Исихазм

Автор Тема: Вчера был праздник Серафима Саровского  (Прочитано 15851 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Предлагается для ознакомления история воцерковления одной женщины. Картина, которую она увидела в одном из питерских храмов, и отношение, с которым столкнулась, очень характерные и узнаваемые. Выкладываю эту историю именно для умного взгляда. Прошу участников форума после прочтения не осуждать никого из героев рассказа и постараться чуть лучше понять... увидеть на этом "маленьком" примере общую картину современной церковной жизни.

Ниже история.


Вчерашний день
Вчера был праздник Серафима Саровского. Он в моей жизни стал одной из жирных точек отсчета.

Первый раз я отправилась на исповедь на Серафима Саровского. Что это был его праздник, я узнала уже на месте - случайно получилось так, к моей радости. Серафима Саровского я знала и любила по-своему:) Он был свой - лесной молитвенник, понятный и, безусловно, добрый. Любить святителей мне тогда было не за что, я их заочно уважала, но не более. Почему-то я думала, что Серафим Саровский меня тоже любит. Но никогда ничего не просила у него.

Недалеко от места, где я снимала жилье, был универсам, а при входе в него был стол, за которым продавалась всякая церковная всячина. Все мои робкие заходы в храмы были пустыми. Туда надо было идти, я знала. Но когда приходила, то не понимала что я тут делаю и что надо делать вообще. Попыталась что-то делать как все (свечки ставить, лоб крестить), но было стыдно от собственной лжи, и я поспешно уходила. Потом новые попытки, такие же бесполезные.
А вот на этом "православном развале" в универсаме мне очень понравилась женщина-продавец. Я у нее купила молитвослов, что-то еще и еще и еще, пока она не сказала "хватит, Вы придете в следующий раз и купите, если нужно будет. Не кидайтесь сразу на все". Она очень хорошо улыбалась, оч. добрая была. Жаль, что не помню точно ее имя. М.б. Анна.
Как-то так легко она мне смогла сказать, что главное, что я должна сделать - это пойти на исповедь. Что мне не надо вот прямо в ближайшее воскресенье идти, но надо готовиться к этому столько, сколько мне необходимо. Я тогда вообще не понимала, что это такое "исповедь", куда идти и что еще надо. То есть я понимала, конечно, что речь о том, чтобы освободить душу от грехов, отречься от них, но как же это сделать, если вся жизнь моя из них состоит? Казалось это немыслимым, невозможным.
Эта женщина все понимала сама, без моих слов. Она сказала, что скорее всего у меня потребность исповедоваться наступит достаточно быстро, просто об этом надо все время думать стараться.
И я пошла восвояси...)))
Кажется я ее смутила, когда вскоре пришла спрашивать, куда же мне лучше пойти, в какой храм, какого батюшку искать. Она почему-то перестала улыбаться (меня всегда настораживают такие перемены, всегда думаю, что я ляпнула что-то тааакоеее..!) и сказала, что не может мне ничего посоветовать. Еще сказала, что бы я не боялась, что все будет само собой. И хорошо будет.
Конечно, все так и вышло. Я жила между церковью Серафима Саровского и Дмитрия Солунского. Выбор пал на первую.
Пришла я туда, как выяснилось, как раз на храмовый праздник. Жуть жуткая. Народу тьма, дышать нечем, куда идти - фигзнает. Перед храмом - иконная лавка, встаю в очередь за свечкой (все стоят, и я стою). Подходит очередь до женщины, которая передо мной. Она - "своя", местная. Здоровается с продавцом, спрашивает "как жизнь". Та певуче-журчащим голосом отвечает: какой же ее жизни еще быть - все хорошо, Слава Богу, батюшка, за нее, грешную, молится, вымаливает ее у Царицы Небесной.
Ух, как я позавидовала..... вот бы за меня кто бы помолился, да вымолил бы. И пошла смотреть на чудо-батюшку. То, что это знаменитый Василий Ермаков, я и тогда знала. Прозорливец, чудотворец и все такое. Может быть, это и было решающим в моем выборе куда пойти.
Но мне не понравилось. Вообще. Меня так пугал блеск в глазах окружающих, меня пугало и то, что я совершенно не знала, что же сейчас будет происходить, и как я тут должна участвовать, куда идти исповедоваться. Спросила. Мне "огрызнули", что сейчас все туда пойдут. "Пойдут" было сказано с большой натяжкой - не "пойти" было невозможно, все стоящие слились в одно тело с сотнями ног - я стала тоже "стоножкой" и куда-то поползла, постепенно влажнея всеми членами. Было катастрофически душно. При этом народ умудрялся передавать свечки "празднику", "Спасителю" куда-то еще, еще... бесконечное число свечек. Я тоже свою, почти жидкую уже, передала куда-то, думаю, что "Спасителю" - это в моем положении было актуально :))
Служба тем временем идет, так хотелось что-нибудь там понять - никак не получалось. Хотелось вообще вырваться поближе к "сцене", но "стоножка" ползла в другую сторону. Столько было сердитых теток вокруг (как я их понимаю), но тогда мне казалось, что вот они до него, о.Василия, дойдут, а отойдут уже совсем другими, с нимбами почти. Все - к раздаче нимбов!

