Исихазм

Автор Тема: Молитва словесно умная  (Прочитано 10079 раз)

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Молитва словесно умная
« : 20 Июнь 2008, 12:29:54 »
Давича обратился к батюшке с вопросом о такой молитве.
Рассказал ему чего пробовал. Ответ его меня несколько удивил.
Он мне посоветовал эксперименты прекратить. Сказал что
такое внимание практике (поясню позже) может быть и уделяли
на Афоне, а на Руси мол практике (в смысле техники) вообще
не уделялось внимания. Что все дается только по воле Божьей
(тут согласен) но как то не согласен с таким уходом от технических
вопросов. А они наверняка есть у каждого и каждый какие то свои
эксперименты делал. Причем думаю и у него есть какой то свой
опыт (у батюшки).
А эксперименты :-) заключались собственно в чем (смогу ли адекватно
написать :-) ?):
во время молитвы, творя ее не вслух, параллельно со словами
молитвы в голове как бы появляется еще поток мыслей, мыслишек и
мыслищ, которые не дают сосредоточится. Это думаю знакомо всем.
Сначала как мог гнал это дело, сосредотачиваясь на слове, потом
понял что и тот поток я могу занять, вытеснив его содержимое своим.
И первое что попробовал - параллельно с молитвой Иисусовой читать
"как бы в том потоке  :-) "Богородице Дево, радуйся" и надо сказать
получалось. Когда лучше когда хуже. Потом просто стал переносить
туда молитву Иисусову. Так практически легче. Начали мыслишки лезть
еще третьим потоком. Начал в параллель направлять молитву и туда.
Но дальше мне пока трудно, похоже процесс бесконечный :-). А напряжение
сильное получается. Боюсь лампочки перегорят. Еще что мне интересно,
потоки посторонних мыслей возникают спонтанно в уме в "разных местах".
А начинается молитва в районе горла. Потом дальше.

 :-) Внимание вопрос !  Стоит ли такие эксперименты таки продолжить?
Есть ли в них смысл? Не уводят ли они от молитвы, перенося "уклон
в техническую сторону ее исполнения"? И могут ли перегореть лампочки?

При всем при этом "внутренний эмоциональный порыв" в груди сохраняется.
То есть не теряется из за техники. Ну и плюс я совершенно не знаю что
это я такое себе напридумал и делаю. Допоможить разобраться.
Может все это шалости, и нужно их действительно просто оставить?
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Молитва словесно умная
« Ответ #1 : 20 Июнь 2008, 13:00:08 »
Rodion, по моему опыту (чисто технически), если продолжать концентрироваться на молитве, то "посторонние потоки" со временем уйдут. Возможно временами они будут возвращаться, но все реже и реже. А то, что Вы делали, похоже создаст предпосылки для сохранения "многоканальности"... Не уверен плохо это или хорошо, но если цель - занять все сознание молитвой - ИМХО, немного не то.
Насчет лампочек - вряд ли. Хотя если очень постараться... Голова болит?

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: Молитва словесно умная
« Ответ #2 : 20 Июнь 2008, 13:37:45 »
Во первых, как всегда хочу предварить, что дальнейшее будет лишь измышлением дилетанта, впрочем за последнее время все успели увидеть мое истинное лицо, поэтому, думаю, и так воспримут верно...

Как не странно, но мне в этом всем видится вопрос веры, от разрешения которого я и сам очень и очень далек...

Вопрос вот в чем: верим ли мы, когда произносим слова Иисусовой молитвы, что Он, иисус Бог и слышит нас, что Он может подать нам просимое, что Он может открыться нам, без всяких технических приемов?

Когда пытаешься молиться в таком умонастроении, то молитва идет очень медленно, каждое слово дается с трудом, ты как бы преодолеваешь свое неверие, ты преодолеваешь чувство, которое гложет тебя, что молитва направлена в пустоту, что никто тебя не слышит и т.д., после каждого слова ты как бы делаешь паузу и вглядываешься внутрь, не пришел ли Он, не ответил ли и т.д.

И здесь очень велик риск подмены, принятия некоторого чувства, за Его благодать и пришествие...

