упоминали о случаях помешательства тех кто прибегал к образной молитве. Самое известное упоминание пожалуй у прп.Симеона:

"Когда кто-либо стоит на молитве и руки и очи вместе с умом воздевает к небу, а ум воображает божественные мысли и представляет небесные красоты, ангельские чиноначалия, обители праведных; говоря попросту, все, что слышал из Писания, собирает в уме во время молитвы, - он побуждает свою душу к божественному вожделению, явно всматриваясь в небо. Бывает и так, что у него текут слезы из глаз, и потихоньку он начинает кичиться в сердце, возноситься, мнить происходящее божественным утешением и молиться, дабы всегда пребывать в таковом делании. Это признаки прелести, ибо добро перестает быть добром, если совершается не должным образом. Значит, если таковой человек станет безмолвствовать неисходно, то невозможно ему не сойти [с ума]. Если же он случайно и не впадет в эту страсть, то стяжать добродетели или достичь бесстрастия ему невозможно. Этим вниманием обольщены чувственно видящие свет, обоняющие некие благовония, слышащие голоса и многое иное того же [рода]. Одни и вовсе стали одержимы бесами, бродя в помешательстве с места на место и из области в область. Другие, не узнав "преобразившегося в ангела светом" (2 Кор. 11, 14) и возгордившись, прельстились, впредь пребыв неисправимыми до конца, не принимая никакого вразумления от людей. Иные наложили на себя руки и стали самоубийцами, побужденные к этому обманщиком их: кто-то бросился с кручи, кто-то удавился. "   

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #31 : 20 Февраль 2007, 23:32:52 »
Византийский спор о Христе во плоти и  о Христе во Славе, вспыхнувший с новой силой в проблематике образа.  Иконопочитатели делали акцент на Боговоплощении. Но нельзя ли отметить затухание огня исихастской традиции в иконоборческое  и в пост-иконоборческое время, вплоть до Симеона Н.Б.?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #32 : 21 Февраль 2007, 03:03:53 »
Alex-Rus, именно так: чрезмерная сухость, которая иногда насаждается чрез меру, есть отклонение от царского пути в молитве.

Когда мы читаем непредвзято отцов, что видим? А видим многоэтапность и постепенность молитвенного пути: от молитвы устной и словесной к молитве умной и сердечной. И на первых этапах приветствуется и проявление чувств, и сдержанное воображение. И быть по другому не может, если вспомним про теорию образа. Богослужебная практика, церковная молитва, иконопись, почитание святынь, архитектура... они построены на выражении небесного в земных формах-символах. И личная молитва никак не должна противопоставляться молитве церковной и заведомо образной. Молитва может (и должна) быть и умиленной, и покаянной, и слезной, и... радостной - т.е. чувственной. И когда вместо покаянного или умиленного строя молитвы насаждается сухость, то и происходит конфуз - ум и душа человека вместо очищения и обновления становятся сухими и заскорузлыми. Когда же эмоциональная сфера очищена, ум успокоен и просветлен, тогда следует большее внимание уделять научению молитве безОбразной. Научение же безОбразной молитве сопряжено с (кажущейся) сухостью, поскольку за сухостью - глубже нее - находится огненное устремление, которое выжигает страсти.

Повторяю: до тех пор, пока ум и страсти не очищены и не успокоены, безОбразная молитва - ловушка воображения, ум воображает отсутствие образов, а сам переполнен всяческими стереотипами.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #33 : 21 Февраль 2007, 03:13:50 »
Более поздние отцы неоднократно упоминали о случаях помешательства тех кто прибегал к образной молитве.

Католическая практика молитвы строится на образе - и ничего, сумасшедших не больше, чем в православии. Напомню, что и Симеон Новый Богослов, говоря о первом способе (образной) молитвы, приводит ее специфический, заведомо прелестный вариант. Слабость (и недостаточность) образной молитвы много дальше и тоньше, чем опасность сойти с ума.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #34 : 21 Февраль 2007, 04:39:25 »
Католическая практика молитвы строится на образе - и ничего, сумасшедших не больше, чем в православии....Слабость (и недостаточность) образной молитвы много дальше и тоньше, чем опасность сойти с ума.

Опасность сумашествия появляется в случаях когда молитве уделяется большая доля времени и умственных усилий, т.е. это актуально для монахов и людей посвящающих молитве много времени. Особенно опасность повышается в практике непрестанной молитвы. Поэтому это и было замечено в основном среди монашествующих. Для среднестатистического человека молящегося по полчаса в день опасность сумашествия при образной молитве минимальна (если конечно нет уже развивающейся болезни или предрасположенности к ней). Но для таких например людей как Иоанн или многие другие здесь на форуме, которые молятся непрестанно или по многу часов в день, опасность образной молитвы для здоровья может быть вполне реальна. Так что при всех прочих слабостях образной молитвы о чисто медицинской ее стороне тоже не следует забывать.

