Вопрос о световых явлениях, возникающих при молитве, был задан в частной переписке. Поскольку эта тема интересна и другим участникам форума, выношу ее на открытое обсуждение.
Вкратце, отношение к световым явлениям при молитве подпадает под золотое святоотеческое правило: не принимать и не отвергать.
Помню разговор с юным подвижником из одной общинки подвизающихся (под Петрозаводском). Он сказал с таинственным придыханием, что некто из его общинки достиг большой молитвенной высоты: он видит свет с закрытыми глазами. Это классический пример ошибочного отношения (то бишь прелести) к световым явлениям. Другая ошибка - страх перед такими явлениями.
Природа световых явлений, возникающих с закрытыми глазами, разнообразна. Достаточно надавить на глазное яблоко или сильно зажмурить веки, чтобы вспыхнул свет. Многие наблюдают вспышки яркого света в момент резкого пробуждения (напр., при вечернем засыпании).
При молитве происходит погружение во внутренний мир, и первый свет, который открывается, чувственный или мысленный. И он облечен по обыкновению, в причудливые образы. Исихастская молитва направлена на отведение и растворение образов - для того, чтобы пройти, не повредившись, через фантазийный внутренний мир и превзойти его. Поэтому-то при попытке молиться безвидно и могут выйти на первое место не образы (как это обычно бывает), а различные света, т.е. (тварная) энергийная подоплека образов. Эти света подобны лучам прожекторов, которые рисуют картинки на стене, и вот стена, на которой рисуются картинки, убирается, остается же свет прожекторов.
Убирается стена образа (а таких стен много), и распахивается новый чувственный или мысленный мир, который обладает собственным (отраженным) свечением и заполнен сознательными существами.
Свет благодати несут и ангелы - тварные существа, свой свет имеют и бесы. Посмотрите, даже цветы и растения... иногда можно увидеть физическими глазами их тонкоэфирное свечение. Но у нас разговор не об аурах...
По православному учению, кроме тварного света есть - и первичен! - свет Фаворский - нетварная божественная энергия. Иногда этот свет посещает молитвенника, он может приходить непосредственно или опосредовано - через ангелов. Этот свет может быть такой мощи, что он вторгается в физический мир, и обычные глаза ослепляются его величием. Этот свет может приходить тихо и незаметно... как бы невидимо, преображая ум, душу и тело человека. Когда этот свет посещает молитвенное место - храм во время богослужения, - то внутреннее храмовое пространство наполняется интенсивным свечением: воздухи проясняются, иконы и лица некоторых людей почти светятся, пение на клиросе становится ангельским, стены как бы раздвигаются, и благодатный покров почиет на головах молящихся. Жаль, редки эти минуты...
Уже многие тварные силы несут с собой мир и упокоение. Именно это состояние мы находим при созерцании восходов и закатов... цветов... играющих животных... И при благодатных посещениях в молитве совершенно не важно, наблюдаются световые явления или нет, важно привнесение этим (обычно невидимым) светом мира, ясности, спокойствия, тихой радости и любви. И еще этот свет приносит сокровенное знание и побуждающую силу к поиску и обретению Господа... И этот свет нетерпим к любой лжи, он беспощадно высвечивает все темные закоулки души.