Если сосредоточится на этом всматривании, ожидании, всем своим существом, если желание прикоснуться к Нему, встретить Его, предстать пред Ним, увидеть Его здесь и сейчас, достаточно сильное, то все силы души собираются в эту точку-ожидание естественным образом, а собравшись в этой точке дискретность ума, разбиение его на потоки(на самом деле, имхо, это иллюзорная игра разума, нет никаких потоков, само уделение им внимания порождает все новые и новые потоки -матрешки) если и не пропадает вовсе, то очень уменьшается...

Другое дело, что я совершенно не уверен, насколько такой образ молитвы соответствует святоотеческому стандарту безОбразности???

С одной стороны голое ожидание, желание Его пришествия, голое ощущение поиска, этот зов, лишен грубой образности, с другой стороны не является ли это чувство тоже своего рода образом, только более утонченного плана???

В этом очень бы хотелось разобраться...

И еще, конечно это трудно, постоянно прибывать в таком ожидании, поэтому прочее свободное время стараюсь просто хранить помыслы, держать ум и чувства в тишине, но без напряжения, просто полюбив эту тишину(для этого надо сначала искренне возненавидеть свою мерзопакостную ментально-чувственную возню).

Насчет же лампочки, знаете, может я преувеличиваю, но мне кажется такое напряжение очень опасным, и перспектива перегореть вполне реальной, вспомните хотя бы чем закончились бдения бедной Светланы , из темы про одержимость...

С уважением, Дионисий К
   
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Молитва словесно умная
« Ответ #3 : 20 Июнь 2008, 13:39:05 »
Rodion, по моему опыту (чисто технически), если продолжать концентрироваться на молитве, то "посторонние потоки" со временем уйдут. Возможно временами они будут возвращаться, но все реже и реже. А то, что Вы делали, похоже создаст предпосылки для сохранения "многоканальности"... Не уверен плохо это или хорошо, но если цель - занять все сознание молитвой - ИМХО, немного не то.
Насчет лампочек - вряд ли. Хотя если очень постараться... Голова болит?

Не не болит. Я стараюсь не переусердствовать
просто как эксперимент
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Молитва словесно умная
« Ответ #4 : 20 Июнь 2008, 13:51:03 »
...
Вопрос вот в чем: верим ли мы, когда произносим слова Иисусовой молитвы, что Он, иисус Бог и слышит нас, что Он может подать нам просимое, что Он может открыться нам, без всяких технических приемов?


 Это вопрос естественно открытый. Он не столько в вере, сколько в ее глубине.
Но стучать то надо. "верую Господи, помоги моему неверию..."

Когда пытаешься молиться в таком умонастроении, то молитва идет очень медленно, каждое слово дается с трудом, ты как бы преодолеваешь свое неверие, ты преодолеваешь чувство, которое гложет тебя, что молитва направлена в пустоту, что никто тебя не слышит и т.д., после каждого слова ты как бы делаешь паузу и вглядываешься внутрь, не пришел ли Он, не ответил ли и т.д.

Нечто подобное тоже проделываю. Я описал просто техническую сторону. Остальное по "классике".


Насчет же лампочки, знаете, может я преувеличиваю, но мне кажется такое напряжение очень опасным, и перспектива перегореть вполне реальной, вспомните хотя бы чем закончились бдения бедной Светланы , из темы про одержимость...

С уважением, Дионисий К

Думаю там другое. Я ни скем не разговариваю. Просто вытесняю мусор когда он сваливается.
Так правильней сказать. И еще просто понял что не смог сразу нормально написать.
Описывал именно техническую часть, остальное опустил.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Молитва словесно умная
« Ответ #5 : 20 Июнь 2008, 14:05:39 »
Еще раз оговорюсь оговорюсь - пишу только о технической стороне.
Не не болит. Я стараюсь не переусердствовать
Тогда думаю можно не опасаться за лампочки...

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: Молитва словесно умная
« Ответ #6 : 20 Июнь 2008, 14:07:12 »
а Вы попробуйте для разнообразия(в конце концов, это имхо, творческий процесс) хотя бы раз плюнуть на технику вообще, просто молиться от сердца, ощутите свое одиночество, ведь мы и вправду так одиноки!!! Оди на один со своим внутренним злом!!!
И молитесь как дышите, просто зовя, "Господи, приди и виждь как я одинок и немощен!!!"

Я не призываю напрочь забыть о технике хранения ума, а просто попробовать не молиться дня два, накопить что ли, эту тоску по встрече с Ним и потом ее выплеснуть...