А сколько сошли с ума среди католических монахов - ктож их считал и кто выяснял почему они повредились умом? Восточные отцы были просто более наблюдательными. И потом, практика образной молитвы у католиков была так распространена и подтверждена латинскими авторитетами что усомниться в ней вряд ли бы кто посмел.
« Последнее редактирование: 21 Февраль 2007, 05:02:17 от Evgeny »

Миша

  • Сообщений: 92
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #35 : 21 Февраль 2007, 12:16:23 »
А не ослажняем ли мы братья молитвенное дело допуская ту или инную форму образов.
Молитвенное дело должно быть как можно проше,так завещали св.Отцы.
Это - не велико: велико будет то, когда ты сочтешь себя - хуже всей твари

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #36 : 21 Февраль 2007, 13:08:08 »
Умное делание с молитвой отцами называются искусством искусств и художественным деланием, простота (цельность) должна быть в душе, а практика молитвы - дело непростое.

Миша

  • Сообщений: 92
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #37 : 21 Февраль 2007, 13:46:52 »
Я имел ввиду случай ,когда встал человек на молитву и знает четко -никаких образов .Если начнут одолевать надо взывать об этом к Господу и никаких гвоздей.А Вашем случае как ему вести себя ,тут все гораздо осложняеться.Не чувствует сердце при молитве ничего ,ну что ж прекрастный случай смириться,понять кто ты без Бога .Появилось чувство ,полилась молитва ,поблагодарим Его же ,и ни чего от себя.ИМХО так гораздо проще чем искать середину в образах.
Это - не велико: велико будет то, когда ты сочтешь себя - хуже всей твари

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #38 : 21 Февраль 2007, 13:54:07 »
Я имел ввиду случай ,когда встал человек на молитву и знает четко -никаких образов .Если начнут одолевать надо взывать об этом к Господу и никаких гвоздей.

Миша, Вы четко описали задание ментального образа - установки на определенный вид молитвы. И это образная молитва, в которой задан образ не принимать никаких образов. Просто задание образа молитвы происходит на более высоком уровне, чем приходящие - более низкие - мыслеобразы. А взывать к Господу, если одолевают помыслы, тоже образный тип молитвы.

Миша

  • Сообщений: 92
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #39 : 21 Февраль 2007, 14:34:06 »
Хорошо ,тогда простой вопрос,встать на молитву ,представить себе ,что пред тобой стоит Господь ,Божия Матерь и все святые с ней ,это как допустимо.Или лучше встать особо не копаясь в собственных грехах ,правда осознавая свое внутреннее состояние и пытаться заключить ум в слова молитвы.Что правильнее по Вашему.
Это - не велико: велико будет то, когда ты сочтешь себя - хуже всей твари

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #40 : 21 Февраль 2007, 15:03:25 »
Александр, правильно ли я понимаю, что лучше на помыслы просто не обращать внимания? Я просто не знаю, что правильнее, и считаю равноценными оба способа их одоления - как удалением внимания, так и "перекрытием", сокрушением силой имени Господа, есть еще третий - самый лучший - остановка мыслей, но он более сложный, требует весьма серьезной подготовки...
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

насчет сухости в молитве
« Ответ #41 : 21 Февраль 2007, 15:10:27 »
От сухости в молитве никуда не денешься – это длинный испытательный этап. Но и сухость бывает разной. Опасно отношение к Иисусовой молитве лишь как к умному аскетическому упражнению. Поупражнялся  - и за другие дела. В таких упражнениях нет томления Ожидания,  без которого нет и радости Встречи.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #42 : 21 Февраль 2007, 15:29:59 »
Евгений:
 
Цитировать
Значит, вслушивайся в звук молитвы, вглядывайся в начертание слов, смотри, если надо, на икону, но любые приходящие при этом образы отметай. Если они все равно приходят, то все равно отметай, покуда приходить не перестанут.

Хочу в этой связи процитировать одного подвижника XX века:
Цитировать
Произнося слова молитвы, зри и присутствие Божие в себе, отнюдь не допуская какое-либо воображение Господа, и слова не облекай в буквы.


1)Важный пункт – «зреть присутствие Божие в себе».

2)«вглядывайся в начертание слов»  или  «слова не облекай в буквы». Противоречие во мнениях?




Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #43 : 21 Февраль 2007, 15:36:37 »
Миша, для какого-то - в определенном состоянии  - хорош один тип молитвы, для другого или в другом состоянии - иной тип. Предстояние перед Господом полезно всегда, а представление, что пред тобой Господь, может быть полезным в начале молитвенной практики.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #44 : 21 Февраль 2007, 15:40:08 »
Keleynick, не обращать на помыслы внимания означает не сопрягаться с ними, не расссматривать, отодвигать. И конечно, внимание должно быть направлено на достойный объект.