Исихазм

Автор Тема: "Время книг" и его искушения  (Прочитано 27544 раз)

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #15 : 04 Январь 2008, 07:18:31 »
Незнаю незнаю как у вас брятья (что за напасть такая) но у меня от чтения св.от.писаний дух веселиться, ум просвещается и я как в иной мир ухожу и после чтения пребываю в духе несколько дней..не отходя от служб церковных, молитв у иконы,и умного делания!
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #16 : 04 Январь 2008, 09:32:55 »
"Victor, Враг тут не при чем. Это почти "физиология"  Ум не привык оперировать духовными понятиями и пытается схалтурить".

Gior, я написал "...в последнее время...", раньше такого не было.


r.b.Alexander, радуйтесь заодно, что Бог миловал Вас от напастей таких. 

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #17 : 04 Январь 2008, 11:07:05 »
Gior, я написал "...в последнее время...", раньше такого не было.
:) Значит Вы только в последнее время стали "цеплять" реальное содержание этих понятий. ИМХО, естественно ;)

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #18 : 04 Январь 2008, 11:36:59 »
Victor, а вам не кажется, что это похоже на то, что отцы называют бесом уныния? его главная цель рассеять внимание. Меня часто в сон клонит на молитве, бывает и при чтении Отцов. иногда помогает перечитвание одной той же молитвы (на которой попался) пока не пройдет сонливость, иногда физ. упражнения, иной раз ничего не помагает  :-)
яко немощен есмь

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #19 : 04 Январь 2008, 12:40:22 »
Антикваром поднята важная тема.

Лучшее чтение святоотеческой литературы - на длительном первом этапе - сердцем. Ум как бы уходит в сторону и только наблюдает. Ум терзают сомнения, ум хочет подвигов (а эмоции-страсти - быстрых успехов), ум сопротивляется или ублажается назидательным и слащавым переводом, бьется в видимых им противоречиях, спорит и не соглашается или пытается принять все как есть, а сердце - оно главный инструмент в постижении воли Божией через святоотеческое наследие - говорит безусловное Да! В глубине сердца, как нечто очень родное и до слез узнаваемое, приоткрывается духовное единство - и звучит согласие, и зажигается вера, и появляется желание обрести духовный источник.

Ум уходит в сторону, но не исчезает. Он не лезет в то, что выше его понимания, но должен отслеживать то, что может отследить, - эмоции и желания (или нежелания).

Лучшее чтение: молитвенное, тихое, неторопливое. Худшее: урывками, в общественном транспорте, с КПК.

Чтение нельзя отрывать от молитвы. Молитвенный опыт и чтение должны соединиться. Чаще же чтение опережает молитвенный опыт и представляет из себя рациональное поглощение информации. И вот рождается подвижник книжнического типа: умом уже "старец", а сердцем - слепец и в молитве - без опыта.

Одна из основных бед ума в том, что он - неочищенный и несмиренный - навязывает жесткие границы опыту, исходя из приобретенной при чтении информации. Навязанная и разработанная умственная схема видоизменяет и убивает опыт. То, что было оставлено подвижниками в качестве подпорок, превращается (их последователями) в мертвую привязь и жесткие путы. Посему читать надо первоисточники, не обращая особого внимания на пространные комментарии тех, кто только паразитирует на молитве других, не имея собственного молитвенного опыта.

И надо еще продираться через наслоения, накладываемые временем, другой обстановкой и другими задачами, решаемыми подвижниками прошлого, плохим переводом, сложившимися стереотипами и т.п. Редкий ум может справиться с такой задачей, поэтому рац. ум и должен быть отведен в сторону, чтобы не быть человеку погребенным под множеством умственных приражений.

Лучшее чтение - сердцем. Ум может подключиться позже, очищенный в безмолвии, возвышенный молитвой и поверенный сердцем.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #20 : 04 Январь 2008, 22:53:27 »
"Victor, а вам не кажется, что это похоже на то, что отцы называют бесом уныния?"

Да, тоже так и показалось.