Но опять же, насколько такой "выплеск" соответствует безОбразности, я не знаю....и вообще в верном ли направлении мой совет....

Простите....

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Молитва словесно умная
« Ответ #7 : 20 Июнь 2008, 14:28:34 »
1. Священник дал ответ, который трудно назвать правильным. Если бы он сказал "не знаю", и напомнил, что следует искать самое главное, было бы достаточно, а так произошло превышение полномочий на основе сложившихся (неверных) представлений о малой важности техники молитвы.

2. Несоблюдение технических приемов в любой области (будь она сугубо технической, творческой или молитвенной) к хорошим результатам не приводит. Если, скажем, иконописец не соблюдает технологию написания иконы, то и икона получится не самой удачной. В молитве строится словесно-мысленная икона, очищается и расширяется ум, меняются чувства. Несоблюдение правил (в т.ч. технических) на этом пути - признак неорганизованности, неочищенности и невежества ума.

3. Мысленные потоки бывают разных типов. Один из них: мысленные формации, которыми заполнено ментальное пространство (условно: вокруг головы человека). Другой: как бы внешний - по горизонали. Это мыслепотоки и формации других людей и существ, находящихся примерно на этом же ментальном этаже. Третий - по вертикали. Этот тип познается при восхождении и нисхождении по лестнице ума-сознания.

Мысленные потоки первого типа должно отводить и успокаивать, а затем утишать, растворять, если они нужны, организовывать, - поскольку они являются (стали по каким-то причинам) собственностью молящегося.

Мысленные потоки второго типа - отводить, уметь наблюдать их со стороны как бы краешком глаза, научиться принимать, если они полезны (напр., при молитвенном чтении святоотеческой литературы), или отвергать, если вредны.

Третий тип открывается как первый и второй при подъеме либо спуске по лестнице ума. Только для продвижения вверх или вниз по этой лестнице затрачивается особая сила ума.

Естественно, попытка наблюдать и регулировать сразу несколько разрозненных потоков будет приводить к излишнему напряжению ума. По мере очищения, успокоения и расширения ума будут и настраиваться мысленные потоки. Тогда на одном этаже своего ума можно будет молиться или размышлять, а на другом - решать бытовые вопросы. Появится универсальность ума и разовьется умение быстро переключаться между задачами. И очень важная способность - умение восходить по лестнице ума.

Каждый решает сам, быть ему хозяином своего дома ума и души или быть рабом, влекомым скрытыми от него силами.

Orthoped

  • Сообщений: 39
    • Просмотр профиля

Re: Молитва словесно умная
« Ответ #8 : 20 Июнь 2008, 14:30:10 »
Вы правы, такое действительно знакомо. Своеобразная "многозадачность операционной системы". У меня такое бывает и при умно-сердечной молитве и при молитве умом по молитвослову...
Для себя объясняю это своеобразным автоматизмом, который может проявить себя в чем угодно. Можно стихи скажем рассказывать и еще и думать о чем-то отвлеченном...
В определенных ситуациях такая многозадачность=многопотоковость представляется мне вещью полезной. Например когда творишь Иисусову молитву в быту... например, на машине едешь, или скажем во время работы... Тогда молитва Иисусова идет как бы ЗАЩИТНЫМ ФОНОМ И ПАРАЛЛЕЛЬНО... концентрация на ней то снижается, то повышается, но из этой параллельности она не исчезает...
А вот когда это происходит скажем вечером... в тишине, в темноте... т.е. при отсутствии раздражителей... когда встаешь именно на молитву... Тогда мне такая многопотоковость представляется вредной... Причем она возникает не сразу, а приходит как бы постепенно... Молишься-молишься и вдруг бац - оказывается думаешь о чем-то постороннем а молитва идет где-то в отдалении... Причем часто это "постороннее" оказывается никак не связанным с событиями дня... невольно возникает ощущение о подсунутости этих мыслей, о том что меня отвлекают из вне, подсовывают темы для беседы... В этих случаях я от такой многопотоковости стараюсь уходить... Гоню мысли прочь (со словами "уйди сатана!!!" как бы во вне от себя... слова простые но мне они реально помогают... на какое-то время...)... И концентрируюсь умом именно на молитве... Как бы ПЕРЕЖЕВЫВАЮ ЕЕ что-ли... Медленно, неторопливо... В этой связи акцент на числе молитв мне кажется не совсем правильным... У меня молитва обычно укладывается в один "круг" по четкам - 100 молитв... минут 10-15-20... как в принципе и молитва по молитвослову... дольше я пока пребывать в молитвенном настрое не могу...
А горло... Мне кажется области горла надо избегать, умом пребывая (прилепляться... прикрепляться... погружаться... проваливаться... покоиться...) в сердечной области... Связь ума с горлом я отмечал тогда, когда начинал учиться умной молитве, когда слова как бы беззвучно проговаривались голосовыми связками... потом это ушло...
Если посторонние мысли особенно навязчивы - молюсь на коленях... причем бывает что за один "круг" на четках встаю на колени и с колен несколько раз... хотя чаще всего первые 50 молитв - сидя, а вторые - на коленых... т.е. именно в середине "круга" внимание начинает рассеиваться... а некоторое мышечное напряжение способствует концентрации, хотя видимо это не совсем "телесная исихия"...
А иногда бывают совсем уж навязчивые мысли... по типу - "а надо ведь еще то-то и то-то сделать"... это бывает чаще всего при молитве умом по молитвослову... тогда записываю их в коммуникатор (молитвослов у меня там же) и мысли отступают... такая вот хитрость сермяжная... 

