+++Произнося слова молитвы, зри и присутствие Божие в себе, отнюдь не допуская какое-либо воображение Господа, и слова не облекай в буквы
+++1)Важный пункт – «зреть присутствие Божие в себе».
+++2)«вглядывайся в начертание слов» или «слова не облекай в буквы».
Я понимаю написанное так. "Вглядывайся в начертание слов", конечно, не означает, что мы должны рассматривать черточки в словах или краски на иконе. Было бы странно, если бы мы отказывались от образов, создаваемых воображением, и вместе с тем отвлекались на рассматривание деталей окружающего, то есть увлекались бы не воображением, а собственными чувствами.
Отвлекались от чего? Что мы созерцаем, когда пытаемся молиться (читать правило) безобразно, и от чего нас отвлекают тогда чувства и воображение? Конечно, я думаю, мы созерцаем тогда, как это единственно и положено на молитве, Царствие Божие и Бога, но созерцаем пока еще только верою, а не ведением. "Ведь вера, -- как пишет св. Максим Исповедник (Вопросоответ 33), -- есть безвидное Царствие Божие, а Царствие [Божие] есть вера, божественным образом обретающая [свои] формы"
При безобразной молитве мы созерцаем безвидным образом, то есть верою, Царствие Божие, и если «будем верить и не усомнимся» (Мк. 11: 23), то есть не позволим чувствам и воображению, отвлечь нас от этого созерцания, тогда Царствие Божие явится в силе, обретая свои формы «божественным образом». Что означает, что (во-первых, что это прозойдет по воле Божией, а во-вторых, что) это будут уже не описуемые образы здешнего мира, а неописуемые, «божественные», свойственные самому этому Царствию, которые мы будем созерцать тогда уже ведением, а не верою, но не сможем их описать, разве только отчасти.
Это и означает, по моему мнению, написанное выше: «]зреть присутствие Божие в себе». Иначе говоря, созерцать на безобразной молитве безвидным образом, то есть верою, Царствие Божие, которое «внутрь нас есть».
Слова же «не облекай слова в буквы» означают тоже единовидное созерцание произносимого, не отвлекающегося (в частности) на созерцание букв, то есть означают опять же созерцание Царства Божия верою.