Если в качестве света воспользоваться Христовой заповедью
Что именно подразумевается здесь под
Христовой заповедью? Конкретные словесные формулы, объявленные Христом, или что-то более общее (типа звучащего изнутри голоса Истины).
А лучше, если возможно, облеките это в какой-нибудь подходящий образ - так мне, например, легче воспринимать.
Возвращаясь к нашим терминам, умом можно назвать...
У Вас не термины. У Вас образы. Образы могут передавать смысл, и очень глубоко (что не под силу терминам). Но для прочитывания и оперирования ими нужна живая традиция. Сообщество людей, имеющих духовную связь.
В прошлом элемент традиции был очень развит. Где-то встречала такую мысль: раньше население города было как один человек, а теперь один человек - как город, объятый гражданской войной.
Полагаю, много возникает сейчас путаницы из-за того, что отцы пренебрегали терминологией.
Не думаю, что дело том, что
пренебрегали терминологией. Можно вспомнить Ваше же собственное размышление об олтаре.
Олтарь из земли сотворите ми
- то есть из того, что ты разумеешь, что можешь понять.
Аще же Олтарь от камений сотвориши ми
- то есть из небесных умов
да не устроиши их тесаных: сечиво бо твое
- то есть логику и рассуждение
аще возложиши на них, то осквернятся
Максим Исповедник, например - его тексты читаешь как особый род духовной поэзии. Такой поэзии, где умная красота смыслов, где поэтическая свобода высказывания, но нет личного произвола, элемента всяких фантазий... Тут, правда, приходится прилагать усилия - пытаться выйти в состояние "умного полета", что не всегда удается.
Многие современные богословские тексты - это сечиво. Живые мысленные камни обрубаются, чтобы была возможность плотной подгонки в конкретной умственной конструкции.
А у отцов (не всех, правда) еще сохранен дар "языко-творения", где слово в каждом высказывании как бы рождается заново, творя вокруг себя особый подчиненный мир и об-наруживая тем самым множество нюансов собственного смыслового содержания...
Для подтверждения этой мысли - вот у Григория Богослова есть в "Определениях, слегка начертанных"
Бог есть сущность и первая доброта.
А то, что каждую вещь делает такой или иной, есть природа.
Хотя, знаю, что в богословии это синонимы, но через Григория Богослова здесь можно видеть и возможность различения.
Простите, что в сторону от темы. А возможно, что и не в сторону. Ведь имеем задачей определить термины. Хочется научиться слышать и понимать друг друга.