"Меня часто в сон клонит на молитве, бывает и при чтении Отцов. иногда помогает перечитвание одной той же молитвы (на которой попался) пока не пройдет сонливость, иногда физ. упражнения, иной раз ничего не помагает"

Да, Стас, и у меня такое бывает, а почему? Нам уже сказали - "ум не привык оперировать духовными понятиями и пытается схалтурить". Вот как всё просто! А Вы говорите - бесы, бесы... :)

Хотя, если серьёзно, я думаю, что дело в нынешнем моём охлаждении, да и бесы влияют тоже.

 

Alex-naon

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #21 : 05 Январь 2008, 15:25:11 »
Процитирую полностью главу из "Книги о християнском житии"

Цитировать
О сем яко неподобает не помолившуся Богу святых книг прочитати

Подобает и сие незабвенно хранити и блюсти опасно повелеваемое святыми, и не полагати бы сие яко в некое небрежение сию святую вещь душеспасительную еже есть Слово Божие тако просто прочитывати, но прежде восстав помолитися и молитву сию уставленную святыми глаголати: (Альфа и Омега) «Господи Исусе Христе, отверзи ми уши и очи сердца моего, еже слышати ми слово Твое и разумети е, и творити волю Твою, яко пришлец аз есмь на земли. Господи не скрыи от мене заповедеи Твоих, но открыи очи мои и увем чюдеса Твоя от Закона Твоего, но просвети ми Господи ум разумети заповеди Твоя сказати ми безвестная и таиная Премудрости Твоея, на Тя бо уповаю Боже мои, яко Ты просветивши ми ум и мысль светом разума Твоего, не токмо чести написанных, но и творити, да не в грех себе святых жития и словеса почитаю, но во обновление и просвещение и святыню и в покров души моеи ив провождение к жизни вечнои яко Ты просвещение наше и о Тебе есть всяко даяние благо и всяк дар совершен и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком, Аминь».

Сему же подобно и Божественный Златоуст поучает глаголя: «Егда начнеши чести всяку книгу и сию молитву глаголати, прежде чтения, а егда же чтеши с прилежанием и болезнию чти, во мнози устроении, не мимо ходя стихи и нетщися токмо листов миновати. Но аще есть потреба не ленися, но дважды и трижды и множицею стих проиди яко да разумееши силу его. Егда же хощещи почести или чтущаго послушати прежде помолися Богу, глаголя молитву предреченную. Сице убо многое и безчисленное Святое Писание о молитве сеи сказует и преподобный Ефрем и Прологи и Патерики и Святоотечники и священноинок Дорофеи вси согласно о сеи молитве глаголют, всегда творити ко всякому чтению Святаго Писания и молитву уставленную святыми и досточудными мужи глаголати. Даже бы доброразсудительно и разумно было и своему разуму и смыслу не погрешительно како или что разсуждати от Святаго и Божественнаго Писания, не своему мнению и несоветному разуму никакоже последовати. Такоже и о слушащих и приседящих Слову Божию и хотящих слушати словеса душеспасительная простити и молитися о них подобает даже бы внятно и разумно было всем послушающим, а о молитве предписанней пред чтением глаголати, никто же да усумнится, несть бо наш разум и составление. Но многое множество о сем Святое Писание не повелевает. Нам же подобает паче всего, Господних Словес слушати и внимати еже глаголет: «Просите и дастся Вам» и паки «Вся елика аще рече с верою просите и будет вам».

Тако же и слушающим наказует глаголя: «Блажени слышащии Слово Божие и хранящии я» и «Имеяи уши слышати да слышит». Аще ли же невнятно Слово приходит слышащим, то подобает паки вопросити чтущих и просити у Господа Бога по Исаии пророку «Приложи ми ухо слышати да слышит». Тако же и о Писании: «Аще кто и от себе пишет, сиречь от своего разума, но согласно со святовосточною церковию и святоотеческим законом и с священными правилы согласно слушати и внимати подобает. Понеже и святии многая и безчисленная Святая Писания от себе произведоша и от благодати Духа Святаго научени быша, по согласию православныя християнския веры Церковь Божия вся та с любовию и с похвалою пряла есть.