И вот я тут, напротив батюшки с "легендарной родинкой". Меня моя продавщица из универсама наставляла, что грехи надо все изложить на бумаге. Я так и сделала: несколько листов тетрадных приготовила.
И тут он на меня смотрит долго (? или не очень) и спрашивает, как я готовилась. Я ему протягиваю листы, а он отталкивает, и снова спрашивает то же. Я говорю, что читала молитвы. "Какие?" - "Из молитвослова", - "Из какого?!" - "Из СИНЕНЬКОГО!!"
Тут у него заканчивается лимит, и он меня отталкивает за свою спину. Меня там перехватывает "матушка". Я в слезах, у меня истерика. Она пытается выяснить, почему же меня не исповедовали. Да если б я знала! Она читает мои "труды", по доброму сокрушается, пытается вести со мной душевную беседу о том, что о.Василий так и ее однажды долго не исповедовал за грехи, а потом, когда она уже вся в слезах молилась отпустить ей, он ей ласково (лукаво) сказал, что уж отпустил давно, а для воспитания хорошо получилось.
Еще она мне пела, что думается ей, что из меня хорошая православная получится. Мне-то по барабану было, какая я и когда буду, я была в отчаянии, что мне мои грехи придется с собой уносить и жить так, и спать с ними еще фигзнает сколько времени, пока батюшка не отпустит...
Праздник не удался, пришла домой как с поругания. Это я так в церковь сходила.
Вскоре собралась снова, к нему же - он же ведь не отпустил. Все было попроще уже. Народ был, но уже не в таком количестве. Батюшка был по-прежнему строг, но вопросы мне уже никакие не задавал, и даже не прочитал то, что я написала, готовясь еще к первому разу.
Я была глубоко потрясена. У меня в голове поселилась "богохульная" жгучая мысль: хваленый батюшка - козёл. Я ее сильно не думала, но больше туда уже никогда не ходила.

Начала протаптывать дорожку к храму Дмитрия Солунского в Коломягах. Там еще часовня Александра Невского была рядом. К моей радости, там все было без пугающего ажиотажа. Никто мной не занимался там, к сожалению, но и не "ковырял" меня, к счастью.
Потом моя жизнь изменилась, я переехала с Королева на Культуру. И там уже была Шуваловская церковь. Почему-то я там видела много сумасшедших. Наверное, я была похожа на одну из них, потому что батюшки как-то с опаской и легкой насмешкой со мной разговаривали. Конечно, я не могла не заметить это отношение к себе, но почему-то желание ходить в церковь они у меня не отбили. Я тогда даже неофитом еще не была, наверное. Мне категорически не везло - нужный человек, который бы меня смог ввести в христианство, так и не попадался. Господь меня услышал - трижды уложил меня в больницу, прежде чем я заметила, что есть Храм Елисаветы.

Взято: http://ladan.livejournal.com/7661.html

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Вчера был праздник Серафима Саровского
« Ответ #1 : 02 Август 2008, 15:57:47 »
   Жертва Богу - дух сокрушен.Насколько активны страсти,настолько сильно сопротивление среды на пути к Богу.При гордом расположении духа вселенная поворачивается к лесу передом,а к человеку задом...
   А после как человек смиряется несколько,через болезь,например(Господь меня услышал - трижды уложил меня в больницу, прежде чем я заметила, что есть Храм Елисаветы.)открываются преспективы.
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

konart

  • Сообщений: 258
  • Константин, Москва
    • Просмотр профиля

Re: Вчера был праздник Серафима Саровского
« Ответ #2 : 02 Август 2008, 16:31:22 »
Непросто было первым христианам, не только могли убить гонители, но и, чтобы стать христианином, принять крещение, нужно было пройти оглашение, обладать доверием членов общины. А потом, в случае падения, можно было оказаться на долгие годы отлученным от общения церковного и, стоя в притворе, просить входящих в церковь молиться за тебя. Стремящиеся же к Богу и слышавшие зов Его все это воспринимали как естественные вещи, как христианскую жизнь.
Не то сейчас. Сплошная икономия в разных видах... "Будем снисходительнее, лишь бы не ушел человек из Церкви" думают человеки. А Бог, он поругаем не бывает, вот и имеем, то что имеем - батюшек невнимательных, бабушек церковных, чтение за службой невнятное и пр., пр., пр... А ведь иначе и не понять, на какую почву упало семя. 
Если Царствия Небесного нет в тебе, неважно, что ты выбрал вместо него и почему ты это выбрал.

