Maska: Для меня значимо то, что выводы Шмемана основаны на личном опыте священника, на длительном опыте Литургии, проживаемой как РЕАЛЬНОЕ ПРИСУТСТВИЕ ЦАРСТВА здесь и сейчас.
Можно было бы усомниться в этом, сделав скидку на субъективизм личного восприятия.
"РЕАЛЬНОЕ ПРИСУТСТВИЕ ЦАРСТВА" – да, это в шмемановском духе. Побочно, возникает, правда, глупый вопрос: "а есть ли нереальное присутствие Царства?"
"Здесь и сейчас"….
Эта древняя фраза так задолбана в наши времена в эзотерике и во всяких психотерапевтических теориях, что просто уже не работает. Прав Элифас Леви: "символы, размножаясь, превращаются в форму".
"Субъективизм личного восприятия у Шмемана"…
На мой взгляд, он имеет место быть. Помню мои впечатления от работ Шмемана еще в начале 80-х. Читал с преогромным интересом, но несмотря на свою неофитскую облагодатствованность и появившуюся тогда веселость духа, никак не дотягивал до шмемановской восторженности. Для меня он каким-то образом, безо всяких особых усилий оказывался уже
там. Мне уж стало казаться, что благодать в Америке как-то иначе действует, что ли. Вспоминается и разговор на самой заре перестройки, завязавшийся у часовни на Смоленском кладбище со священником и несколькими монахинями
оттуда, знавшими хорошо Шмемана... И опять эта восторженность, непонятно каким образом пребывавшая на них радость пакибытия…Непрекращающийся cheese…
Есть в этом, что ни говори, схожесть с картинками иеговистов из их "Сторожевой башни".
Если воспользоваться аверинцевским "
уже-но-еще-не", этим промежутком тайного преодоления, то у Шмемана налицо явный акцент на "
уже".
Попробую, правда, взглянуть на шмемановский феномен не в столь эмоциональной перспективе восприятия.