А от технической стороны молитвы, своеобразных приемов, мне кажется никуда не денешься... Все мы разные, у всех у нас свои психо-телесные особенности и под них приходится подстраиваться и использовать... Другое дело что все мы более-менее классифицируемы а потому есть и более менее общие рекомендации с некоторыми отступлениями...
Другое дело что весь объем информации человеку со стороны, "не в теме", сразу и не донесешь... А он эту отрывочность вполне обоснованно воспримет с опаской, настороженно... Поэтому стоит ли задавать вопросы тем от кого скорее всего ответа на интересующий вопрос не получишь? можно ли ведь предварительно и прозондировать? и ведь это не обман... батюшка на исповеди и духовник - это разное (хотя я не знаю вашей ситуации)... хотелось бы конечно бы с кем-то и поговорить "в живую", но лично мне таких людей не встретилось еще (хотя уверен - наверняка ведь где-то рядом...), а потому за 2 года Иисусовой молитвы я в принципе ни с кем об этом и не говорил... так, пара эпизодов... но понял, что лучше не смущать людей... зачем? более того... может быть желание "поговорить об этом" не более чем желание "заявить о себе"? мол "вот я какой особенный"? по крайней мере думаю что в моих "пару раз" так именно и было... А ведь если Господь сочтет возможным дать нам какой-то опыт в реальном общении - такое общение тут же возникнет...
Благодарю Тебя, Господи, за то, что есть у меня, и тысячу раз за то, чего у меня нет...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Молитва словесно умная
« Ответ #9 : 20 Июнь 2008, 14:31:08 »
а Вы попробуйте для разнообразия(в конце концов, это имхо, творческий процесс) хотя бы раз плюнуть на технику вообще, просто молиться от сердца, ощутите свое одиночество, ведь мы и вправду так одиноки!!! Оди на один со своим внутренним злом!!!
И молитесь как дышите, просто зовя, "Господи, приди и виждь как я одинок и немощен!!!"
Я не призываю напрочь забыть о технике хранения ума, а просто попробовать не молиться дня два, накопить что ли, эту тоску по встрече с Ним и потом ее выплеснуть...

Дионисий К описывает один из приемов, позволяющих перейти на другой уровень ума-сознания, прибегая к эмоциональному "топливу".

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: Молитва словесно умная
« Ответ #10 : 20 Июнь 2008, 14:55:06 »
Alexander, прошу Вас прокомментировать вот этот мой вопрос:
Цитировать
Другое дело, что я совершенно не уверен, насколько такой образ молитвы соответствует святоотеческому стандарту безОбразности???

С одной стороны голое ожидание, желание Его пришествия, голое ощущение поиска, этот зов, лишен грубой образности, с другой стороны не является ли это чувство тоже своего рода образом, только более утонченного плана???

Очень бы хотелось услышать Ваше мнение.