К. С. Льюис

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Вчера был праздник Серафима Саровского
« Ответ #3 : 02 Август 2008, 17:33:25 »
Господь видит душевное расположение каждого и думаю подталкивает каждого куда и в какой храм ходить...Не бывет безблагодатных батюшек, бывает притекание без веры...История "из жизни" как говориться...Мню что если бы её эти моменты оттолкнули бы от церкви, то Господь не попустил бы...В конце хэппи энд :-)...Слава Богу за всё! :-)...Мне так кажется :-)...Простите...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Вчера был праздник Серафима Саровского
« Ответ #4 : 02 Август 2008, 20:22:13 »
Господь видит душевное расположение каждого и думаю подталкивает каждого куда и в какой храм ходить...Не бывет безблагодатных батюшек, бывает притекание без веры...История "из жизни" как говориться...Мню что если бы её эти моменты оттолкнули бы от церкви, то Господь не попустил бы...В конце хэппи энд :-)...Слава Богу за всё! :-)...Мне так кажется :-)...Простите...

  Я тоже так думаю. Как там Господь сказал..." Приходящих ко мне не отрину вон." Извините, если не в точности процитировала. Но мысль ясна и понятна...
 И d'URIMAR fossoris весьма прав. Приструнивает Господь слишком резвых.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Вчера был праздник Серафима Саровского
« Ответ #5 : 02 Август 2008, 21:25:06 »
Во-первых, чем дальше, тем больше меня настораживает мощный оккультный слой, который образовался вокруг Серафима Саровского. И воспоминания о "батюшке" и современные сивдетельства о творящемся в Дивеево буквально полны оккультизма...
Во-вторых, что касается прихода в храм, то поводок прошлого исповедью и причастием не снимешь. Стремление к покаянию, даже самое горячее еще не есть покаяние. И чудотворчество тут, похоже, не помогает, как и "поворот страстей".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Вчера был праздник Серафима Саровского
« Ответ #6 : 03 Август 2008, 11:14:25 »
Не бывает безблагодатных батюшек, и матушек безблагодатных не бывает, и дядюшек, и тетушек... Ох, уж эта завороженность пустым образом...

Приведена типичная история т.н. воцерковления. Выводы же делаются, исходя из предпочтений, т.е. исходя из вложенных в голову шаблонов.

Посмотрите, разве "хэппи энд" то, что эта женщина стала ходить в какой-то конкретный храм? Никакого хэппи энда нет, просто человек прикрепился к одной церкви. "Хэппи энд" совершился бы, если произошло покаяние! А покаяние, как известно, перемена ума-сознания.

Дальше. Храм, в котором осела эта женщина, принадлежит альтернативной церкви (РПАЦ). В этой церкви считают, что РПЦ МП безблагодатна и в ней никто не спасется. С позиции истинных членов РПАЦ концовка приведенной истории не просто хэппи энд, а супер-супер хэппи энд. А с позиции истинных членов МП РПЦ она стала еретичкой. И тогда это полное поражение!

Мы ставим плюс или минус, исходя из собственных предпочтений, которые к действительности имеют очень далекое отношение.

Типичная история. Человек, приходящий в храм, ищет не Бога... ищет свою идею уже даже и не Бога, а батюшки - заместителя Господа на Земле. У этого человека вдолбленная идея - срочного и безоговорочного покаяния, которое, опять-таки по вдолбленности, возможно только на исповеди. Значит, без благодатного батюшки никуда не деться. Такой батюшка - суперцель! И что делать, если в 21-ом столетии в огромном граде Петра такие батюшки, готовые к раздаче благодати, вдруг кончились? Тогда ищут во втором резерве - и находят новую знаменитость. Православные женщины быстро создают истеричный ажиотаж... тем быстрее, если батюшка не против. Кому нужен истеричный ажиотаж и мление - находят его. Кому нужна реализация идеи покаяния исключительно на исповеди, тому сложнее, и тогда поселяется "жгучая мысль: хваленый батюшка - козёл".

Падшее и раздвоенное сознание живет крайностями: хваленый батюшка - ангел, а уже если не ангел, то козел. А потом выясняется, что остальные батюшки как бы и не лучше. И тогда появляется три решения: уйти из церкви; уйти в альтернативную церковь; соединить "ангела" и "козла" воедино в синтезе: безблагодатных батюшек не бывает. И этот синтез - весьма шаткая вершина падшего раздвоенного ума, с нее часто падают и никогда не поднимаются выше.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Вчера был праздник Серафима Саровского
« Ответ #7 : 03 Август 2008, 13:57:25 »
Alexander
Цитировать
Православные женщины быстро создают истеричный ажиотаж... тем быстрее, если батюшка не против.