Но сия вся творити с прошением и молением от Владыки Христа Бога и со благословением отеческим и с любовным братским советом. И тако Божия благодать начало и конец будет нам. А пред молитвою полагати 3 поклона до пояса и по молитве тако же 3 поклона полагати. И тако благословитися от отца или брата и начатии чести со умилением.
За молитвъ святыхъ отецъ нашихъ Господи Iсусе Христе Сыне Божiй помилуй нас. Аминь.

masha

  • Сообщений: 29
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #22 : 13 Январь 2008, 12:14:46 »
Бывало, в состоянии "сердце пусто, Небо глухо", когда гнет отчаяния становился особо невыносим и молитва уже невозможна. И вот в этом бессилии, как к источнику искомого утешения, искомой надежды на возвращение Бога, я прибегала к Евангелию, случалось нечто совсем жуткое: вместо любви и ободрения слова Книги говорили со мной грозно и обличительно, указывая на грехи, утверждая, что Бог меня отвергает и нет никакой надежды, еще более усугубляя ощущение отчужденности, отколотости. Каким образом я из этого выходила/выживала - не знаю.
Спрашивала у многих: священников, мирян - в ответ в лучшем случае недоумение.
Отсюда ps: назиданий не прошу (точнее, очень прошу не давать :wink:) - просто описываю

Сейчас читаю святых отцов просто с желанием у их костра погреться ("к краю риз прикоснуться"). Читаешь о подвижниках и свет их прекрасных душ тебя как бы осиявает, ты как будто в некое слабое подобие общения с ними, и с Богом через них, входишь.
Что же касается применения, следования -  это уже давно оставлено, это описанное в другой теме состояние: ощущение субъективной абстрактности правильных слов и невозможности личностных изменений...

С праздником всех!

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #23 : 15 Январь 2008, 14:15:32 »
Да, порой и чтение Евангелия, наше его восприятие может ввергать в отчаяние.
Вообще, в Писании и Предании видимый упор делается на покаянии как разовом акте. То есть вот был грешник, потом покаялся - и переменился, стал другим человеком. "Родился свыше". Но обычно на собственном опыте (и опыте других) мы видим совсем иное: каемся, каемся, но раз за разом впадаем в те же грехи.  То есть никакого видимого нам "рождения свыше" как будто не происходит, идет движение по замкнутому кругу - со знакомыми падениями и подъемами.
Отсюда возникает новое искушение: "Написанное - не для меня, Бог меня отвергает" или же просто: "Написанное - неправда".
Ум такие моменты становится тяжелой каменной плитой, которая падает на сердце и стремится раздавить его. Хотя сердце живо.
И что-то вновь поднимает эту холодную плиту.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #24 : 15 Январь 2008, 14:54:26 »
Антиквар, а может мы неверно понимаем "покаяние"?

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #25 : 15 Январь 2008, 19:11:00 »
Ещё один неприятный у меня момент - при чтении житий, особенно житий современных подвижников, с "правдоподобной" атмосферой советского времени или дореволюционного - короче, там, где нам уже понятнее в каких реалиях они жили - так вот, читаешь про какого-нибудь святого, что он с и детства в церкви бывал, и что родители были благочестивые, что в малолетнем возрасте уже был окормляем старцем, что "закономерно" стал монахом, и там уже и подвиги и чудеса...
Читаешь и думаешь - "ну такой человек уже с детства был словно приуготовлен к этому пути, а я-то?...". Бывают встречаются иногда жития, в которых рассказывается об "грешной" жизни святых до обращения их к Богу, да только все равно даже эти "грехи" по сравнению со своими собственными кажутся какими-то "ненастоящими", как случайные ошибки. Поэтому и понравилось, что в фильме "Остров" вначале показали человека мелкого и ничтожного (похожего на меня), а потом - получившегося из него старца, то есть заронили какую-то надежду, что и у меня получится вылезти из своего противоестественного состояния. Должно быть всё это от маловерия...
« Последнее редактирование: 15 Январь 2008, 19:21:04 от Victor »

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #26 : 15 Январь 2008, 23:01:36 »
Антиквар, а может мы неверно понимаем "покаяние"?

Я думаю, что мы не очень понимаем, что это такое. Или вообще не понимаем. Но меня этот вопрос интересует не как теоретический, а как насущный. И я не вижу сейчас для себя иного пути, как все же пытаться двигаться, если хотите, методом проб и ошибок. И повторений.

