Антикваром поднята важная тема.
Лучшее чтение святоотеческой литературы - на длительном первом этапе - сердцем. Ум как бы уходит в сторону и только наблюдает. Ум терзают сомнения, ум хочет подвигов (а эмоции-страсти - быстрых успехов), ум сопротивляется или ублажается назидательным и слащавым переводом, бьется в видимых им противоречиях, спорит и не соглашается или пытается принять все как есть, а сердце - оно главный инструмент в постижении воли Божией через святоотеческое наследие - говорит безусловное Да! В глубине сердца, как нечто очень родное и до слез узнаваемое, приоткрывается духовное единство - и звучит согласие, и зажигается вера, и появляется желание обрести духовный источник.
Ум уходит в сторону, но не исчезает. Он не лезет в то, что выше его понимания, но должен отслеживать то, что может отследить, - эмоции и желания (или нежелания).
Лучшее чтение: молитвенное, тихое, неторопливое. Худшее: урывками, в общественном транспорте, с КПК.
Чтение нельзя отрывать от молитвы. Молитвенный опыт и чтение должны соединиться. Чаще же чтение опережает молитвенный опыт и представляет из себя рациональное поглощение информации. И вот рождается подвижник книжнического типа: умом уже "старец", а сердцем - слепец и в молитве - без опыта.
Одна из основных бед ума в том, что он - неочищенный и несмиренный - навязывает жесткие границы опыту, исходя из приобретенной при чтении информации. Навязанная и разработанная умственная схема видоизменяет и убивает опыт. То, что было оставлено подвижниками в качестве подпорок, превращается (их последователями) в мертвую привязь и жесткие путы. Посему читать надо первоисточники, не обращая особого внимания на пространные комментарии тех, кто только паразитирует на молитве других, не имея собственного молитвенного опыта.
И надо еще продираться через наслоения, накладываемые временем, другой обстановкой и другими задачами, решаемыми подвижниками прошлого, плохим переводом, сложившимися стереотипами и т.п. Редкий ум может справиться с такой задачей, поэтому рац. ум и должен быть отведен в сторону, чтобы не быть человеку погребенным под множеством умственных приражений.
Лучшее чтение - сердцем. Ум может подключиться позже, очищенный в безмолвии, возвышенный молитвой и поверенный сердцем.