А как на счет православных мужчин? :-)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Вчера был праздник Серафима Саровского
« Ответ #8 : 03 Август 2008, 14:03:31 »
А православных мужчин меньше. "Нормальных" мужиков в храме вообще немного. Чаще встречаются обиженные, с комплексами и больные.

maksgor

  • Сообщений: 170
  • максим
    • Просмотр профиля

Re: Вчера был праздник Серафима Саровского
« Ответ #9 : 03 Август 2008, 15:25:58 »
А православных мужчин меньше. "Нормальных" мужиков в храме вообще немного. Чаще встречаются обиженные, с комплексами и больные.
Обиженные?Это Вы уголовной терминологией пользуетесь? :-)
"Где двое или трое соберутся во Имя Мое..."Евангелие от Матфея
" ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: `Я Христос', и многих прельстят." Евангелие от Матфея

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Вчера был праздник Серафима Саровского
« Ответ #10 : 03 Август 2008, 16:03:33 »
Во-первых, чем дальше, тем больше меня настораживает мощный оккультный слой, который образовался вокруг Серафима Саровского. И воспоминания о "батюшке" и современные сивдетельства о творящемся в Дивеево буквально полны оккультизма...

Да, народный православный оккультизм выстраивается вокруг чудотворцев и юродивых. Тот же прп. Серафим Саровский как бы уходит в сторону, а вылезают разные чудеса очень оккультного свойства...

Цитировать
Во-вторых, что касается прихода в храм, то поводок прошлого исповедью и причастием не снимешь. Стремление к покаянию, даже самое горячее еще не есть покаяние. И чудотворчество тут, похоже, не помогает, как и "поворот страстей".

Так это понимание приходит выстраданным. Оно полностью соответствует святоотеческому учению, зато идет в разрез с современной партийно-батюшковой установкой на внешние формы церковно-храмовой жизни.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Вчера был праздник Серафима Саровского
« Ответ #11 : 03 Август 2008, 21:52:00 »
Нормальных" мужиков в храме вообще немного. Чаще встречаются обиженные, с комплексами и больные.

А обиженный, с комплексами и больной однажды вдруг замечает, что ничегошеньки-то в его жизни не меняется. Просто мучившие его "комплексы" переименованы в мучающих его "бесов". Советы как "сделать так, чтобы стать счастливым" заменяются "молитвой".
Некие земные образцы: был несчастным, худым и бедным - стал счастливым, мускулистым и богатым  - заменяются другими образцами - был великим грешником, потом через молитву стал великим святым.
Обычный гламур заменяется гламуром духовным.
В обычном гламуре: "Ну почему у этого-то все хорошо -  и квартира, и тачка и бабло??" "Ну, так у него папа сам знаешь кто..."
В духовном гламуре: "А вот этот-то молился-молился, а под старость смотри в какую прелесть впал! А вот тот и не молился вроде вовсе, а смотри..." "Ну, пути Господни неисповедимы, на кого уж Господь длань положит! Молись!"
Все одинаково. И у гламура обычного и у гламура духовного - на все готовы ответы. И тот, и другой мир - замкнут и самодостаточен. Тут - "иконы стиля", там - "чудотворные иконы". Парфюм и мироточение.
Первый гламур - привлекательнее. Он - циничнее, но хотя бы реальнее. Во-втором гламуре - нудность молитв, истеричность: "здесь - спасение!", очищение ума (расчистка крошечного пятачка, дерьмо с которого перекидывается на окружающую территорию - дворник-таджик утром уберет).
И первый и второй мир - хороши, привлекательны, но лживы.
Их, наверное,  надо пережить.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Re: Вчера был праздник Серафима Саровского
« Ответ #12 : 03 Август 2008, 21:57:05 »
Антиквар, Вы исходя из своего опыта говорите?

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Вчера был праздник Серафима Саровского
« Ответ #13 : 03 Август 2008, 21:58:38 »
Да

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Re: Вчера был праздник Серафима Саровского
« Ответ #14 : 03 Август 2008, 22:30:16 »
Неужели ничего не меняется? У меня тоже уныние - обычное дело, но хоть иногда жизнь беспросветной кажется - все равно молитва даёт, чувствую что даёт. Мне понятна Ваша горечь, примерно такие же чувства, бывает, испытываю.

Бог судит не за грехи, как таковые, а за отсутствие движения к Нему. Человек идёт в ад не за то что грешил, а за то, что шёл не к Богу. Это моё частное мнение, не претендующее на истину. Конечно, в понятие "идти не к Богу" входит и грех, но больше это означает - не кающийся, гордый человек, уверенный в своей праведности.
У Вас, Антиквар, мне так кажется, уныние из-за греха какого-то или страсти.