брат Келейник,
на сторонников никто не нападает. каждому даны таланты и за то, что он с ними делает, будет отвечать сам. Другое дело, использовать для пропаганды адаптированного из восточных практик метода имена святых Григория Паламы и Симеона Нового Богослова, мягко говоря, не этично.
Почитайте "Триады...". Во всех местах полемики с Варлаамом Палама говорит о внешнем, зрительном характере сосредоточения на пупе. Ни о каком спуске нет ни слова. Зато внутреннему сосредоточению на сердце посвящена большая часть работы:
собрав рассеянный по внешним ощущениям ум, приводить его к внутреннему средоточию, к сердцу, хранилищу помыслов? Недаром достоименный Макарий [5] сразу за только что приведенными словами прибавляет: <Итак, здесь надо смотреть, начертаны ли благодатью законы Духа> [6]. Где <здесь>? В главном телесном органе, на престоле благодати, где ум и все душевные помыслы: в сердце. Видишь, что тем, кто решился внимать себе в исихии, обязательно нужно возвращать и заключать ум в тело, и особенно в то внутреннейшее тело тела, которое мы называем сердцем?
Здесь же есть объяснение кругового движения ума:
Василий Великий говорит, что <ум, не рассеивающийся по внешнему...> - стало быть, он может выходить вовне! а выходя, нуждается, конечно, в возвращении, почему Василий и продолжает: <...возвращается к самому себе, а через самого себя к Богу восходит> [15] * как бы неким надежным путем. Ведь круговому движению ума, говорит незаблуждающийся созерцатель умопостигаемого неба Дионисий, невозможно впасть в какое бы то ни было блуждание [16].
после падения внутреннему человеку свойственно уподобляться внешним формам [21], то неужели монаху, который старается возвратить свой ум вовнутрь себя и хочет, чтобы он двигался не прямым, а круговым и неблуждающим движением, не пригодится привычка не блуждать взором то туда, то сюда, но словно на каком-нибудь упоре останавливать его на своей груди или пупке? [22] Свертываясь внешне по мере возможности как бы в круг, то есть уподобляясь желаемому внутреннему движению ума, он и силу ума, изливающуюся из глаз, благодаря такой форме тела тоже введет внутрь сердца.
т.е. взгляд не блуждает вовне, а движется по кругу, сосредоточившись на груди или пупке. Кстати, ИЛИ уже о многом говорит. Если все равно, на чем сосредоточить зрительное внимание, значит нет и отдельного метода сосредоточения на пупе.
Для сомневающихся, здесь Палама прямо говорит о внешней форме сосредоточения:
"Разве не плоть, о которой и апостол говорил, что до вселения закона жизни в ней не живет никакого добра (Рим. 7.18)? Значит, ее тем более никогда нельзя оставлять без внимания. Как она подчинится нам, как нам ее не растерять, как отразить подступающего к ней духа злобы, особенно когда мы еще не умеем духовно отражать духовные силы зла, если не научимся быть внимательными и к своей внешней форме?"
честно говоря, темы про спуск в пупок ничего кроме удивления не вызывают.