Ещё один неприятный у меня момент - при чтении житий, особенно житий современных подвижников, с "правдоподобной" атмосферой советского времени или дореволюционного - короче, там, где нам уже понятнее в каких реалиях они жили - так вот, читаешь про какого-нибудь святого, что он с и детства в церкви бывал, и что родители были благочестивые, что в малолетнем возрасте уже был окормляем старцем, что "закономерно" стал монахом, и там уже и подвиги и чудеса...

Вы совершенно верно подметили эту черту православной агиографии. Жесткое деление на "до" и "после", на "праведников" и "злодеев". Мы живем в эпоху, когда принято показывать и дурные, и хорошие и спорные поступки человека, а в те времена, когда сформировалось святоотеческое Предание и агиография, принято было писать иначе. Жанр восхваления для нас является фальшивым и презренным, а тогда все было наоборот - иначе читатель просто не понял бы. И для нас это тоже барьер, который приходится преодолевать.
Но, кстати, насколько сильно отличаются Евангелия от схемы "черное-белое"! В Евангелиях ведь показаны заблуждения, сомнения, слабости будущих апостолов, томление самого Господа - безо всякой слащавости и слезливости.

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #27 : 16 Январь 2008, 08:58:20 »
а может мы неверно понимаем "покаяние"?

Греческое слово metanoia ("покаяние") означает "перемена ума". (И. Алфеев)

Думаю, однин раз "покаявшись" сложно переминить свой ум, на это нужно достаточное время, может быть вся жизнь, и много еще чего...
яко немощен есмь

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #28 : 16 Январь 2008, 09:47:30 »
а может мы неверно понимаем "покаяние"?

Греческое слово metanoia ("покаяние") означает "перемена ума". (И. Алфеев)

Думаю, однин раз "покаявшись" сложно переминить свой ум, на это нужно достаточное время, может быть вся жизнь, и много еще чего...
Вот именно stas! ИМХО, верно понятое "покаяние" - действительно необратимо. "Переменив ум", увидев Бога, мир и себя по новому - человек не станет  повторять прежних грехов (кстати не напомните как оп гречески грех?). Между тем, в сознании многих,  "покаяние - перемена ума" подменено "покаянием - сожалением". metanoia может (и наверно будет) сопровождаться сожалением, но обратное верно далеко не всегда. Что и наблюдаем.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #29 : 16 Январь 2008, 11:26:18 »

Греческое слово metanoia ("покаяние") означает "перемена ума". (И. Алфеев)

Думаю, однин раз "покаявшись" сложно переминить свой ум, на это нужно достаточное время, может быть вся жизнь, и много еще чего...

в сознании многих,  "покаяние - перемена ума" подменено "покаянием - сожалением"

Верно, то есть покаяние это не обязательно одномоментный акт. Опять же, в Евангелиях апостолы, ведомые самим Христом, часто демонстрируют свое непонимание, свою приверженность земным страстям и страхам. То есть перемена ума даже в присутствии Господа во плоти в них свершается постепенно и завершается сошествием Святого Духа уже после Воскресения.
Что же происходит с "обычными" людьми в Евангелиях? Если присмотреться, то исцеляются те, кто дошел до крайней точки, у кого не осталось никаких надежд кроме как на Бога: слепцы, сидящие при дороге и вопреки пинкам и шиканьям громче и громче призывающие Иисуса на помощь, женщина, страдающая кровотечением 12 лет ("если прикоснусь к Нему, то исцелюсь"), чужеземка, умоляющая Господа за свою дочь ("даже псы питаются крошками со стола").
Вот у этих людей, находящихся на грани,  уже отбросивших все надежды на земное, у них действительно происходит перемена ума. Мгновенная, но подготовленная долгой скорбью.
Многие же другие видели, слушали Его, следовали за Ним, но затем оставляли. Даже апостолы в самый страшный момент бежали прочь, а потом не верили (боялись поверить?) в Воскресение.
Другое дело, что этот смысловой пласт Евангелия не сразу можно разглядеть. Поначалу же как будто видишь схему "грешная жизнь - быстрое покаяние - новая жизнь".