Заранее благодарю.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Молитва словесно умная
« Ответ #11 : 20 Июнь 2008, 14:55:58 »
Сам неднократно сталкивался с этой проблемой. Сначала пытался заняться исправлением этих "потоков", замещением, облагораживанием, но понял, что чем меньше обращаешь на них внимания, тем больше внимания отдается самой молитве, и тем быстрее эти "потоки" затухают. Т.е. их можно видеть, но не нужно обращать внимания. Прав ИМХО Гиор, что надо стремится к тому, чтобы молитва творилась всем сознанием, всем существом. С потоками ИМХО бороться не надо, молитва их сама, как бы поглотить, если перестать их подкармливат - они гибнут. Но это так лично у меня и это касается только молитвы.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Молитва словесно умная
« Ответ #12 : 20 Июнь 2008, 15:51:32 »

...

3. Мысленные потоки бывают разных типов. Один из них: мысленные формации, которыми заполнено ментальное пространство (условно: вокруг головы человека). Другой: как бы внешний - по горизонали. Это мыслепотоки и формации других людей и существ, находящихся примерно на этом же ментальном этаже. Третий - по вертикали. Этот тип познается при восхождении и нисхождении по лестнице ума-сознания.

Мысленные потоки первого типа должно отводить и успокаивать, а затем утишать, растворять, если они нужны, организовывать, - поскольку они являются (стали по каким-то причинам) собственностью молящегося.

Мысленные потоки второго типа - отводить, уметь наблюдать их со стороны как бы краешком глаза, научиться принимать, если они полезны (напр., при молитвенном чтении святоотеческой литературы), или отвергать, если вредны.

Третий тип открывается как первый и второй при подъеме либо спуске по лестнице ума. Только для продвижения вверх или вниз по этой лестнице затрачивается особая сила ума.


Спасибо огромное за разьяснение. Думаю в моем случае это потоки 1го типа. Не знаю как правильно сказать, но внутреннее пространство мною осознаваемое, оно шире выше больше тела. И эти потоки действительно гдето в районе головы.
И наблюдение все ведется из некоторой точки внутри этого пространства. И из нееже контролируется (если так можно сказать) некоторый обьем этого пространства. В остальном же не очень контролируемом обьеме царит некий хаос :-) этих самых потоков, которые зачастую просто непонятно какой мусор. Есть среди них и такие, которые просто улетучиваются как только на них сосредоточишь внимание, как правило выглядят "как бы голос", хотя однажды удалось "послушать" фоном не сосредотачиваясь,
- набор слов и все - скорее игра разгоряченного ума в конце рабочего дня, есть и такие, которые стремяться захватить все внимание как только к ним прислушаешся. Поэтому если игнорировать (не обращать внимание) донимают одни. Наблюдать вторые, так сразу приходится с ними бодаться. Поэтому ж вот и пробовал "вытеснение" так сказать... А вот нужных както отдельно не выделял. Может нужные просто не наблюдаются как стороннее ??
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Молитва словесно умная
« Ответ #13 : 20 Июнь 2008, 16:12:46 »
Alexander, прошу Вас прокомментировать вот этот мой вопрос:
Цитировать
Другое дело, что я совершенно не уверен, насколько такой образ молитвы соответствует святоотеческому стандарту безОбразности???

С одной стороны голое ожидание, желание Его пришествия, голое ощущение поиска, этот зов, лишен грубой образности, с другой стороны не является ли это чувство тоже своего рода образом, только более утонченного плана???

В устремлении, о котором вы говорите, есть несколько составляющих. Центральную ось устремления составляет волевое усилие, воление, зажженное Божьим зовом (Словом). Воление вовлекает в действие. Действие же строится сообразно миру (уровню, слою), в котором оно осуществляется.

Совлекаемся одежд действия - остается "голое ожидание", которое само вызвано Логосом и Его действованием. Вот и связь. Вхождение в сверхобразное происходит за счет искреннего (от Бога) волевого усилия, облеченного в одежды-образы действия, которые соответствуют тому миру (ступени, телу), в котором действие осуществляется. Когда  ступень проходится, то и соответствующие ей одежды (действия) совлекаются. Скажем, когда словесная молитва переходит в умную, утихают физические действия. Затем в созерцании утихают душевные и умственные действия, затем растворяется и сама зеркальная поверхность созерцания ( с нее начинает строится образ)...

