...Сейчас слышится гвалт. Трудно уловить нить беседы.
А о согласовании человеческой воли с божественной... Нужно исходить из этого согласования. Нельзя расчленять таинственное тело взаимопроникновения человеческого и божественного.
Вы правы о "гвалте" и о "нити"...
Но причем тут Ваши последние слова? Простите, я немного тупая и не все понимаю.
Святые отцы говорили много об обожении человека, о взаимопроникновении человеческого и божеского (греч. –
перихорисис), но никогда они не говорили о соединении человеческой и божественной природы. Такое соединение возможно было только во Христе-Богочеловеке.
На форуме, говоря об обожении, нередко подразумевается,
во-первых, соединение природ, что, ну, никак невозможно. Нонсенс! Путается божественная природа и божественные энергии. А путаются они потому, что народ плохо представляет себе, что есть человеческая природа. И что такое, вообще, природа. Понимание этого, кстати, не сразу приходит. Рассудочно этого не уразуметь. Человеческая природа осознается верно только в свете благодати.
Во-вторых, плохо решается вопрос о человеческой личности. Кто готов ее растворить, тот не осознает ее. Не знает ее.
В-третьих, о человеческой воле. Остается ли человеческая воля или человек от нее отрешается? Или, все же, остается какая-то человеческая воля? Этот вопрос на форуме ранее успешнее решался.
А говоря о тайне взаимопроникновения, мне хотелось, в общем-то, всего навсего, повторить тютчевскую мысль, так поэтично лаконично и совершенно точно им выраженную : "Взрывая, возмутишь ключи,- Питайся ими - и молчи". Суть этой мысли в том, что имеющий истинный опыт соединения с Господом не говорит об этом вслух. Опять-таки, - евангельское сокровище, найденное в поле. Это вещи сокровенные - их не выкладывают так запросто, как это наблюдается сейчас на форуме. Это же тайна! Это же интимная вещь!
Да, можно вопросить опытных о том, что смущает в отношениях. Если есть смущение – то, что-то там в отношениях "не тае".
Можно поделиться с другими радостью своего общения, радостью своего преображения. Можно ликовать вслух, славя Господа!
Но духовный эксгибиционизм, выкладывание своего "индивидуального" мистического опыта – это выдавать тайну и, тем самым, лишаться ее. У свв. отцов есть сдержанность в этой теме. И даже застенчивость.
Можно доверенному лицу приоткрыть тайну для пользы этого ближнего, то есть указать вектор, сделать намётки. Но открыть, описать ее – это уже не тайна.
Об этом мой спич.