Например, на чувственном уровне желание Его пришествия одевается в эмоциональные и страстные одежды. Для этих одежд-действий характерно чувство покаяния, ощущение своей греховности, умиление, слезы и другие переживания. Соответствуют ли такие переживания "святоотеческому стандарту" молитвы? Безусловно, соответствуют! Как необходимая и очень важная ступень. Но в этих одеждах на брачный пир не пройти, они должны быть совлечены... 

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Молитва словесно умная
« Ответ #14 : 20 Июнь 2008, 16:22:18 »
...
 Гоню мысли прочь (со словами "уйди сатана!!!" как бы во вне от себя... слова простые но мне они реально помогают... на какое-то время...)... И концентрируюсь умом именно на молитве... Как бы ПЕРЕЖЕВЫВАЮ ЕЕ что-ли... Медленно, неторопливо... В этой связи акцент на числе молитв мне кажется не совсем правильным... У меня молитва обычно укладывается в один "круг" по четкам - 100 молитв... минут 10-15-20... как в принципе и молитва по молитвослову... дольше я пока пребывать в молитвенном настрое не могу...

Да, очень похоже. Но гнать у меня не получилось :-)
А как Вы их гоните можете попробовать описать ?

А горло... Мне кажется области горла надо избегать, умом пребывая (прилепляться... прикрепляться... погружаться... проваливаться... покоиться...) в сердечной области... Связь ума с горлом я отмечал тогда, когда начинал учиться умной молитве, когда слова как бы беззвучно проговаривались голосовыми связками... потом это ушло...

Я и есть начинающий. Спасибо :-).

Если посторонние мысли особенно навязчивы - молюсь на коленях... причем бывает что за один "круг" на четках встаю на колени и с колен несколько раз... хотя чаще всего первые 50 молитв - сидя, а вторые - на коленых... т.е. именно в середине "круга" внимание начинает рассеиваться... а некоторое мышечное напряжение способствует концентрации, хотя видимо это не совсем "телесная исихия"...
А иногда бывают совсем уж навязчивые мысли... по типу - "а надо ведь еще то-то и то-то сделать"... это бывает чаще всего при молитве умом по молитвослову... тогда записываю их в коммуникатор (молитвослов у меня там же) и мысли отступают... такая вот хитрость сермяжная... 

 Обратил внимание что сами четки очень помогают. И кстати оценил наконецто практическую полезность поклонов.
Не зря ведь помоему Антоний Великий рекомендует по 1500 поясных да 500 земных. Я так понимаю по числу молитв.
Хотя я грешу тем что на колличество внимания не обращаю. Еще четки, как теперь вижу, и со 2м типом потоков тоже
помогают, когда в транспорте или на улице. Я честно говоря не заморачиваюсь на окружении. Достал четки, они маленькие
на 50 у меня. Опустил руку к сидению, второй чуть с боку прикрыл, и вперед. Но при этом нет такого отвлечение на
творящееся вокруг. Однозначно они организуют.

А от технической стороны молитвы, своеобразных приемов, мне кажется никуда не денешься... Все мы разные, у всех у нас свои психо-телесные особенности и под них приходится подстраиваться и использовать... Другое дело что все мы более-менее классифицируемы а потому есть и более менее общие рекомендации с некоторыми отступлениями...
Другое дело что весь объем информации человеку со стороны, "не в теме", сразу и не донесешь... А он эту отрывочность вполне обоснованно воспримет с опаской, настороженно... Поэтому стоит ли задавать вопросы тем от кого скорее всего ответа на интересующий вопрос не получишь? можно ли ведь предварительно и прозондировать? и ведь это не обман... батюшка на исповеди и духовник - это разное (хотя я не знаю вашей ситуации)... хотелось бы конечно бы с кем-то и поговорить "в живую", но лично мне таких людей не встретилось еще (хотя уверен - наверняка ведь где-то рядом...), а потому за 2 года Иисусовой молитвы я в принципе ни с кем об этом и не говорил... так, пара эпизодов... но понял, что лучше не смущать людей... зачем? более того... может быть желание "поговорить об этом" не более чем желание "заявить о себе"? мол "вот я какой особенный"? по крайней мере думаю что в моих "пару раз" так именно и было... А ведь если Господь сочтет возможным дать нам какой-то опыт в реальном общении - такое общение тут же возникнет...

Я понял что если не задам его на форуме, то больше просто негде. А морочится с этим вопросом придется.
Лучше таки людей послушать. Тем более здесь много есть кому задать этот вопрос.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.